Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПРОСТОТА И ВОЗВЫШЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА


«Два ангела сидят у меня на плечах:

ангел смеха и ангел слез.

И их вечное пререкание – моя жизнь».

    Василий Розанов.

В этом году Василию Шукшину исполнилось бы 85 лет. Сорок лет, как нет его с нами, и почитатели таланта писателя, режиссера, артиста часто задаются вопросом: что мог сделать Василий Макарович, проживи до этих лет? Но так устроено, что человеку не дано знать, когда он родится, а когда покинет этот мир. Ни тело, ни душа человека не свободны – они связа­ны с законами природы и времени; можно не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них невозможно. И только духу человека духовное бытие предстает проявить себя в различных сферах деятельности, раскрывающих личностные стороны творца, многообразные душевные переживания, запе­чатленные в их творениях.

На то, что удалось сделать Шукшину в трех ипостасях за 16 лет, как последовательность ступеней его духовного само­определения в мире и в самом себе, и нашедшего себя в твор­честве, не хватило бы иным и трех жизней. Написанные им романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» дают нам представление о большой проделанной работе с документами разных эпох. Писателем объективно показаны участники тех далеких и судьбоносных исторических драм. Важным компо­зиционным, смысловым содержанием этих романов и расска­зов является мотив, который писатель-историк вносит в пове­ствование, драматический элемент, позволяющий Шукшину держать внимание читателя с неослабевающим напряжением. В сознании писателя общественное и онтологическое зло, ино­гда на бессознательном уровне, выступает в единстве. Степан Разин, его соратники и Любавин Емельян Спиридонович со своими сыновьями (из романа «Любавины») совершают злона­меренные поступки исходя из целесообразности, социальной неустроенности, незащищенности своего времени.

Читаешь эти романы, многие рассказы и приходишь к пони­манию того, что жестокость, цинизм проистекают от страдания людей, Шукшин словно ищет исполнение завета Спасителя о том, что «…где двое или трое страдающих собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18;20). В одной из записных книжек он написал: «Культурный человек… Это тот, кто в со­стоянии сострадать. Это горький, мучительный талант». Эти строки можно отнести, прежде всего, к самому Шукшину. Мною написано несколько статей, посвященных разнообраз­ной деятельности Василия Шукшина, а именно: кинематогра­фической, драматургической, публицистической.

В этой статье речь пойдет о Шукшине-рассказчике, которо­го некоторые исследователи ставят в один ряд с Чеховым, Бу­ниным, Г. Успенским. В интервью газете («Правда» от 22 мая 1974 года) Шукшин поведал читателям о своих замыслах: «Я решил твердо: из всех мук, в которые влюблен, избираю лишь одну литературу. Покину Москву и вернусь в свой родной край – в Сростки. Там, в Сростках, буду жить и работать. Самая по­требность взяться за перо лежит, думается, в душе растрево­женной. Трудно найти другую побудительную причину, чем ту, что заставляет человека, знающего что-то, поделиться своими наблюдениями, опытом, знаниями с другими людьми».

К великому сожалению, писатель не осуществил задуман­ное, через несколько месяцев его не стало. О Василии Макаро­виче написано сотни статей и книг, ему посвящено огромное количество стихов, его знали миллионы зрителей и читателей, об одном читателе и зрителе хочу сказать особо. В 2009 году в Москве вышла книга «Дорогая моя, бесценная…», посвящен­ная 100-летию матери писателя Марии Сергеевны Куксиной- Шукшиной, воспоминания многих авторов об этой славной женщине. Ренита Григорьева, режиссер и сценарист, рассказы­вает, как однажды они с Марией Сергеевной находились на Но­водевичьем кладбище у могилы Василия Макаровича, «сидим на скамеечке, и к нам подходит Косыгин Алексей Николаевич с дочкой Людмилой, у него там недалеко жена похоронена. «Вы, наверное, матушка Василия Макаровича»? И обнял ее, и начал говорить теплые слова о Василии.

