Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ЧУВСТВЕННО-СМЫСЛОВАЯ ПЛАТФОРМА ПИСАТЕЛЯ


Мои суждения о творчестве тюменского писателя Николая Коняева носят фрагментарный характер, т.е. высказываю свои суждения о некоторых произведениях. Я позволю себе неболь­шой змоциональный комментарий к сухой биографической справке Коняева, по сути своей творческой натуры, высокого профессионализма, нестяжателя по жизни, православного че­ловека по убеждениям. Род деятельности, профессия налагают на человека определенный отпечаток, природная наклонность обнаруживается рано, влечет его к ней, создает, влияет, форми­рует его. Н. Коняев имеет два высших образования: финансо­во-экономическое и литературное, которые он во всей полноте отразил в документальной повести «Моя нечаянная Родина». В этой повести, размышляя о судьбах родственных, близких по духу людей, привязанных к событиям, происходящих в России, писатель доказывает необходимость иметь каждому человеку исторические, религиозные, национальные корни. А главное, подчеркивает он, нужно иметь и уметь давать чувствовать, что ты пришел в этот мир не обывателем, что ты нужен Родине, и даже после смерти нужен ей твой дух.

В этой повести нет прямого объяснения в любви к Ханты­Мансийскому району, поселку Нялино, малой родине, где ро­дился писатель, эта любовь присутствует не в умозрительных словесных конструкциях, не в имитации действительности, не в борьбе с реальностью, а приближении к ней, которая, рас­ширяясь, отражает глубокую любовь к России. В его произве­дениях нет лживой приблизительности, двоедушия, нарочитых помыслов, не соответствующих действительности.

Продолжение этой темы читатель обнаруживает в лири­ческой повести «О, ля-ля!». В ней, как и в других повестях и рассказах, много фактического материала, связанного с бытом, детализацией этого быта, но они не утомляют читателя, а, на­оборот, заставляют пристально всматриваться в детали, чтобы понять их роль в семейных отношениях.

Повесть автобиографична, в ней угадывается обществен­ная деятельность писателя, погруженного в дела писательской организации и личные бытовые хлопоты, связанные с полу­чением квартиры, вожделенная мечта миллионов людей, про­рывающихся в новое измерение жизненных и практических установок современного бытия. На фоне многочисленных дел автор сталкивается с различными людьми, с их мировоззрен­ческими, порой жестокими, прагматическими, моральными, а иногда аморальными установлениями.

Так, во время обустройства новой квартиры, писатель при­слушивается к полемике двух помощников, с их диаметрально противоположными воззрениями: один представляет коммуни­стическую идеологию, а другой – либеральную. Процитирую небольшую часть полемики: «Антон Владимирович: Ну что, ну что вы о своей свободе, тоталитарном режиме, Иван Ме­фодьевич, что, вас в цепях держали, да? Да при коммунистах в стране порядок был. А что сейчас? Бардак! Разор! Погром!»

Это неаллегорическое противостояние, но вполне живое, и писатель втягивает читателя, побуждая его к размышлению на метафизическом уровне, выводя его из событийной плоскости в новое измерение самораскрытия, благодаря чему создается впечатление не только широты понимания, но и глубины про­исходящих событий в России. Результаты этого самораскрытия автора и читателя очевидны. Писатель является участником и созерцателем этих событий, он свободно ориентируется в по­литических, экономических тонкостях жизни страны, осмысли­вая причудливую космогонию изменения, эволюцию, улавливая этические тонкости взглядов людей. Хороший писатель всегда ставит себя на место читателей и когда придает своему произ­ведению глубину и изящество, он хорошего мнения о них.

В рассказах «Обидно», «Чтоб нас тоже видели», «Русский хант» Н. Коняев продолжает мировоззренческую линию, по­казывая контрасты сегодняшней жизни людей, разделивших их на бедных и богатых. Автор призывает своих героев: словесно­го сочинителя Говоркова, предпринимателя Векшина, Мишу­ню Бикбаева к социальному порядку, к законничеству, однако помыслы, жизненные смыслы этих персонажей космоцентрич­ны, они верят в благодать случая, удачу, но они социально не предопределены и непредсказуемы в период либерального, торгашеского, спекулятивного «социума».

Жизнь некоторых людей, независимо от воли и желания, ставит их в пограничные ситуации между добром и злом, и че­ловек, как показывает Николай Коняев, становится существом асоциальным, но в то же время он претендует на внутреннюю свободу. Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда часть людей пытается убежать из социума и укрыться в социальных сетях параллельного мира. Они верят в некий универсализм пришедших и уходящих явлений, объясняющий принципы раз­вития общества, в котором есть обретения и утраты, богатство и нищета, но они, по их мнению, преходящие и исчезающие. Сюжет произведения рождается у Н. Коняева, мое субъектив­ное мнение, на соотношении мысли чувства, а чувственная мысль влечет за собой содержание произведения. Их единение создает внутренний мир, гармонию писателя, восстанавливает духовную субстанцию, необходимую для творчества.

Широкий диапазон художественных средств и образная вы­разительность произведений Николая Коняева выводит значе­ние его творчества за пределы Сибири.