Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константин Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





МУЧИТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ СПАСЕНИЯ РОДИНЫ


«Царь православный должен быть из русских,

есть на это место в нашей земле достойные сыны!»

    Патриарх Гермоген.

Погружаясь в сегодняшний литературный процесс России, замечаешь, как значительная часть писателей старается в своих художественных и публицистических произведениях отразить предшествующие эпохи. Впечатление такое, что сегодняшняя действительность становится избыточной, ненужной. Россия тяжко больна, немалая часть населения отчаялась, утратила веру в будущее, некоторая часть людей поверила в эсхатологи­ческие предсказания новоявленных пророков.

Возникает извечный русский вопрос: что делать? Как сохра­нить высокие нравственные идеалы, честь, духовное богатство Родины, чтобы не прервалась «связь времен», чтобы люди хра­нили и объективно отражали историю Отечества, которая по­могает вновь обрести достоинство и духовное величие.

Выбор литераторами исторических тем носит субъектив­ный характер, их приоритеты могут варьироваться, отражая исторические события, развитие русской культуры, социаль­но-экономические, цивилизационные процессы, менталитет и т.д. Только с учетом особенностей литературно-исторического подхода к произведению, опираясь на документы, можно вести речь об исторической истине, носящей контекстный, содержа­тельный, смысловой характер.

На моем рабочем столе книга известного в Сибири томского прозаика и поэта Сергея Заплавного «Мужайтесь и вооружай­тесь», Томск, издательство «Красное знамя», посвященная со­бытиям в России, Сибири 400-летней давности. С. Заплавный – автор около тридцати книг, последний исторический роман «Клятва Тояна», состоящий из трех томов, повествует о собы­тиях, предшествующих смутному времени, и связан с рожде­нием и становлением города Томска.

И вот четвертая книга, являющаяся как бы продолжением, т.к. часть персонажей творят историю Сибири в данном вре­менном срезе, который у нас называется «смутным временем». Название романа «Мужайтесь и вооружайтесь» принадлежит, как призыв к русскому народу, патриарху Гермогену, возгла­вившему Русскую Православную Церковь в самые трагиче­ские годы смутного времени. Несколько слов о Святителе Гер­могене. Из истории России мы знаем героев этого времени, мещанина Минина и князя Пожарского, крестьянина Ивана Сусанина, и мало говорится о втором патриархе, после Святи­теля Иова, Гермогене.

Но именно Гермогену должно достойно уготовано почетное место в истории России. Он оказался несгибаемым духовным иерархом, православным историческим деятелем, которого не смогли сломать корыстные замыслы польских, шведских да и своих, отечественных авантюристов. Патриарх Гермоген не прельстился на посулы иноземцев, не дал обмануть себя лука­вым врагам, они заточили его в Чудовский монастырь, в котором он и принял мученическую смерть от голода и жажды 17 февра­ля 1612 года, не изменив православной вере и русскому народу.

Можно с уверенностью сказать, что Русская Православная Церковь, возглавляемая патриархом Гермогеном, объединила, собрала, сохранила Русь, и завершилось смутное время избра­нием на престол царя Михаила Романова. Канонизирован па­триарх Гермоген в 1913 году, его память совершается 12 мая. Кстати, Сергею Заплавному 12 мая исполняется 70 лет, с чем мы, тюменцы, учившиеся с ним в Томском университете, его поздравляем. А пожелание от себя такое: чтобы Сергей Алек­сеевич написал исторический роман о патриархе Гермогене.

В конце третьей книги «Клятва Тояна» Сергей Заплавный уведомил читателей о том, что он расскажет в четвертой книге об одном из первостроителей города Томска Тобольском голове воеводе Василии Тыркове. И хотя четвертая книга имеет назва­ние «Мужайтесь и вооружайтесь!», речь в ней идет о главных персонажах Нечае Федорове, сибирском дьяке, в прошлом за­метной фигуре при Борисе Годунове, и письменном голове Ва­силии Тыркове, их наследниках, многочисленных сторонниках и противниках в деле защиты Отечества и православной веры. Книга повествует о трагическом времени в истории России, когда призыв патриарха Гермогена на борьбу с иноземными завоевателями и чуждыми для Руси религиозными конфессия­ми был услышан не только нижегородцами во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, но и в Сибири. Нечай Фе­доров и Василий Тырков – главные организаторы сибирского ополчения, ставшего под знамена Минина и Пожарского. Они – собиратели материальных ценностей, принесшие в казну го­сударства несколько обозов серебра, собранных в городах и ве­сях Сибири, в том числе Томске, Пелыме, Тюмени, Тобольске, Березове, Таре, Мангазее и др. В романе «Мужайтесь и воору­жайтесь!» автором предпринята попытка осознать случившее­ся со страной и людьми в период смутного времени.