Когда отошел, Мария Сергеевна спрашивает: «Это кто был­то?» – «Косыгин, – говорю, – Председатель Совета Министров СССР». И еще заметим, именно Косыгин, один из самых выда­ющихся, уважаемых людей советского времени, дал указание похоронить Василия Макаровича на самом престижном клад­бище России. Шукшин в своих рассказах расширил для лите­ратуры область возвышенного, честного и гуманного, показав те причудливые формы, в которые может вылиться добро и зло. Писатель с таким знанием, с таким мастерством раскрыва­ет причудливые изгибы души героев с их вечными исканиями, что сравним в этом, пожалуй, только с Ф.М. Достоевским. У обоих писателей герои со встревоженными мыслями и идеями, с собственным мнением, они с нетерпением принимают такие странные решения, что читатель иногда остается в недоумении, не будучи в состоянии постигнуть всей глубины душевного со­стояния, взволнованности героя, его намерений и поступков. Эти поступки алогичны, они не продиктованы стяжательством, корыстью, несут неподдельную горечь правды, растраченных иллюзий, обманутых надежд, отражающие языковые, нацио­нальные, родовые свойства русского народа.

Шукшин умел найти психологический нерв народности, что помогало ему одинаково правдиво рисовать людей как де­ревни, так и города. К этим людям у писателя много жалости и сострадания. В рассказе «Чудик», так звала жена своего мужа, который постоянно попадал в неприятные истории, но наме­рения у него были нравственные, он постоянно стремился делать добрые дела людям. Получив очередной отпуск, Чудик решил съездить к родному брату в город, которого не видел двенадцать лет. После бурной встречи и воспоминаний, кото­рые не одобрила жена брата: «А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно? – и хлопнула дверью», на другой день, когда все ушли на работу, дети в ясли, школу, Чудик разрисовал дет­скую коляску, красоту навел и пошел в город. Возвратившись с прогулки, он стал свидетелем такого диалога между братом и его женой. «Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кри­чала Софья Ивановна. – Завтра же пусть уезжает!» – «Да ладно тебе! Сонь…». – «Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается – выкину его чемодан к чертовой матери, и все».

Рассказ «Свояк Сергей Сергеевич» начинается с того, как го­родские гости приехали в деревню к родне с подарками, выка­зывая свое высокомерие и хвастаясь своей зарплатой. Во время пребывания в гостях Сергей Сергеевич учудил, удивил тем, что купил дорогой лодочный мотор свояку Андрею: «Бери…Я их таких десяток могу купить. Помни Серегу Неверова! Пошли!». Когда Андрей переступил порожек сарая, свояк вдруг запрыгнул ему на спину и закричал весело: «Ну-ка, в мах!... До крыльца!» Почему-то вспомнился случай с Л.Н. Толстым, который тоже чу­дил и удивлял своих гостей. Однажды одна из дочерей решила познакомить своего молодого человека с родителями, Толстой благожелательно отнесся к претенденту на руку и сердце дочери и, гуляя по аллее в парке, вдруг неожиданно (наклонился попра­вить лапти) запрыгнул на спину собеседника, продолжая разго­вор. Герои Василия Макаровича – часто неустроенные в жизни, но честные, со своими идеальными представлениями, проявля­ющие беспокойство, когда пытаются сделать добрые дела.

В рассказах «Горе», «Штрихи к портрету», «Жена мужа в Париж провожала», «Алеша Бесконвойный», «Жил человек», «Дядя Ермолай», «Привет Сивому» герои не имеют предше­ственников в нашей литературе. Шукшин, как художник, не может не любоваться своими чудаковатыми героями, спеша­щими делать добро, но попадающими в невероятные истории как бы против своей воли, делающие осуждающиеся людьми поступки. Через внешнюю оболочку, через все поверхностные, порою случайные и вседневные, обыденные дела людей писа­тель проникает к глубинным помыслам человека, его душев­ным устремлениям.

Странное ощущение испытываешь от рассказа «Микроскоп» и вновь переживаешь с Андреем Ериным – главным персона­жем – его страсть к необыкновенному, непознанному. Об этом же речь идет в рассказе «Упорный». Шофер Моня Квасов воз­намерился построить вечный двигатель и поражает своим мыш­лением и изобретательностью людей, пытающихся вникнуть в его неосуществимое, по определению, изобретение. В рассказе «В профиль и анфас» старик увещевает молодого механизатора, способного хорошо трудиться и зарабатывать, но пьющего, что он, имея способности и золотые руки, мог бы безбедно жить. «А мне не надо столько денег, – словно подзадоривая старика, ска­зал Иван. – Ты можешь это понять? Мне чего-то другого надо». Вот это «другое» составляет суть многих рассказов писателя.

