Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ТРИ ЛИКА ВРЕМЕНИ


Автор сенокосного романа «Белая яма» Максим Осколков является профессором-экономистом Тюменского сельскохо­зяйственного университета. Его сегодняшнему социальному статусу предшествовал большой жизненный опыт, не потеряв­шийся в переплетениях и коллизиях, изменениях российской действительности духовно-нравственных ориентиров. Любовь писателя к малой родине была не врожденной, она была при­вита с детства дорогими ему людьми, выраженной и взлелеян­ной крестьянскими устоями, бытом, они были пристанищем и покровом для него. И кто их однажды познал, впитал в себя, в том они оставляют след, который нельзя ни забыть, ни изгла­дить. Начинается роман с подготовки к сенокосной поре, когда в каждом подворье все, от мала до велика, заняты делом.

Бабушка Аксинья наставляет своего внука Левушку, впер­вые выезжающего на покос со взрослыми, как себя вести со сверстниками, с животными. «...На чужих глазах будешь жить, поэтому веди себя достойно. Со взрослыми в пререканья не вступай, если че у них спросить захочешь, то сначала вопрос­то обдумай со всех сторон и только тогда вступай в разговор. Учись слушать – это большое дело». Бабушке есть что сказать внуку, она староверка, с высоты своих лет, опыта пытается вну­шить подростку мысль, что есть крестьянские, базовые ценно­сти, которые время не изменяет, а лишь совершенствует людей, нацеленных на добро, уклад прошлого становится сокровенной частью думающего человека, его ценным достоянием. Автор в деталях описывает, как едут покосники на участки, веками используемые предшествующими поколениями, и среди них были и те, кто не один десяток лет осваивал левобережье По­исетья. Молодежь вливалась в среду людей, которые проявили себя как метчики, укладчики копен, стогоправы, копновозы, подскребальщики, имеющие навыки прошлых лет.

Они постигали эмоционально-ценностные основы кре­стьянского лада прошлой жизни и приобретали новые отно­шения, связанные с появлением техники, вызывающей необъ­яснимую привлекательность у молодых людей. Автор романа рассказывает о трудовых буднях людей послевоенного пери­ода, когда техника только начинала появляться в период се­нокосной страды. Она несла в себе момент волшебного пре­вращения, завораживала труженика, привыкшего все делать руками, спектром открывающихся возможностей. Люди связы­вали с внедрением техники во все сферы производства новое измерение времени, когда все озарится великими надеждами и свершениями. Но чуда не происходит, так как развитие науки и техники иногда страшит непредсказуемостью будущего, это не формирует у людей нравственность. Когда-то русский мыс­литель Вл. Соловьев писал об отношениях города и деревни, науки и нравственности. Он считал в конце XIX века, что де­ревня является носительницей духовности и нравственности, она подпитывает этими ценностями город. Но сегодня Интер­нет убрал эти различия, и деревня болеет теми же болезнями, каковые несет нам современная западная цивилизация.

Роман М. Осколкова населен многочисленными персона­жами, в основном молодежью, которые умеют беззаветно, бескорыстно работать и даже находить время для отдыха, со­чиняя песни и частушки и потешая всех вечером на импрови­зированных концертах и во время танцев. Работа на сенокосе сплачивает молодых людей, а иногда и разобщает, она высве­чивает характеры, внутренние разлады и, наоборот, мудрое стремление преодолевать разрушительные крайности между влюбленными парами. В романе показаны взаимоотношения между юношами и девушками, начинающиеся робко и цело­мудренно, переходящие в настоящую любовь. Вот лишь одно описание этой целомудренной любви: «Иван ласкал и целовал Дуняшу, доводя себя, но разумом понимал, что они у грани за­претной черты, переходить за которую нельзя – за ней нрав­ственное падение, крах их общим мечтам и надеждам. Дуняша погружалась в неутихающую страсть. «Боженька, продли эти сладостные страдания, – шептали ее губы, – отодвинь день на­шего расставания».

Хочу особо остановится на двух персонажах, которые в романе «Белая яма» играют ключевую роль – Ионин Дми­трий Михайлович, мудрый старик, звеньевой, участник рус­ско-японской войны, и бригадир сенокосной страды Паньшин Николай Федорович. В минуты краткого отдыха, в основном ночные часы, они ведут неспешные разговоры о России, ее истории на различных этапах развития. Начитанный многому­дрый Дмитрий Михайлович погружает Николая Федоровича в исторические события прошлых лет, он на своем мировоз­зренческом, интеллектуальном уровне старается обнаружить общие тенденции развития народов, соотнести историю с со­временностью. Путь под гору заставляет Ионина чаще и чаще оборачиваться назад, к вечно меняющемуся времени. Мир прошлого – остановившийся, законченный мир, в который не вмешиваются случайности, ибо его нельзя изменить, но он на­поминает о себе.

Процитирую небольшой фрагмент диалога друзей о демо­графии, в котором речь идет о сокращении населения неполно­ценных народов, уже есть известная концепция, созданная на Западе, «золотого миллиарда». Паньшин задает вопрос: как могут наши недруги повлиять в мирное время на уменьшение численности населения России? «Николай Федорович, еще Гитлер, задолго до нападения на нашу страну, в своих откро­вениях с приближенными говорил вроде того, что существует много способов сокращения численности неполноценных на­ родов, плодящихся подобно мухам и комарам. Не обязательно убивать их на войне. Нужно просто систематически препят­ствовать их плодовитости. Такой подход позволит нам, говорил он, без лишнего кровопролития довести нежелательный нам народ до вымирания». Дальше Ионин, пользуясь данными со­временных западных стратегов войны, рассказывает, что нуж­но делать, чтобы сократить население Земли. Мы, люди XXI столетия, не раз встречали мудрых стариков, подобных Иони­ну, которые живут воспоминаниями и в то же время глубоко осмысливают и анализируют настоящее. Такие личности были во все эпохи развития общества.

Роман М. Осколкова «Белая яма» характеризует ситуации эмоционально-ценностных жизненных приоритетов прошло­го и настоящего, эта обращенность к разному времени разви­тия нашего Отечества становится очень важной для молодого поколения. Время для всех нас, старых и молодых, остается самым непостижимым фактором бытия. Каждый читатель ро­мана М. Осколкова через призму времени вглядывается в ка­лейдоскоп прошлой и настоящей жизни, пытаясь постичь ее загадочный смысл и наше собственное предназначение.