Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ФИЛОСОФСТВУЮЩИЙ «НЕСТЯЖАТЕЛЬ»


В истории развития России духовные иерархи играли огромную роль. Отношения между церковью и государством не всегда были гармоничны, но церковь выступала в качестве примиряющей силы, оказывая деятельную поддержку в деле защиты русской земли от иноверцев и в деле собирания Руси.

Среди церковных деятелей XV века выдвинулся своими ум­ными поучениями видный знаток церковной литературы – ско­рописец, выходец из крестьян Нил Сорский (в миру Николай Майков (1433 – 1508). Став монахом, в течение нескольких лет путешествовал по святым местам, побывал в Константинопо­ле, Палестине и Афоне, где его особенно привлекли учения греческих исихастов.

Возвратившись в Россию, он основал скит в хвойном бо­лотистом лесу недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Соре, поэтому и был назван Сорский. В его обители собрались несколько десятков последователей, которых стали впоследствии именовать «заволжскими старцами». Несмотря на уединенность жизни, Нил Сорский принимает активное участие в работе церковных соборов.

Он хотел реформировать монашество, избавить его от тех по­роков, которые вызывали протест и осуждение со стороны веру­ющих. Реформатор выступал против церковного землевладения, о недопустимости для церкви владеть «земными богатствами».

И, надо сказать, его критика существующих в церкви по­рядков приобрела довольно широкий для того времени резо­нанс. Вслед за восточными и греческими подвижниками Нил Сорский считал, что суть монашеской жизни не во внешнем поведении, обрядах и бесконечных молитвах, а в умном, мыс­ленном делании. Монастыри, по его мнению, должны быть прежде всего средоточием подвижничества, а монахи должны быть «нестяжателями» – не иметь никаких имуществ и питать­ся лишь за счет плодов собственного труда.

Мысленное делание он понимал как постоянную сосредо­точенную работу духа над своими греховными помыслами и страстями, борьбу с ними. Мыслитель в своем «Уставе», кото­рый представляет значительный интерес как источник русской философской, этической и психологической мысли, описывает основные человеческие грехи, подробно рассматривает пять ступеней развития страсти («прилог», «сочетание», «сложе­ние», «пленение», «страсть»).

Нил Сорский проповедовал идеи мистического аскетизма, направленного не на истощения плоти, а на духовный подвиг, связанный с внутренним совершенствованием души. Приме­няя учение исихазма, писатель в своих трактатах «Предание», «Устав», «Завещание» отмечает необходимость «умного дела­ния» – постоянной внутренней борьбы с дурными помыслами и порочными страстями. Скудость вещей, считал православный ученый, научит воздержанию и отвратит человека от всяческих излишеств, страстей, позволит возлюбить нищету, нестяжание и смирение.

Аскетический идеал сопряжен с принципом милосердия и милостыни, понимаемый как благотворительность, то есть с принципом служения миру, служения либо словом, либо де­лом, либо тем и другим. Обличение стяжательства связано с евангельским призывом «раздать имение нищим», перераста­ло в имеющую более широкого адресата критику «многостя­жания», жажду наживы неправедных способов приобретения богатства и других сопряженных с этим пороков.

Нестяжатели обличали страсть к наживе, вживляли в обще­ственное сознание мысли об умеренности и разумности по­требления. Он писал: «Страстью называют такую склонность и такое действие, которое, долгое время гнездясь в душе, по­средством привычки обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребыва­ния, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привыч­ку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внуше­ниями, от врага влагаемыми».

Такая позиция церковного деятеля означает уход от мирской суеты, в созерцательное отношение к миру, которое позднее сформулировал в своей философской системе И.А. Ильин. Вы­ступая на соборе 1503 года, Нил Сорский в полемике с Иосифом Волоцким и его последователями доказывал необходимость нравственного очищения и удаления от мирской суеты людей, занятых гармонизацией, совершенствованием души. Сущность своего понимания, связанного с духовно-созерцательной дея­тельностью, главный «нестяжатель» выразил в блюдении чи­стоты мистической жизни, не из презрения к миру, а во имя различия Церкви и мира, различия между «иосифлянами» и «нестяжателями».

Нил Сорский и его последователи на церковном соборе были более терпимы к еретикам, предлагали бороться с ними словом и убеждением, Иосиф Волоцкий был сторонником жестких мер с раскольниками православной веры, вплоть до смертной казни. И хотя «иосифляне» одержали победу, спор между ними был спором между двумя византийскими традициями, причем уже достаточно прочно пересаженными на русскую почву.

Удивительный мыслитель Нил Сорский перед смертью заве­щал ученикам бросить свой труп в ров и похоронить «со всяким бесчестием», прибавив, что он изо всех сил старался не удосто­иться никакой чести и славы ни при жизни, ни по смерти. Уче­ники великого старца исполнили завещание, об этом свидетель­ствуют их воспоминания, дошедшие до нашего времени.

Нил Сорский причислен к лику святых. Немногочисленные христианские трактаты мыслителя говорят о том, что его раз­мышления о мире, его традиция, дававшая разуму большой простор, могла бы создать предпосылки для более раннего про­буждения русской религиозно-философской мысли.