Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ЛЕТОПИСЕЦ, ФОЛЬКЛОРИСТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


Великое созвездие выдающихся имен появилось в России в первой половине 19-го века. Среди этого созвездия достойное место по праву занимает Петр Васильевич Киреевский (1808 – 1856). Правда, исследователи славянофильского движения больше внимание обращают на его родного брата Ивана, выда­ющегося философа, он как бы затмевает личность Петра, роль и значение которого по достоинству до сих пор не оценены в истории развития русской культуры.

Петр Васильевич родился в семье, имеющей древние дво­рянские корни, его мать Авдотья Петровна была внучкой А.И. Бунина, отцу В.А. Жуковского. Ранняя смерть отца по­зволила братьям иметь тесное общение с великим поэтом-мыс­лителем, они обучались по программам, составленным В. Жу­ковским. Влияние поэта сказывалось на многие устремления Петра, определило первые шаги его на литературном, фило­софском творчестве. Надо сказать, что известную роль в об­разовании братьев сыграл отчим А.А. Елагин, за которого Ав­дотья Петровна вышла замуж в 1817 году. Отчим хорошо знал произведения французских энциклопедистов 18-го века и не­мецкую классическую философию. Братья не ограничивались домашним образованием, они посещали лекции в Московском университете и брали частные уроки у знаменитых профессо­ров того времени. Петр Васильевич получил прекрасную воз­можность подготовить себя на философском и литературном поприще. Он свободно писал и говорил на семи языках. П. Ки­реевский, как и его старший брат Иван, был членом кружка любомудров, где в спорах и дискуссиях со товарищами форми­ровал свое представление об окружающей действительности. Собрания любомудров были посвящены изучению работ клас­сиков немецкой философии Канта, Шеллинга, Гегеля, Фихте, Окена и др. К этому времени могут быть отнесены и первые попытки философа выразить свое отношение к прошлому Рос­сии в статьях и переводах. В одной из статей молодой ученый вступает в полемику с историками, которые считали, что ха­рактер славян при всех невзгодах жизни проявляет смирение и покорность, Киреевский, используя исторические документы, доказывает обратное. Статья «Изложение курса новогреческой литературы» 1827 г. дает ясное представление о мировоззре­нии 19-летнего юноши, она была посвящена обоснованию на­ционально-освободительной идеи. В 1829 году П. Киреевский уехал в Германию, где слушает лекции Гегеля, Шеллинга и даже полемизирует с ними, встречаясь вне аудиторий. Сохра­нился философский дневник вольнослушателя, показывающий интерес будущего ученого к диалектике: «Все вместе причина и действие; конечная причина смыкается с конечным действи­ем. Поэтому всякая истина относительна, но относительность не противоречит действительности». Друзья славянофилы, мыслители, такие, как: А. Хомяков, К. Аксаков, А. Кошелев, С. Шевырев, брат И. Киреевский, предсказывали Петру Васи­льевичу большое будущее как ученому-историку, философу, но он неожиданно для всех выбрал иную стезю. Несостоявшийся философ обратился к главному делу всей своей жизни – со­биранию народных песен, поговорок, пословиц. В статье «О древней русской истории», опубликованной в «Московитяни­не», он пишет о трепетном отношении к старине, о негативном отношении, губительном влиянии городов и «промышленной деятельности» на патриархальный уклад жизни, о «нравствен­ной порче», которой подвергаются прекрасная русская песня и народный дух. В статье Киреевский критикует норманнскую теорию происхождения государственности на Руси, утверждая, что развитие родового быта и самоуправления у древних сла­вян имело место в доваряжской Руси, существовала внутрен­няя связь сельских миров, городских общин, племен. Россия, считал мыслитель, живет как бы в многоярусном быту. Русская душа словно пребывает во многих веках и возрастах сразу. П. Киреевский где бы ни находился, постоянно проявлял ин­терес к фольклору: к летописям, народным сказаниям, песням, былинам. Фольклористика рассматривалась им в связи с вопро­сами самобытности русской культуры, фундаментом которой является Православие. Он жил, вникая в миги существования, фиксируя вспышки собственной мысли. Его творческая жизнь складывалась из уразумений смысла жизни на каждом ее кон­кретном этапе. Итогом исследование народного фольклора ста­ло знаменитое «Собрание русских песен». А. Пушкин высоко оценил этот труд, а в 1833 году он передает свои материалы П. Киреевскому. Участие в собрании песен, былин для Петра Васильевича приняли Н. Гоголь, Н. Языков, А. Кольцов, Д. Оз­нобишен, В. Даль и др. В предисловии к первому выпуску сво­его «Собрания песен» (1848) он пишет: «Несмотря на то, что песни имеют такое значение в жизни русского народа, нельзя не признать мрачной истины, что их красота… уже старина и что эта старина уже не возрождается в новых, себе подоб­ных отраслях». Размышляя над этими строчками, ощущаешь пессимизм и ностальгию по патриархальным идеалам, таким дорогим для фольклориста. Близкие по духу друзья-славяно­филы помогали ученому, Киреевский ждал перемен в жизни российского общества, но они не наступали. Духовный кризис мыслителя усугубило отсутствие возможности из-за цензур­ных трудностей издать полное собрание песен, статей, а затем и смерть от холеры старшего брата Ивана, которого Петр Ва­сильевич пережил на несколько месяцев. Как и брат, он упоко­ился в Оптиной пустыни. На протяжении 70 лет после смерти ученого его коллекция издавалась, но не увидела свет полно­стью. Петр Васильевич Киреевский занимает достойное место в истории не только славянофильского движения, он относится к числу видных представителей русской религиозной фило­софии. Мыслитель подобного уровня похож на одинокий дуб, не реализовавший полностью свои великие дарования. Поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Одинокий дуб» написал:

_Вглядись_в_него:_он_важен_и_спокоен_
_Среди_своих_безжизненных_равнин,_
_Кто_говорит,_что_в_поле_он_не_воин?_
_Он_воин_в_поле,_даже_и_один._