Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин
СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН
ЧУВСТВЕННО-СМЫСЛОВАЯ ПЛАТФОРМА ПИСАТЕЛЯ
Мои суждения о творчестве тюменского писателя Николая Коняева носят фрагментарный характер, т.е. высказываю свои суждения о некоторых произведениях. Я позволю себе небольшой змоциональный комментарий к сухой биографической справке Коняева, по сути своей творческой натуры, высокого профессионализма, нестяжателя по жизни, православного человека по убеждениям. Род деятельности, профессия налагают на человека определенный отпечаток, природная наклонность обнаруживается рано, влечет его к ней, создает, влияет, формирует его. Н. Коняев имеет два высших образования: финансово-экономическое и литературное, которые он во всей полноте отразил в документальной повести «Моя нечаянная Родина». В этой повести, размышляя о судьбах родственных, близких по духу людей, привязанных к событиям, происходящих в России, писатель доказывает необходимость иметь каждому человеку исторические, религиозные, национальные корни. А главное, подчеркивает он, нужно иметь и уметь давать чувствовать, что ты пришел в этот мир не обывателем, что ты нужен Родине, и даже после смерти нужен ей твой дух.
В этой повести нет прямого объяснения в любви к ХантыМансийскому району, поселку Нялино, малой родине, где родился писатель, эта любовь присутствует не в умозрительных словесных конструкциях, не в имитации действительности, не в борьбе с реальностью, а приближении к ней, которая, расширяясь, отражает глубокую любовь к России. В его произведениях нет лживой приблизительности, двоедушия, нарочитых помыслов, не соответствующих действительности.
Продолжение этой темы читатель обнаруживает в лирической повести «О, ля-ля!». В ней, как и в других повестях и рассказах, много фактического материала, связанного с бытом, детализацией этого быта, но они не утомляют читателя, а, наоборот, заставляют пристально всматриваться в детали, чтобы понять их роль в семейных отношениях.
Повесть автобиографична, в ней угадывается общественная деятельность писателя, погруженного в дела писательской организации и личные бытовые хлопоты, связанные с получением квартиры, вожделенная мечта миллионов людей, прорывающихся в новое измерение жизненных и практических установок современного бытия. На фоне многочисленных дел автор сталкивается с различными людьми, с их мировоззренческими, порой жестокими, прагматическими, моральными, а иногда аморальными установлениями.
Так, во время обустройства новой квартиры, писатель прислушивается к полемике двух помощников, с их диаметрально противоположными воззрениями: один представляет коммунистическую идеологию, а другой – либеральную. Процитирую небольшую часть полемики: «Антон Владимирович: Ну что, ну что вы о своей свободе, тоталитарном режиме, Иван Мефодьевич, что, вас в цепях держали, да? Да при коммунистах в стране порядок был. А что сейчас? Бардак! Разор! Погром!»
Это неаллегорическое противостояние, но вполне живое, и писатель втягивает читателя, побуждая его к размышлению на метафизическом уровне, выводя его из событийной плоскости в новое измерение самораскрытия, благодаря чему создается впечатление не только широты понимания, но и глубины происходящих событий в России. Результаты этого самораскрытия автора и читателя очевидны. Писатель является участником и созерцателем этих событий, он свободно ориентируется в политических, экономических тонкостях жизни страны, осмысливая причудливую космогонию изменения, эволюцию, улавливая этические тонкости взглядов людей. Хороший писатель всегда ставит себя на место читателей и когда придает своему произведению глубину и изящество, он хорошего мнения о них.
В рассказах «Обидно», «Чтоб нас тоже видели», «Русский хант» Н. Коняев продолжает мировоззренческую линию, показывая контрасты сегодняшней жизни людей, разделивших их на бедных и богатых. Автор призывает своих героев: словесного сочинителя Говоркова, предпринимателя Векшина, Мишуню Бикбаева к социальному порядку, к законничеству, однако помыслы, жизненные смыслы этих персонажей космоцентричны, они верят в благодать случая, удачу, но они социально не предопределены и непредсказуемы в период либерального, торгашеского, спекулятивного «социума».
Жизнь некоторых людей, независимо от воли и желания, ставит их в пограничные ситуации между добром и злом, и человек, как показывает Николай Коняев, становится существом асоциальным, но в то же время он претендует на внутреннюю свободу. Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда часть людей пытается убежать из социума и укрыться в социальных сетях параллельного мира. Они верят в некий универсализм пришедших и уходящих явлений, объясняющий принципы развития общества, в котором есть обретения и утраты, богатство и нищета, но они, по их мнению, преходящие и исчезающие. Сюжет произведения рождается у Н. Коняева, мое субъективное мнение, на соотношении мысли чувства, а чувственная мысль влечет за собой содержание произведения. Их единение создает внутренний мир, гармонию писателя, восстанавливает духовную субстанцию, необходимую для творчества.
Широкий диапазон художественных средств и образная выразительность произведений Николая Коняева выводит значение его творчества за пределы Сибири.