Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОСНОВА БЫТИЯ


«На трудных тропах бытия

Мой спутник – молодость моя.

А этот шелест за спиной –

То поступь Вечности за мной».

    Марина Цветаева.

Исторические вехи русской философской мысли являют со­бой самые яркие примеры стремления не только к отражению жизненных процессов, происходящих в обществе, сколько к моральному преображению действительности. Анастасия Ива­новна Цветаева (1894–1993), родная сестра великой поэтессы

России Марины Цветаевой (1892–1941), серьезно увлекалась философией, в свое время она училась в частных пансионатах Германии и Швейцарии, была вольнослушательницей Народ­ного университета А.Л. Шанявского, где слушала лекции по философии Г.Г. Шпета, Г.А. Рачинского. Анастасия Цветаева была знакома с В.В. Розановым, Н.А. Бердяевым, которые про­фессионально занимались неортодоксальными духовными явлениями, философскими построениями феноменологии – про­блемами смысла и значения.

Имя Анастасии Цветаевой как философа почти неизвестно в России, широким кругам интеллигенции она известна как пи­сатель десятка книг, отражающих в основном жизнеописание, воспоминание в различные периоды ее столетней жизни. Боль­шим спросом современного читателя пользуются книги, напи­санные в советский период ее «отсидки» за связь с масонами и ссылки в Сибирь в село Пихтовка Новосибирской области, где она провела более 10 лет. В 1922 году по рекомендации фило­софов Н. Бердяева и М. Гершензона А. Цветаева была принята в Союз российских писателей. Она порвала свои связи с масо­нами и в 27 лет берет на себя обет духовного подвига аскезы, запрещающий все основные земные соблазны, и начинает свое духовное делание православной христианки, длившееся до конца отмеренного ей Богом пути.

Анастасия Цветаева в 1915 году опубликовала философ­скую книгу «Королевские размышления», в которой дока­зывает относительность любого знания перед лицом беско­нечности, а бесконечность, в свою очередь, рождает чувство безнадежности, она даже отвергает жизнь, как наиважнейшую ценность на земле, допуская идею самоубийства. Интересные мысли излагает девушка-философ, которой всего-то двадцать лет, видимо, сказалось влияние немецкого мыслителя Ф. Ниц­ше. Вторая книга прозы: «Дым, Дым, Дым» принесла ей из­вестность, незадолго до смерти Анастасия Ивановна написала к ней философское послесловие, в котором изложила свое по­нимание духовной эволюции человека от детства с «его оглу­шающей новизной окружающего» к старости. Б. Пастернак в письме к своей жене Евгении дает такую оценку Анастасии: «У Марины Цветаевой есть сестра Анастасия. Она большая умница, писатель и только пишет прозу. Теперь она ударилась в набожность и смотрит как на грех даже на поэтическое твор­чество Марины. Она с большим красноречием возражала мне на самые скромные мои утверждения».

Написанные религиозно-философские книги А. Цветаевой, проникнутые ницшеанским духом, не могли быть опубликова­ны в советское время. Она отвергает все философские системы и даже свою собственную, последовательна в своем скептициз­ме. Вот ее оценка своим философским воззрениям: «Вся моя философская система сводится к констатированию бесконеч­ности. Я в мою бесконечность вмещаю и Бога, и разум, априо­ри, и эмпирический мир, пребывание и движение, я ни единого учения не отвергаю, я допускаю, что все они правы. Я допу­скаю (еще глубже), что действительно, прав кто-нибудь из них (хоть Кант, хоть Платон), но я говорю: вокруг этого бесконеч­ность и от этого не уйти».

Раннее увлечение А. Цветаевой историей философии и осо­бенно Ф. Ницше совершило поворот от привычного онтологиче­ского и гносеологического способов философствования к сухой теоретической рассудочности, к экзистенциальным проблемам жизненного мира сверхчеловека. Позднее она разочаровалась в антиномиях Ницше добра и зла, отвергла его идею сверхчеловека.

Пророк Заратустра Ницше, считает она, непоследователен в своих убеждениях и действиях, по ее мнению, нужно довести Заратустру до идеи «вечного возврата». С возрастом скептицизм и неверие у А. Цветаевой исчезают, она оптимистически заявля­ет: «На лесенке моей безнадежности я верю в людей! Никого не проклинаю. Подхожу к бездне и верю в людей. И если когда-ни­будь полечу в бездну – все так же буду верить в людей».

В данном высказывании уже не отрицание, а утверждение духовного бытия жизни каждого человека, живущего на Зем­ле. Анастасия Ивановна Цветаева прожила долгую жизнь. Остались ее проза, стихи (издан один сборник), десятки пере­веденных зарубежных авторов (она свободно владела пятью европейскими языками), ею написано 900 портретов женщин­заключенных за 20 лет, воспоминания, мемуарные очерки о писателях, книги: «Старость и молодость», роман «Созвездие Скорпиона», «Неисчерпаемое», «Моя Сибирь», «Московский звонарь» и др.

Духовное наследие Анастасии Цветаевой, одной из обра­зованнейших русских женщин, как никогда, оказалось в 21-м веке востребовано. Великое удивляет нас, оно становится ис­точником радостей, так как своевременно. «Литературная газе­та», №32 (август 2013 г.) дала информацию, что в городе Пав­лодаре открыт первый в мире музей писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой.