Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





КРЕСТЬЯНСКИЙ ЗАЩИТНИК


«Нечеловеческая мощь

Косым углом раскрыла нощь,

Тебя дотла сожгла

И в сумерки ушла».

    Ю. Кузнецов.

Юрий Федорович Самарин (1819–1876) родился в Петербур­ге в родовитой дворянской семье. Получил прекрасное домаш­нее образование и, как его друг К. Аксаков, в 15-летнем возрас­те поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Как и его старшие соратники, славя­нофилы первого поколения, он в студенческие годы увлекался ра­ботами классиков немецкой философии, и прежде всего Гегелем, Кантом, Шеллингом. Ю. Самарин свободно говорил и писал на семи европейских языках. Однако знакомство с лидером славя­нофилов А. Хомяковым позволило ему освободиться от влияния немецкой и французской культуры. Будущий ученый погружается в своеобразие отечественной истории и русской культуры, позво­лившее ему совершить перелом в мировоззрении. Национальное сознание с этого времени начинает доминировать и проявляться у Самарина очень ярко и страстно, его магистерская диссертация «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» – тому свидетельство. В этой работе еще чувствуется влияние гегелевской философии, в одном из писем к А. Хомякову он писал: «Вне философии Геге­ля православная Церковь существовать не может. Мы родились в эпоху борьбы религии с философией – в нас самих совершает­ся эта борьба… Вскоре должно определиться отношение фило­софии к религии: религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие». Не без влияния А. Хомяко­ва, К. Аксакова, И. Киреевского Православие с помощью Гегеля потеряло для Самарина свою ценность. Юрий Федорович хотя и отказался от научной карьеры, предпочтя ей чиновничью служ­бу в Петербурге, затем в Риге, активно участвовал в научной и общественной жизни страны. Его философские, исторические, религиозные, публицистические статьи и книги по националь­ным проблемам не потеряли ценности и в наше время. Сочинения Ю. Самарина изданы его братом Д.Ф. Самариным в семи томах. Современники мыслителя отмечали особый дар Самарина как полемиста, выдающегося оратора, западник А. Герцен ставил его выше даже А. Хомякова, равного энциклопедиста-спорщи­ка не знала история России. Как религиозный ученый Самарин выступал против католицизма и протестантизма и искренне по­лагал, что эти ветви христианства не имеют внутренних сил для осуществления духовной власти в Церкви и потому неизбежно подменяют ее властью высших духовных иерархов; это, в свою очередь, вызывает протест, доходящий до полного безбожия. В «Письмах о материализме» философ, признавая определенные заслуги материализма, с особой страстностью, основываясь на своем религиозном чувстве, подвергает уничтожающей крити­ке пороки этого философского направления. Свои религиозные взгляды Самарин распространял на любую сферу деятельности. Занимаясь философской антропологией, ученый настойчиво от­деляет понятие личности – как субъекта сознания – от того по­нятия личности, которое превращает ее в мерило оценки. По существу он противопоставляет персонализм и индивидуализм, резко критикует индивидуализм, который является одной из важ­нейших ценностей западной цивилизации. Исследуя проблемы личности, его антропология предваряет гносеологию и метафи­зику, исходя из онтологической установки в учении о познании, предваряя «экзистенциальную философию», возникшую в 20-м столетии. Ю. Самарин в споре с А. Герценым и К. Кавелиным, который продолжался три года, доказывал, что личность может проявить свою самость только в общине, как высшей инстанции, так как община основана «на высшем акте личной свободы и со­знания – самоотречения». Самоотречение, по мнению мыслителя, возводит людей к высшему принципу, который возвышается над личностью и противодействует индивидуализму. Высшее нача­ло Самарин связывает со свободой, с религиозным сознанием. «Личное откровение, освещающее душу каждого человека, свя­зано с Богом».

Религиозный опыт позволил Самарину душевную жизнь каждого человека, освященную Богом, истолковать как стрем­ление индивида к свободе и ответственности. Сфера морали за­нимает у него центральное место, внутреннее устроение лично­сти связано с духовной цельностью. Все способности человека – умственные, эстетические, нравственные – должны составлять внутреннюю целостность. Эти способности особенно проявля­лись в соборности, народном быте, а народный быт основывался на общинных отношениях. Община, по выражению Самарина, являла «основу, грунт всей русской истории: прошедшей, на­стоящей и будущей». Община была освящена Православием и выражала материальное и духовное единство русского народа. Общинное землевладение, как форма объединения русских лю­дей по обработке земли, существовала сотни лет. На протяжении столетий складывались жизненный ритм, уклад, формировались народные традиции, духовные ценности, создавался кодекс рус­ского труженика. Некоторые общественные деятели, такие, как К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, считали, что община должна быть упразднена. Ю. Самарин считал общину органическим порождением русской истории и предупреждал об опасности легкомысленного ее уничтожения. Находясь на государственной службе в Риге, а затем в Киеве, Самарин резко критиковал пра­вительство за национальную политику в Прибалтике и говорил о необходимости преобразований хозяйственной жизни в деревне. «Письма из Риги» мыслителя вызвали огромный резонанс, они распространялись в списках по всей России. Правительство за­ключило Самарина на некоторое время в Петропавловскую кре­пость. Россия признательна великому патриоту за его участие в подготовке и осуществлении реформы по отмене крепостного права и земельной реформе. Проект будущих реформ и мани­фест Самарина был одобрен Александром Вторым. Он лег в ос­нову будущего развития страны. Ю. Самарин жил в системе сло­жившихся координат, являясь продуктом своей эпохи. В истории русской религиозной философии нельзя пройти мимо его твор­чества. По утонченности культуры, по глубине философской интуиции ему не было равных среди славянофилов первого по­коления. Творчество Юрия Федоровича Самарина, мыслителя, патриота России, его жизненный путь будут являться предметом изучения и исследования для многих поколений русских людей.