Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПРОТИВНИК ЕРЕСИ И ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВА


Первый идеологический, внутрицерковный конфликт – зна­менитый спор между иосифлянами и нестяжателями, заволж­скими старцами, возник в России в 15-м веке. Зачинателем этого конфликта, возмутителем церковного спокойствия был Иосиф Волоцкий (Иоанн Санин), настоятель Волоколамского монастыря. Известный духовный иерарх, писатель-публицист, глава течения иосифлян родился в 1439 г. в селе Язвище, неда­леко от Волоколамска.

Родители Иоанна в семь лет отдали его учиться грамоте в Кресто-Воздвиженский монастырь к старцу Арсению. Надо сказать, что русские монастыри с самого начала принятия хри­стианства на Руси были рассадниками просвещения и сыграли решающую роль в христианизации нравов.

Интерес к монашеской жизни рано проявился у отрока, определилось стремление посвятить свою жизнь служению Богу. В двадцатилетнем возрасте Иоанн пришел к игумену Пафнутию в Боровский монастырь, воспитавший его в духе «послушания без рассуждения». Умирая, Пафнутий завещал ученику стать своим преемником. Иоанн прослужил в этом мо­настыре 18 лет, а в 1479 году с семью сподвижниками основал свой собственный Успенский монастырь, известный впослед­ствии как Иосифо-Волоколамский.

Через некоторое время монастырь стал известен всей Рос­сии, в своих проповедях и поучениях (настоятель обладал ораторским даром) он призывал паству строго исполнять все заветы Православной церкви, вести добродетельную жизнь, а господам наказывал снисходительно относиться к крестьянам, дабы не обескровить и не истощить последних.

Монастырь Иосифа Волоцкого отличался от других своим высоким иноческим уставом, аскетической строгостью мо­нашеского общежития. Духовные иерархи ничего не должны были иметь в личной собственности, все обязаны были тру­диться и не зависеть от прихожан. Праздность – грех, от дья­вола. Настоятель монастыря превратил свое детище, имевшее крупные земельные владения и всякое богатство, в доброде­тельное существование многих нуждающихся людей.

Защищая церковное имущество во имя социальных задач Церкви, Иосиф Волоцкий способствовал сближению церков­ного и государственного бытия. Церковь служит государству, а царь служит Церкви. Жизнь в монастыре стала соблазном для разного рода тунеядцев и проходимцев, желающих пожить за чужой счет. Строгость, монастырские нравы начали расшаты­ваться, хотя монастыри и оставались убежищем для бедных и разоренных крестьян, приютом для сирот.

Монашеское служение Волоцкий рассматривал как особого рода социальное служение, монастырь – центр жизни право­славных людей, проводник справедливости и милосердия. Путь от внешнего к внутреннему, духовному, протекает у веру­ющих людей не без участия Бога.

«Прежде о телесном благообразии попечемся, потом же и о внутреннем хранении», – утверждал он. Игумен Иосиф Во­лоцкий в начале своей деятельности был в оппозиции к вели­кокняжеской власти, противился ее укреплению. Он утверж­дал безусловное превосходство духовной власти над светской, оправдывал наличие у церкви материальных ценностей. Позд­нее он стал ревностным защитником царской власти.

«Царь по своей природе подобен всякому человеку, – пи­шет он, – по своей должности и власти подобен Всевышнему Богу». Правда, в своих проповедях перед людьми делал ого­ворку, что неправедный царь – «не Божий слуга, но дьявол». В это время в России возникло движение, возглавляемое Нилом Сорским, который был не согласен с Волоцким и считал, что монастыри должны быть, прежде всего, средоточием подвиж­ничества и молитвы, а монахи должны быть «нестяжателями» – не иметь никакого имущества и питаться за счет плодов соб­ственного труда. Так началась полемика между двумя автори­тетными церковными деятелями и их сторонниками. В одном только они были согласны: нужно провести монастырскую ре­форму для поднятия их авторитета.

Нил Сорский считал, что Церковь играет главную роль в преображении мира, монахи должны воздержаться от суеты и молиться, чтобы не произошло обмирщения Церкви – и потому не следует заниматься сельским хозяйством, иметь земельные участки, имущество.

Направление, возглавляемое Нилом Сорским, получило на­звание «нестяжателей». Направление, выступающее в защиту монастырских имуществ, получило название от его главного защитника, апологета авторитета Церкви и царской власти Иосифа Волоцкого – иосифляне. Преподобный Нил действо­вал благостью, Иосиф – строгостью. Различие между обоими лагерями сказывалось в их отношении к ереси. Родоначальни­ком ереси был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде. Против «жидовствующих» вы­ступил новгородский митрополит Геннадий, его поддержал Иосиф Волоцкий в своем публицистическом трактате: «Слово об осуждении еретиков».

Мыслитель, ссылаясь на Священное Писание, «Новый За­вет», учения Отцов Церкви и церковную практику, доказывает необходимость непримиримой и жестокой борьбы с еретиками. Христианское милосердие к отступникам от веры он считал недопустимым, этому посвящены его книга «Просветитель» и многочисленные послания, защищающие Православие. Новго­родско-московская ересь развивала идеи, которые в конечном счете могли привести к реформации Церкви и к изменению го­сударственной власти в стране. Особое пристрастие еретики пи­тали к ветхозаветной и пророческой литературе. Они перевели с еврейского «Шестокрыл», астрологическая еретическая книга, в которой математические и астрономические знания переплета­лись с магией. Отрицая идею конца света, еретики не признава­ли грядущего воскресения, т.е. христианской эсхатологии.

Подобные суждения, умонастроения предполагают поня­тие о незамкнутости вечно длящегося времени. Основой веры еретики объявляют пророческие наставления, мудрость про­роков. Это противоречит святоотеческому преданию, господ­ствующей православной религиозности. Они последователь­но отрицали понимание Троицы, пытались ввести иудейскую догматику и обрядность, связанную с почитанием субботы, обрезанием, пользованием еврейским календарем. Об этом много сказано в исторических трудах великих ученых-истори­ков: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др. Церковный Собор, созванный духовными иерархами и Мо­сковским князем в лице Ивана третьего в декабре 1504 года, поддержал иосифлян, которые вышли победителями в спорах с нестяжателями и еретиками.

Ересь в России в начале 16-го века была разоблачена и по­давлена, Православная Церковь утвердила монопольное право на руководство духовной жизнью общества. «После казни, со­вершенной над еретиками в 1504 году, все они, – писал историк Костомаров в своей «Русской истории», – как и их соумышлен­ники и последователи, преданы были церковному проклятию на несколько столетий». Победа Иосифа Волоцкого и его по­следователей явилась предпосылкой позднейшего раскола, свя­занного с патриархом Никоном, его церковными реформами, основанными на противопоставлении «русского» Православия «греческому».

Умер русский просветитель, мыслитель, выдающийся цер­ковный деятель Иосиф Волоцкий 8 сентября 1515 года.