Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин
СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН
ПОДВЕДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ
Литературно-художественному студенческо-преподавательскому альманаху Тюменского государственного нефтегазового университета 12 лет, и хотя это не круглая, юбилейная дата, однако хочется поразмышлять над смыслами и переживаниями авторов последних четырех сборников «Арион». Авторы «Ариона» (а это студенты, аспиранты, профессора, члены Союза писателей России) в глубоких раздумьях, напряженных размышлениях стремятся отразить судьбу Отечества, заглянуть в его прошлое и связать с настоящим. Дух авторов мечется от надежды к отчаянию, от глубокой подавленности и пессимизма к безудержному жизнелюбию, от мрачной действительности к обожествлению человека – центра мироздания, венца всего сущего. Проникновенные строки о любви к Родине, ее природе, о радостях и страданиях преданного сердца к своему народу всегда воспринимались как общественно значимые на Руси.
Вот как написала об этом Надежда Исаченко, доцент кафедры философии, в стихотворении «Люблю тебя, Россия!»
_Я_русская_душой_и_мыслью._
_Я_русская._И_тем_горжусь._
_Я_без_России_жизнь_не_мыслю._
_И_в_том_признаться_не_стыжусь._
_Люблю_я,_Русь,_твои_просторы,_
_Бескрайние_пшеничные_поля,_
_Душистые_луга_и_долы,_
_И_синие_бездонные_моря…_
В каждое стихотворение, рассказ, статью внесена глубоко личная нота. Судьба России связана с судьбой родного языка, изысканной, мелодичной речью, которая вся дышит сознанием своей значимости, а следовательно, и всей духовной жизнью общества, во многом воспроизводит логику их языкового мышления. У каждого автора свой жизненный опыт, мировоззрение, привычки, свой нрав, своя биография, свое живое свечение, выраженное в слове. Включение в жанровую плоть литературы жизненных пластов позволяет авторам расширение и углубление средств лексики, дает приблизиться к осознанию своей эстетической платформы. Эстетическая платформа авторов связана с мировоззрением. Трагическое мироощущение от происходящих сегодняшних событий не могло не сказаться на творчестве, так как реальная жизнь – это инструмент для определения соответствия между действительностью и объективным положением в России.
Пассивность и равнодушие глубоко чужды авторам, они чутко прислушиваются к голосам, в которых слышатся мучительные тревоги, рассказы, стихи полны мрачных апокалиптических намеков, это чувствуется в их диалектальной фрагментарности социума. Олигархический, чиновничий режим высасывает из России минеральные ресурсы для своего обогащения. Нефть, газ, металлы, лес, капиталы, интеллект уплывают за рубеж, а в это время страна вымирает по миллиону в год (в основном русских). Деревня вымирает, спасти ее – значит, спасти Россию.
Либералы-демократы прозападной ориентации, антироссийски настроенные, пытаются навязать такую идеологию, которая обесценивает все, на что Отечество тратило силы в течение многих столетий. В прессе часто цитируется афоризм: «угарное упоение потреблением», ведущее к тотальной коррупции в стране. Председатель Конституционного суда В. Зорькин вынужден констатировать: «…Слишком глубоко – и это нужно признать – зашла у нас в Отечестве оргпреступная болезнь».
Безнадежность, смятенное чувство бессилия, обуреваемого идеями оскудения мощи советского времени, избыточности минувшего – отражено в текстах авторов «Ариона». С. Дюкалов в стихотворении «Наболевшее» написал:
_Россия_заросла_бурьяном,_
_Лугов_медовых_не_найдешь,_
_Деревня_утонула_в_пьяни,_
_И_измельчала_молодежь._
_Забыли_люди_запах_мяты_
_И_свежескошенной_травы._
_Теперь_мы_молимся_на_Запад,_
_Где_косы_–_росы_не_нужны._
_Пишу_–_и,_кажется,_невольно,_
_Что_кровь_струится_из_пера._
_России_нестерпимо_больно_–_
_Душа_ее_давно_больна._
Однако многие авторы, под безжалостным давлением невзгод и неприятностей, сохраняли свои честолюбивые мечты, личностные запросы, сохранили свою Душу. Душа является центром, властителем, управителем всей деятельности человека. Кроме того, частью души является разум, интеллектуально познающее начало, Душа – это и часть всеобщего космического разума.
За 12 лет в сборнике «Арион» опубликовали свои произведения около ста авторов.
Годы бегут, а весна приходит снова и снова, новые поколения поэтов и прозаиков заставляют наш рассудок безумствовать, ибо необоримое неистовство клокочет вокруг нас, жажда снедает нас, читателей, в поисках новых имен в литературе, науке.
Новые стихи, рассказы, статьи авторов обрушиваются в несколько мгновений на чувства и разум читателей. Но за этими мгновениями угадываются бесчисленные часы, груз годов, поиск, опыт, усидчивость, тревога и осознание того, что ничто не дается даром. Осмысливая тексты авторов, приходишь к пониманию: в мир неотвратимо властно вторгается нестерпимое чувство вечного возобновления, преображения, безудержное желание прервать предшествующий опыт, оторваться от него и зажечь в себе жажду познать и отразить художественными средствами бесконечно разнообразные события нашего времени.
Среди великого множества литературно-художественных журналов, сборников «Арион» – почти неведомая частица в море литературы, и если его выпуск по каким-либо причинам прекратится, он уже имеет свою небольшую историю, вплетенную в литературный процесс Сибири.