Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПОДВЕДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ


Литературно-художественному студенческо-преподава­тельскому альманаху Тюменского государственного нефтега­зового университета 12 лет, и хотя это не круглая, юбилейная дата, однако хочется поразмышлять над смыслами и пере­живаниями авторов последних четырех сборников «Арион». Авторы «Ариона» (а это студенты, аспиранты, профессора, члены Союза писателей России) в глубоких раздумьях, напря­женных размышлениях стремятся отразить судьбу Отечества, заглянуть в его прошлое и связать с настоящим. Дух авторов мечется от надежды к отчаянию, от глубокой подавленности и пессимизма к безудержному жизнелюбию, от мрачной дей­ствительности к обожествлению человека – центра мирозда­ния, венца всего сущего. Проникновенные строки о любви к Родине, ее природе, о радостях и страданиях преданного серд­ца к своему народу всегда воспринимались как общественно значимые на Руси.

Вот как написала об этом Надежда Исаченко, доцент кафе­дры философии, в стихотворении «Люблю тебя, Россия!»

_Я_русская_душой_и_мыслью._
_Я_русская._И_тем_горжусь._
_Я_без_России_жизнь_не_мыслю._
_И_в_том_признаться_не_стыжусь._
_Люблю_я,_Русь,_твои_просторы,_
_Бескрайние_пшеничные_поля,_
_Душистые_луга_и_долы,_
_И_синие_бездонные_моря…_

В каждое стихотворение, рассказ, статью внесена глубоко личная нота. Судьба России связана с судьбой родного языка, изысканной, мелодичной речью, которая вся дышит сознани­ем своей значимости, а следовательно, и всей духовной жиз­нью общества, во многом воспроизводит логику их языкового мышления. У каждого автора свой жизненный опыт, мировоз­зрение, привычки, свой нрав, своя биография, свое живое све­чение, выраженное в слове. Включение в жанровую плоть ли­тературы жизненных пластов позволяет авторам расширение и углубление средств лексики, дает приблизиться к осознанию своей эстетической платформы. Эстетическая платформа авто­ров связана с мировоззрением. Трагическое мироощущение от происходящих сегодняшних событий не могло не сказаться на творчестве, так как реальная жизнь – это инструмент для опре­деления соответствия между действительностью и объектив­ным положением в России.

Пассивность и равнодушие глубоко чужды авторам, они чутко прислушиваются к голосам, в которых слышатся мучи­тельные тревоги, рассказы, стихи полны мрачных апокалип­тических намеков, это чувствуется в их диалектальной фраг­ментарности социума. Олигархический, чиновничий режим высасывает из России минеральные ресурсы для своего обога­щения. Нефть, газ, металлы, лес, капиталы, интеллект уплыва­ют за рубеж, а в это время страна вымирает по миллиону в год (в основном русских). Деревня вымирает, спасти ее – значит, спасти Россию.

Либералы-демократы прозападной ориентации, антирос­сийски настроенные, пытаются навязать такую идеологию, кото­рая обесценивает все, на что Отечество тратило силы в течение многих столетий. В прессе часто цитируется афоризм: «угарное упоение потреблением», ведущее к тотальной коррупции в стра­не. Председатель Конституционного суда В. Зорькин вынужден констатировать: «…Слишком глубоко – и это нужно признать – зашла у нас в Отечестве оргпреступная болезнь».

Безнадежность, смятенное чувство бессилия, обуреваемо­го идеями оскудения мощи советского времени, избыточности минувшего – отражено в текстах авторов «Ариона». С. Дюка­лов в стихотворении «Наболевшее» написал:

_Россия_заросла_бурьяном,_
_Лугов_медовых_не_найдешь,_
_Деревня_утонула_в_пьяни,_
_И_измельчала_молодежь._
_Забыли_люди_запах_мяты_
_И_свежескошенной_травы._
_Теперь_мы_молимся_на_Запад,_
_Где_косы_–_росы_не_нужны._
_Пишу_–_и,_кажется,_невольно,_
_Что_кровь_струится_из_пера._
_России_нестерпимо_больно_–_
_Душа_ее_давно_больна._

Однако многие авторы, под безжалостным давлением не­взгод и неприятностей, сохраняли свои честолюбивые мечты, личностные запросы, сохранили свою Душу. Душа является центром, властителем, управителем всей деятельности челове­ка. Кроме того, частью души является разум, интеллектуально познающее начало, Душа – это и часть всеобщего космическо­го разума.

За 12 лет в сборнике «Арион» опубликовали свои произве­дения около ста авторов.

Годы бегут, а весна приходит снова и снова, новые поколе­ния поэтов и прозаиков заставляют наш рассудок безумство­вать, ибо необоримое неистовство клокочет вокруг нас, жажда снедает нас, читателей, в поисках новых имен в литературе, науке.

Новые стихи, рассказы, статьи авторов обрушиваются в не­сколько мгновений на чувства и разум читателей. Но за этими мгновениями угадываются бесчисленные часы, груз годов, по­иск, опыт, усидчивость, тревога и осознание того, что ничто не дается даром. Осмысливая тексты авторов, приходишь к по­ниманию: в мир неотвратимо властно вторгается нестерпимое чувство вечного возобновления, преображения, безудержное желание прервать предшествующий опыт, оторваться от него и зажечь в себе жажду познать и отразить художественными средствами бесконечно разнообразные события нашего време­ни.

Среди великого множества литературно-художественных журналов, сборников «Арион» – почти неведомая частица в море литературы, и если его выпуск по каким-либо причинам прекратится, он уже имеет свою небольшую историю, вплетен­ную в литературный процесс Сибири.