Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПЕРВЫЙ ИСТОРИК РОССИИ


Двигаясь во временном потоке истории России, испытыва­ешь чувство гордости за своих предков, и мы не просто осмыс­ливаем их деяния, но переживаем события того времени всей силой своих чувств, с ними связаны наши интересы, страсти, стремления. Не претендую на полноту освещения всей дея­тельности первого историка нашего Отечества Татищева Ва­силия Никитича (1686 – 1750), понимая, что вряд ли возможна объективная оценка столь неординарной личности, тем более что о нем написано огромное количество работ в разное вре­мя, а память, как известно, обладает свойством эстетизировать, смещать акценты прошлого. Но хочу все же попытаться пораз­мышлять о его философских, исторических, религиозных воз­зрениях, которые влияли на умы и сердца людей разного по­коления своим оригинальным, горделивым сознанием русской мощи, русского величия.

Очень кратко, эскизно сообщу некоторые биографические данные мыслителя. В. Татищев родился в селе Болдино, ныне Солнечногорский район Московской области, его родословная связана с Рюриковичами. Образование получил в артиллерий­ской школе, продолжил обучение инженерному делу, артилле­рии и математике в Германии, одновременно выполнял различ­ные дипломатические поручения.

Как и великий Ломоносов, Татищев был одним из первых энциклопедистов своего времени, обладавшим обширным кругозором, находившим применение в многосторонней де­ятельности на благо России. Русский ученый-исследователь сказал новое слово в свое время в области истории, филосо­фии, географии, проявил себя как финансист, естествоиспыта­тель, горный инженер, математик, археолог, лингвист, ученый­юрист, политик, публицист, просвещенный, общественный, практический деятель и талантливый администратор. К пере­численному нужно еще указать, что Татищев сформулировал педагогическую теорию и практику, когда открывал школы, его исследования в области экономики, труды по механике, гео­метрии, металлургии, минералогии, военному делу, гомеопа­тии, искусству фортификации и градостроительства до сих пор представляют большой интерес.

Сподвижник Петра I, он проявил свое бесстрашие во взятии Нарвы, Полтавской битве и Прусском походе 1711 года, был ра­нен. Бывая за границей, Татищев собрал немалое число книг, его библиотека насчитывала несколько тысяч томов, что само по себе для России первой четверти 18-го века было явлением уникальным. Он был одним из образованнейших людей своего времени и в то же время практически, в соответствии со сво­ей теорией «утилитаризма», строил заводы на Урале. В 1741 – 1745 гг. – Астраханский губернатор, выполнял самые сложные поручения Петра I. Оценивая деятельность императора, перед которым Татищев благоговел, и свои деяния, он писал: «Все, что имею, чины, честь, имение и главное над всем – разум, един­ственно все по милости Его Величества имею, ибо если бы он в чужие края не посылал меня, к делам знатным не употреблял, а милостью не ободрял – то бы я не мог ничего того получить».

Однако нужно признать, что за его рвение честно служить России, стремление к «истинному благополучию» всех людей не находило понимание у власти, не однажды он подвергал­ся опале, остракизму. Последние пять лет Татищев провел в своем имении Болдино, где интенсивно занимался научными изысканиями и хозяйственной деятельностью. За два дня до смерти Василий Никитич выбрал себе место для своего погре­бения на кладбище, заявив сопровождавшим его слугам, что он умрет через сутки. Когда вернулся домой, то его ждала при­ятная весть: курьер из столицы привез указ императрицы Ели­заветы Петровны, что Татищев не виновен и полностью оправ­дан, а также награждается за свои труды орденом Александра Невского. Ученый написал благодарственное письмо импера­трице и вернул орден, как уже ненужный. Через сутки Василий Никитич причастился, исповедался и, как и предсказывал, по­кинул этот, не до конца познанный им мир…

Татищев, обладая большими организаторскими способно­стями, практически осуществляя планы Петра I, связанные с вестернизацией России, каждую свободную минуту читал кни­ги европейских мыслителей, в основном философов: Локка, Бейля, Гоббса, Лейбница, Вольфа. Не без влияния этих авторов складывались собственные философские воззрения русского мыслителя. Размышляя о произведениях Татищева, нельзя не заметить, что он больше всего вдохновлялся английским фило­софом Гоббсом и его учением о государстве, он разделял по­пулярные идеи, доктрины 18-го века «естественного права», эта доктрина предполагает вольность человека, признание его нерушимой автономии. Ни Церковь, ни государство не могут ослабить значение любой личности, ее автономии. Воля полез­на лишь в случае, если она употребляется «с разумом и рассуж­дением». Поскольку человек не может обойтись без помощи других, он вынужден ограничивать себя.

