Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ЖИЗНЬ РАЗМЫВАЕТ ОПОРЫ БЫТИЯ


«Какая бы тяжелая эпоха

Не преступала через наш порог,

Не говорите о России плохо

Она одна, другой нам не дал Бог».

    Ан. Панасечкин.

Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886) родился в селе Курое­дово (Надеждено) Белебеевского уезда Оренбургской губернии в семье писателя С.Т. Аксакова. Он являлся одним из ведущих теоретиков (почвенников) славянофилов второго поколения. Западник А.И. Герцен, идеологический противник, вынужден был признать: «Славянофильство заняло место не шуточное в новом развитии России, они свою мысль далеко вдавили в со­временный поток. С них начинается перелом русской мысли».

Главная область теоретических интересов И. Аксакова, вы­раженная в философских, публицистических статьях, связана с идеей славянского единства. По этому вопросу он занимал об­щественно-политическую позицию лидеров славянофильства первого поколения: А.С. Хомякова и родного брата Аксакова К.С. Иван Аксаков, являясь в разное время редактором жур­налов «Московский сборник», «Русская беседа», газет «Па­рус», «День», «Москва», «Русь», со страстью в своих статьях обрушивался на либералов-демократов, правительство, хотя сам находился на правительственной службе, выступая про­тив системы общественного устройства России, сохраняющей самодержавно-крепостнические порядки. Исходным тезисом многих его статей была идея народности, под которой он по­нимал совокупность умственных, нравственных и жизненных особенностей (вера, община, народный быт), характеризую­щих жизнь нищего сословия общества. Он писал в газете «Па­рус», которую после его ярких статей запретили: «Наше знамя – русская народность вообще – как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми либералами, которые стоят, ратуют за право личности, не возводя своих по­нятий до сознания личности народной».

Западному культу «разумно-эгоистической» личности И. Аксаков противопоставлял русскую идею соборности, при­мат социального над политическим. Как и его брат Константин, Иван идеализировал все русское. Иваном Аксаковым был при­думан проект самоупразднения дворянства как сословия, отме­ны всех «искусственных разделений сословий». Он считал, что институт земства будет способствовать восстановлению орга­ничности общественных связей, которые были характерны, по убеждению мыслителя, для Древней Руси. Древняя Русь мила его сердцу не только своей русскостью, духовностью, сколько тем, что в ее образе жизни И. Аксаков видел наиболее чистое воплощение христианских начал в их «первоисточной целост­ности». Однако философ-публицист понимал, что возобновить философию Святых Отцов в том виде невозможно, т.к. уже другое время, поэтому он ратовал на основе старины строить новое здание русской культуры.

Борясь за славянское единство, ученый выступал за поли­тическую и культурную независимость славянских народов, отождествлял славянское самосознание с православным ве­роисповеданием. Как и его предшественники, славянофилы первого поколения, Иван Сергеевич в своих статьях и книгах продолжал спор о западном рационализме и индивидуализме, которые порицал, отрицал и считал эти ценности неприемле­мыми для России. Ф.И. Тютчев в письме от 2 января 1869 года писал И. Аксакову: вы вполне достойны этой чести – сражаться с западниками, ибо «нам брошен самый наглый вызов всему русскому общественному чувству и убеждению тою шайкой людей, которая так безнаказанно тяготеет над Россией». За свои убеждения И. Аксаков сидел в тюрьме, любовь к России дважды привела его в дружину Московского ополчения во вре­мя двух войн: Крымской (1853–1856) и Русско-турецкой (1877– 1878) гг.

Духовный путь И. Аксакова, пролегший через две эпохи русской жизни, отмеченный разрешениями мировоззренческих вопросов, – этот путь, разумеется, не был усыпан розами. Он постоянно спорил со своими идеологическими противниками, доказывал, убеждал, много писал. Глубокие личные и идейные отношения связывали мыслителя со многими крупнейшими деятелями русской культуры: Ф. Достоевским, Вл. Соловье­вым, М. Погодиным, но особенно с Ф. Тютчевым. Иван Сер­геевич был женат на дочери поэта, Анне Тютчевой. Русская литература глубоко признательна И. Аксакову за автобиогра­фическую книгу о Ф. Тютчеве, написанную с любовью к ге­ниальному поэту, его творчеству. Еще при жизни Ф. Тютчева Иван Сергеевич собрал большое количество стихов поэта и вы­ пустил две книги. Великий поэт был совершенно равнодушен к своему наследию, и потребовались годы, чтобы собрать все опубликованное в разное время и издать книги. А вот благо­дарность поэта за труды мыслителя, которого почитал, любил и считал выдающимся общественным деятелем 19-го столетия: «Сколько возни по поводу такого совершенно ненужного, пу­стяка, от которого так легко было воздержаться! Бедный милый Аксаков! Вот вся благодарность, которую он получит от меня за свои старания». Перечитывая статьи и книги И. Аксакова, ловишь себя на мысли, как же они актуальны и современны для людей нашего времени. Литературно-критическое насле­дие мыслителя-публициста необычайно целенаправленно – это любовь к России, русскому народу. Целостно осмыслив его на­следие, освещенное «зрячим» разумом и чувствами, начинаешь понимать и осознавать величие просветителя, духовный путь которого для нас, людей двадцать первого века, особенно по­учителен. О таких людях, как Иван Аксаков, Ф. Тютчев писал:

_Враг_отрицательности_узкой,_
_Всегда_он_вровень_шел_с_веком:_
_Он_в_человечестве_был_русский,_
_В_науке_был_он_человеком._