Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





МОЛИТВА ПОЭТА


Держу в руках поэтический сборник Сергея Камышникова «Вполголоса», выпущенный издательским домом «Слово» в 2011 г. Почему-то подумалось, отталкиваясь от названия, что появится в будущем и книга «В полный голос». Дай-то Бог. Я не знаю о поэте ничего: кем он работает, каков его возраст, об­разование, жизненные приоритеты. Да, наверное, и не нужно знать подробности биографии, она отражается в стихах, как проявляется фотография. Открываю сборник на странице 78, вчитываюсь в стихотворение «На стыках»:

_Сквозь_медные_воспоминаний_трубы_
_Я_вижу_явственней_всего,_
_Как_билась_жизнь_на_стыках_грубых_
_Тридцатилетья_моего._
_Еще_в_стволах_сосновых_доски_
_Растут_на_гроб_мой,_не_спеша._
_А_жизнь_летит._На_стыках_жестких_
_То_вскрикнет,_то_замрет_душа._

В этих строчках угадывается непростая дорога прожитых лет. Автор владеет богатым арсеналом искусных технических средств: стихотворения его полны аллитераций и каламбуров. Поэт не отворачивается от тех трагических событий в стране, которые все чаще и чаще приобретают характер закономерно­стей. Нельзя жить глухим обывателем к событиям, происходя­щим в стране. Читаешь его некоторые стихотворения и ощуща­ешь глубинный уровень восприятия мира, выходящий уже во внелитературное пространство. Результаты этого самораскры­тия парадоксальны, в стихах иногда проскальзывает нарочитая субъективность, но она бывает чрезвычайно плодотворной, в ней коренятся цельность и высокая значимость разрозненных исканий, глубоко скрыт трагизм переживаний событий, проис­ходящих в России.

_Катилась_дыба_по_стране._
_По_высшему,_по_злому_повеленью._
_Такое_не_приснится_и_во_сне_
_Ни_моему,_ни_младше_поколенью._

И далее:

_Коль_не_точить_литературный_меч?_
_Ну,_Пушкиным,_конечно,_можно_Блоком,_
_От_телемути_Родину_сберечь._

Сомневаюсь, ибо «телемуть» имеет коммерческую основу, и даже Пушкин и Блок в наше время не имели бы успеха в борьбе с ней. С. Камышников страдает от всего увиденного, услышанного, прочитанного, он не может снизить свой идеал понимания действительности, оторванный и не совпадающий с реальной жизнью, и чувствует свою виноватость за все, что происходит в стране. В стихотворении «Молитва» он кается за свои прегрешения и надеется искупить их своим творчеством.

_Господи,_истины_дай_мне_и_силы,_
_В_городе_гулком_и_в_сельской_глуши,_
_И_помоги_сохранить_до_могилы_
_Твой_отпечаток_в_сознанье_души._
_Господи,_милости_дай_и_спасенья_
_Толикой_малой_тебя_повторить,_
_От_понедельника_до_воскресенья_
_Нужное_людям_творить_и_творить._

Читая молитву современного поэта, вспомнил, не для сравнения и анализа, молитву М.Ю. Лермонтова, в которой речь идет об истоках творчества, процитирую не полно­стью:

_В_минуту_жизни_трудную_
_Теснится_в_сердце_грусть:_
_Одну_молитву_чудную_
_Твержу_я_наизусть._
_Есть_сила_благодатная_
_В_созвучье_слов_живых,_
_И_дышит_непонятная,_
_Святая_прелесть_в_них…_

В обеих молитвах речь идет о творчестве, о духовной суб­станции постижения истины, о чрезвычайно важном понима­нии разнообразных форм бытия. Хочу затронуть еще одну тему в творчестве С. Камышникова – тему любви. Это вечная тема, и ни один поэт мира во все времена не обходил ее стороной. Тончайшее проникновение в эту деликатную сферу отношений между людьми представляет лейтмотив, универсум, дискурс, пронизывающий всю сущность человека. У Сергея есть такие строки:

_От_равнодушья,_от_неверья_
_Любовь_уходит,_жизнь_круша,_
_И_долго_будет_хлопать_дверью_
_Пустая_гулкая_душа._
_И_нету_сил_захлопнуть_дверцу._
_И_ночь_светла,_и_темен_день._
_Никем_не_занятое_сердце._
_Ну,_заходи,_кому_не_лень._

В данном стихотворении любовь – голод телесный, му­чительный, его можно утолить («заходи, кому не лень») на какое-то время, но нельзя перебороть. Чувствуется, поэта свя­зывает не только телесное с женщиной, но и духовное, кото­рое в их взаимоотношениях доминирует. Отчаяние, жестокое чувство горечи из-за предательства порождает иллюзию. Ил­люзия возникает в результате беспомощности перед реально­стью. Голос телесного переживания превращается в демони­ческую силу, лишенную человеческих чувств. В народе метко замечено: пороки можно скрасить, но никого они не красят. В стихотворении «Ангелы» поэт продолжает выказывать свои переживания:

_Ждала,_но_устала..._
_А_я-то_Тебя_отличал_от_других._
_И_душу_мне_женщина_чья-то_
_Согрела_в_ладонях_своих._
_Как_мельница_время_мололо,_
_Судьбу_жерновами_вертя._
_И_ангелы_женского_пола_
_Спасали_любовью_меня._

В данном стихотворении Демон скрыт под маской ангела, а ангел – под маской женщины. У великого русского мыслителя­поэта Вл. Соловьева Демон и Ангел – запредельные сущности, постичь которые человек не способен и соответственно выра­зить их в слове. Он писал:

_Сказочным_чем-то_повеяло_снова…_
_Ангел_иль_Демон_мне_в_сердце_стучится?_
_Форму_принять_мое_чувство_боится._
_О,_как_бессильно_холодное_слово!_

Да, слово бывает бессильно, но в определенное время и всемогуще. Что притягательно для меня в стихах С. Камыш­никова? Христианская позиция поэта, он четко выражает свое национальное своеобразие, оно в его творчестве является бла­гоприятным фоном, и путем такой ретроспекции поэт вос­создает свою мировоззренческую, эстетическую, языковую платформу, поэтический мир которой приобретает силу и зна­чимость. Интересная книга появилась в Тюмени, и ее автор до­стойно включается в обойму писателей Сибири.