Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





РАДИКАЛ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ


А.Н. Радищев (1749–1802) родился в семье зажиточного помещика. Учился в Москве, Петербурге, в числе лучших студентов был послан императрицей Екатериной Второй для обучения в Германию, где и окончил Лейпцигский универ­ситет. В процессе обучения увлекся философскими идеями Лейбница, усвоил идеи материалистов-просветителей Фран­ции XVIII века.

Западнические идеи привели первого русского гуманиста к союзу с рационалистом Н. Новиковым, но если его союзник разоблачал злоупотребления крепостного права, то Радищев подверг осуждению сам принцип рабовладения, как несовме­стимый с достоинством человека, в своем знаменитом «Путе­шествии из Петербурга в Москву». Будучи высокопоставлен­ным чиновником, Радищев пишет стихи на гражданскую тему, в которых звучат патриотические нотки, упоминается вече, как возможная форма народовластия. В « Письмах к другу, житель­ствующему в Тобольске» (1782), « Житие Федора Васильеви­ча Ушакова» (1789), «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789), мыслитель развивает мысль о том, что истинный сын Отечества может быть лишь свободным человеком, патрио­тизм и самодержавно-крепостнический строй – несовмести­мые понятия. В отличие от материалистов – просветителей Франции XVIII века Гельвеция, Руссо, Дидро, основы «чело­веческой общности» русский писатель видел не в «гуманной природе людей», а в способности человека при определенных обстоятельствах проявлять предельную решимость отвоевать свободу личности, очеловечить человека.

Почти во всех главах «Путешествия из Петербурга в Мо­скву» слышится призыв к возмущению, предупреждения гря­дущей «пагубы зверств», которые могут исходить от русского крестьянина, задавленного налогами и поборами. Императри­ца Екатерина Вторая после прочтения «Путешествия…» заяви­ла, что автор – опасный бунтовщик и хуже Е. Пугачева. Ради­щев был осужден и отправлен в восточносибирскую крепость Илимск. В Сибири он написал несколько произведений, в том числе философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1790-1792). Во многих исследованиях, посвя­щенных Радищеву, его характеризуют как яркого выразителя русского гуманизма, радикального сторонника социальных преобразований, первого русского материалиста.

Социальное, нравственное положение человека в обще­стве должно быть естественной нормой, позволяющей ему совершенствоваться в различных родах деятельности, эта норма является для философа основой его морали, социальные, нравственные движения в человеке он ставит очень высоко. Выступая против всякого угнетения «естества», он оправды­вает все подлинно естественное в человеке и защищает право естественных движений души. «В человеке… никогда не ис­секают права природы».

В своем главном философском труде мыслитель пытается ответить на вопрос: бессмертна ли душа человеческая? Трак­тат построен в форме диалога: в первых его частях приведе­ны доводы, свидетельствующие о позиции западных ученых, выступающих против бессмертия души, таких, как: Х. Вольф, И. Гердер, Ш. Бонне, Г. Лейбниц, М.Мендельсон. Анализируя эти произведения, Радищев дает понять, что его идеи о смерти и бессмертии человека возникли не на пустом месте.

Радищев основательно изучал естественные науки и ме­дицину, в учении о человеке он исходит из виталистического единства природы: «Человек единоутробный сродственник всему, на земле живущему не только зверю, птице, но и расте­нию, грибу, металлу, камню, земле». Антропология философа связана с тем, что человек, в его понимании, связан со всем миром и способен, с точки зрения аксиологии, дать оценку все­му происходящему в мире. Философ утверждает: «О, человек! Не ясно ли ты есть сын Божества, не его ли в тебе живет сила беспредельная». В центре учения о человеке Радищев рассма­тривает принцип изменчивости.

Изменчивость природы человека связана с многообразием взаимодействий человека с человеком, с вещами, с природной данностью. Ученый доказывал, что изменчивость природы имеет место во всех проявлениях – от неорганических форм до человека. Человек, считает ученый, является продуктом разви­тия природы и прослеживает эволюционный путь развития, но его отличает от всех других живых существ способность мыс­лить, чувствовать, иметь душу.

Душа у него не сводится к материальному, телесному. «Она проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей, т.е. существо, от вещественности отменное, и хотя между сими двумя и есть сходствия (действие их взаимное то доказывает), но силы, известные нам, одной суть от сил другой отличны». Радищев разводит душу и тело и приходит к мысли о нетленности, бессмертии души.

Душа вселяется в человека по воле Бога. Бог – это приро­да, которая всемогуща, абсолютна, всесильна, человек – часть природы, но он не умирает, как природа, состоящая из атомов, поскольку в нем наличествует душа, она бессмертна. Мыс­литель доказывает: «Человек по смерти своей пребудет жив; тело его разрушится, но душа разрушиться не может, ибо не­сложная есть; цель его на земле есть совершенствование, то же пребудет целию и по смерти». Трагична оказалась судьба русского философа. После смерти Екатерины Великой в 1796 г. император Павел I вернул все награды и звания философу, он все делал наоборот, в отместку матушке, однако измученный и надломленный Радищев покончил с собой в 1802 году во время царствования Александра I. История общественных движений России зачислила мыслителя в свой мартиролог как первого мученика.

Мне представляется, что православный человек, какие бы невзгоды ни потрясали жизнь, не должен добровольно уходить из нее, это тягчайший грех. Видимо, влияние французских просветителей – атеистов XVIII века тяготило его всю жизнь… Просветительское учение Радищева о нравственном совершен­ствовании человека является своеобразным фундаментом бо­лее поздних взглядов на человека в русской религиозной фило­софии, в частности, Л.Толстого и Ф. Достоевского.

Представляя человека как часть природы, Радищев пе­ренес на общество закономерности природы, а общество представил в виде исторических ступеней, от возрождения к расцвету, а затем к упадку. Очень отдаленно, но русский мыслитель угадал некоторые черты развития человеческого общества. А идея философа о цикличности развития обще­ства получила развитие в западной и русской философии в XIX – XX столетиях.