В рассказах Шукшина проявляется русская черта характе­ра, душа требует понимания происходящих процессов в мире и осмысления, для чего живет человек. В рассказе «Верую» Мак­сим Яриков говорит не понимающей его жене, что болит душа. «Вот она, здесь, – болит! – Максим показывал на грудь. – Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую – болит». Максим спрашивает у приехавшего к соседям родственника священни­ка, болит ли у духовных лиц душа? Они под водочку ведут не­спешную беседу, и в своем комизме, с плясками и бессвязными нравоучениями Максим убеждается, что священники такие же простые люди, а значит, и у них болит душа. Рассказ «Штрихи к портрету» поражает устремлением Князева Николая Нико­лаевича, мастера по ремонту телевизоров, сформулировать на современном этапе развития человечества справедливое, целе­сообразное государство. Свои идеи, над которыми работал не­сколько лет, он увековечил в нескольких тетрадях и предлагал их разным людям для ознакомления с его системой государ­ственного переустройства. Князев, интуитивно понимая, что общество является сложным, противоречивым, взаимосвязан­ным, целостным организмом, пытается устранить посредством государства негативные, противоречивые тенденции, напри­мер: решить проблему с коррупцией, узаконить справедли­вость во всех социальных слоях общества.

Процитирую небольшой фрагмент из его сочинения: «Госу­дарство – это многоэтажное здание, все этажи которого прозва­ниваются и сообщаются лестницей. Причем этажи постепенно сужаются, пока не останется наверху одна комната, где и поме­щается пульт управления». Этим пультом управляют высоко­квалифицированные специалисты-государственники. Рассказ «Непротивленец Макар Жеребцов» – так звали почтальона, ко­торый на уровне своего интеллекта вмешивается в житейские дела односельчан. Макар, увидев идущего навстречу знакомого (сократовский метод), начинал интересоваться делами семьи, при этом вопросы его были въедливыми, а сила нравоучений становилась оскорбительной, когда он давал советы. В душе у слушателей прорастал протест против морализатора, и он иногда был бит. А сам Макар после очередного диалога сокру­шался: «Я сам не знаю, мне их жалеть или надсмехаться над ними. Хожу, гляжу – охота помочь советом каким-нибудь. По­том раздумаешься: да пошли вы все… Как жили, так и живите, кроты». Шукшинские персонажи, борясь со злом, чувствуют его переизбыток, не оттесненный добром. Зло рассеяно в мире, оно – каждодневная реальность и выражается в предательстве, алчности, стяжательстве, лжи, лицемерии. Это показано в рас­сказах: «Привет Сивому», «Крепкий мужик», «Беспалый», «Степкина любовь», «Осень», «Обида»,

В этих характерах Шукшин выделяет одну ведущую черту (любознательность) и обыгрывает ее в комедийно-сатириче­ском ключе. В цепи восприятий данных персонажей внимание дробится между другими второстепенными персонажами, по­этому они не выделяются так, как выделялись, будь они одни. Тема по сути своей в данных рассказах, несмотря на юмор, христианская, созвучная Достоевскому. За всеми этими стран­ностями и несуразностями героев просматривается здравое усилие реализовать одну сверхзадачу – понять людей, их по­ступки, а через них – и самого себя. Человеку даны от Бога определенный способ телесного существования, особая фор­ма душевной жизни, духовного бытия. Все многочисленные рассказы писателя незамысловаты в сюжетной линии, они просты и складываются из повседневных будней, забот о хле­бе, одежде, из привычных дел, на которые уходит отпущенный человеку срок, и в то же время они дают надежду, в них нет пошлости, есть удивление, возвышенность.

Простота и возвышенность – главнейшие черты и отличи­тельный признак творчества Шукшина. Простота – это почти всегда красота, так как естественна, будь то в искусстве, в сло­ге, в манерах, одежде. Неподдельность, живость, удивление, описание чувств, страстей, то сильнейшее действие, которое персонажи произведений писателя производят на читателя. Как действие музыки принадлежит, прежде всего, звуку, так слово Шукшина влияет на чувства и разум читателя. Его слово объективно отражает внешний и внутренний облик человека, не искажает природную сущность, не приводит к омертвлению духовного мира человека, а, наоборот, возвышает, открывает читателю, что есть подлинно главное и ценнейшее в жизни. Слово Василия Шукшина дает нам, читателям, нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести наказание и жертвы. За­кончить свою статью о Василии Макаровиче хочу простыми строчками читателя и почитателя Шукшина Леонида Чикина:

_«Как_ценил_он_людей,_как_любил._
_Жаль,_как_любят_его_–_не_увидит»._