Сергей Заплавный, трактуя трагические события как писа­тель-историк, усматривает подоплеку политических коллизий в прогрессирующем упадке нравов тех, кто в безудержной жажде наживы и стремлении к власти вознамерился завоевать Русь. Писателя интересуют не только исторические факты, а прежде всего люди, с их мировоззренческой позицией, с их доблестями и пороками. В книге содержатся мотивы трагиз­ма красоты, перемены в настроении людей, их заблуждения, приводящие к драмам, грехопадения и раскаяния, отмщения, равнодушия к жизни, инстинкта смерти и метафизической все­охватности бытия.

Кирила Федоров, сын Нечая Федорова, наделавший в своей короткой жизни много ошибок, пришел к старцу Иринарху ис­поведоваться. Вот небольшая часть его исповеди: «Не по за­поведям божьим жил, а по своему разумению. Не в свои дела лез. За ложными вождями шел. Другими многими грехами грешен. Лишь корысть на всех одна, как моровое поветрие. У нее ни веры, ни совести нет, а только черная алчба. Это она главный разор миру чинит…» Слушая Кирилу, Иринарх оче­редное лыко кочедыком в переплетку повел, а сам нет-нет да на коленопреклоненного каяльщика внимательно глянет, а затем перевел вопрошающий взгляд в угол кельи за его спиной. «Кто бы там мог быть?»– встревожился Кирила. И вдруг понял: это Иисус Спаситель с иконной доски на них взирает». Читая ро­ман, сильнее ощущаешь связь поколений, яснее понимаешь тысячелетний духовный облик России. Поразительны высо­та и благородство тона Заплавного, когда он пишет о Родине. Это время восставших крестьян под руководством Ивана Бо­лотникова, время, когда первым против иноземцов, «лжедми­триев», поддержанных семибоярщиной, поднялся рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Сергею Заплавному присущ осо­бый стиль, сочетающий язык русских людей начала 17-го века и современного языка 21-го столетия, придающих обаяние его книге. Своеобразие стиля выражается в выборе слов, в их мор­фологии и синтаксисе. Гармонично устроенные слова прони­заны сквозными ходами, отражают в подробностях события не в виде обособленной словесной искусственной конструкции, но помещены в систему бытийного, религиозно-культурного пространства. В координатах выработанной системы писатель по-разному оценивает побуждения и линию поведения героев своего романа, что приводит к самораскрытию каждого персо­нажа произведения. Приведу небольшую понравившуюся мне зарисовку, как жена В. Тыркова кормит своего суженого, кото­рый возвращается после бурного собрания казаков-атаманов.

Супруга воеводы готовит и кормит сама, никому другому не доверяет. Уставший от дебатов хозяин поднимается на крыльцо своего дома, жена Павла встречает его: «На верхней ступени они будто невзначай сошлись – тяжеловесный крутоплечий Тырков и легкая, как голубица, залетевшая в охотничьи силки, Павла. Она вдруг вскинула на него изучающий, полной заботы и преданности взгляд и тут же отвела его, спрятала, затаила. В ответ он обнял ее, задохнувшись от внезапно нахлынувших чувств, притиснул к себе. «Ну, будет, будет!– первой отстрани­лась Павла. – Чего это ты, Василий Фомич, расчудился? Того и гляди, обеденку со спальней перепутаешь». – «А хоть бы и так, – с сожалением отпустил ее Тырков. – Все дела, дела, пожить и некогда».

Хочу в дополнение к сказанному сослаться на автора и про­цитировать, чем кормила письменного голову жена. Какие яства были на столе у любящей женщины в 17-м веке, читате­лям 21-го века, наверное, интересно будет узнать… «Не успел Тырков лицо и руки осушить полотенцем, буйные волосы на голове корявыми пальцами вместо гребня причесать, а стол уже от яств ломится. Здесь тебе и соленые грибочки, и щучья икра, отваренная в маковом молоке, икра черная стерляжья, сыр гороховый, редька с постным маслом и уксусом, студень, колбаса из гречневой каши, мяса, муки и яиц, рыбный каравай, пироги и другие сытные закуски и заедки. А на первое Павла вынесла глубокую миску с горячими щами. Это были богатые щи – с курицей, еще при варке щедро забеленные сметаной. Тырков перекрестился».

Сибирское воинство достигло через несколько месяцев основные отряды князя Пожарского и сразу вступило в бой с польскими и литовскими вояками. Они сражались достойно и даже получили название – «сибиряки – народ двужильный». Поляки и литовцы понесли большие людские потери и были выдворены за пределы России. Военные столкновения с ино­земцами описаны с большим мастерством автором книги, геро­изм сибиряков в пылу сражений обнаруживает сдержанность его манеры письма, за которой нетрудно ощутить глубокую взволнованность писателя.

Кровь, пролитая русскими людьми за Отечество в разные периоды многовековой истории, взыскует к памяти прошед­ших эпох, и современные писатели, основываясь на докумен­тах, пытаются объективно донести историю прошлых времен до современного читателя. Прошедшие исторические события и сменившие друг друга поколения читателей с благодарно­стью, с должным беспристрастием оценят творения Сергея Алексеевича Заплавного, отнеся их к золотому фонду сибир­ской литературы.