В сочинении «Разговор о пользе наук и училищ» Татищев дает апологию мирской жизни и твердо настаивает на том, что «желание к благополучию в человеке беспрекословно, от Бога вкоренено есть». Воля понимается им как некая свобода, кото­рую нужно постоянно ограничивать, «воле человека положе­на узда неволи для его же пользы». Эта узда имеет три вида: по природе, по своей воле, по принуждению. Так и слышатся суждения материалиста-просветителя Франции Ж.-Ж. Руссо о воле, свободе: человек рождается свободным, а между тем он всегда в оковах, впечатление такое, что он читал произ­ведения Татищева, жившего раньше французского филосо­фа. Утилитаристский подход русского философа в развитии общества основан на этической целесообразности и освеща­ется достаточно подробно. Его радикализм, не признающий никаких авторитетов, склонный к крайностям и острой по­становке философских проблем, привлекает многих исследо­вателей к творчеству русского мыслителя. Развивая впервые в русской литературе систему утилитаризма, исходящую из «разумного эгоизма», Татищев с этих позиций трактует и на­уку. «Наука главная есть, чтобы человек мог себя познать». В качестве инструмента такого познания предлагается использо­вать естественный свет разума.

Он на практике стремился искоренять невежество людей посредством развития образования в стране и считал, что фи­лософия отвечает на самые сложные вопросы: что такое Бог, человек, его «физия» и «дух», как они между собой соотно­сятся, и правомерно ли говорить о их смертности и бессмер­тии, тело человека, полагал философ, обречено на судьбу всего конечного, земного, душа есть вечная сила бытия, своеобраз­ная «энтелехия», проявляющая себя в вещах и человеческом сознании, природа то же «вещные проявления». Под воздей­ствием философии, логики, диалектики рушатся крепостные стены невежества и застоя. По мысли Татищева, цель чело­веческой жизни – учение, развитие разума, усвоение добра и отвращение от зла. Смысл науки – самосовершенствование и самопознание человека, деятельность его на пользу государ­ства и общества. С точки зрения утилитаризма, ученый создал своеобразную квалификацию наук, разделив их на полезные для общества (все естественные и гуманитарные науки, сюда включил богословие и философию) и тщетно бесполезные (ал­химия, астрология, хиромантия, шаманство). В конце жизни ученый намеревался создать что-то подобие словаря русской философской терминологии.

Сложное отношение у Татищева было к религии, оно, ви­димо, возникло не без влияния шведских ученых, когда он два года представлял берг-коллегию в Швеции. Он противопостав­лял Бога и Церковь. В его понимании если Церковь «запрещает то, что законом божественным определено», что противоречит умонастроению людей, то она должна быть подчинена контро­лю со стороны государства «пристойности ради». Нельзя, по его мнению, противопоставлять естественные и божественные законы. «Бог, – писал Татищев,– вложил наказание во все про­тивоприродные преступления, чтобы каждому преступлению последовали естественные наказания».

В реальной жизни мыслитель придавал религии большое государственное значение и считал, что она охраняет народные массы от пороков и преступлений, сам отличался набожно­стью, исполнял благочестивые православные обряды предков.

Исторические сочинения Татищева также исходили из ути­литаризма и вдохновлялись национальным самосознанием, в исследовании и изучении русского прошлого он находил удов­летворение своему патриотическому чувству родины. Будущий историк стал им в силу необходимости, работая на Урале. Зани­маясь географией, он осознал необходимость в исторических сведениях, увлекся историей, и на это увлечение было потра­чено ученым четверть века. Татищев собрал огромный архив, в котором наличествовали древние летописи и предания, ранее не известные историкам. Впервые в русской историографии им предпринята попытка найти закономерности в развитии чело­веческого общества, он пытается обосновать причины возник­новения государственной власти. Исторические события Та­тищев связывал с развитием «умопросвещения», т.е. подходил рационально к историческим процессам.

Историк вводит в научный оборот тексты «Русской правды» и «Судебника Ивана Грозного 1550 года» с подробным коммен­тарием, он положил начало развитию в России этнографии, источниковедения, создал грандиозный исторический труд из пяти книг «История Российская с самых древнейших времен», написанных на основе многочисленных русских и иностран­ных источников. Сохраняя язык летописей и других источни­ков, ученый почти каждому дает свои суждения и примечания, убеждая читателей, что положительные и отрицательные при­меры истории полезны и необходимы для воспитания подрас­тающих поколений. Великий историк С.М. Соловьев так оценил исторический труд первого историка России: «Заслуга Татищева состоит в том, что он первый начал дело так, как следовало на­чать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями: географическими, этно­графическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем со­стоянии страны, получившей после название Россия – одним словом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей». Сегодня появляются историче­ские трактаты, утверждающие, что России нужно вернуться к монархической форме правления, которая только и может суще­ствовать, при любых поворотах истории, в нашей стране. А вот как об этом писал в своей истории Татищев.

Размышляя о формах государственного правления ряда го­сударств, он утверждает, что они зависят от условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состояние на­селения. Как приверженец монархизма, историк в то же вре­мя считал, что «по закону естественному» царская власть как договорная должна утверждаться «согласием всех подданных, некоторых персонально, других через поверенных».

Одновременно Татищев составляет первый русский энци­клопедический словарь «Лексикон Российский». В «Духовной книге моему сыну» он советует воспользоваться его трудами и следовать его нравственным, базовым ценностям в процессе со­вершенствования и всем кто любит Россию желает ей всяческо­го благоденствия и процветания. Как истинный христианин, он не может не думать о том, какое поколение людей придет после него. Вчитываясь в произведения Василия Никитича Татищева, проникаешься гордостью за страну, в которой рождались такие титаны мысли, завораживает образ удивительного мыслителя, отдавшего полностью себя, свой талант служению России.