Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





УКРАИНСКИЙ ЛОМОНОСОВ


«Святость жизни только в делах».

    Григорий Сковорода.

Различные сферы науки, виды искусства отражают эпохи, их духовных носителей, оставивших след в истории развития человечества. До нас дошли произведения искусств, научные открытия, воспевающие деяния, обилие чрезмерного усердия пассионарных личностей, показывающие культурные, эконо­мические, политические слои общества на различных этапах развития отдельных стран и цивилизаций. Предметом моих размышлений в данной статье станет выдающийся мыслитель и великий преобразователь России Каразин Василий Назаро­вич (1773–1842). Его политическая, государственная, научная деятельность выходит за грани физических возможностей одного человека. Каразин родился 30 января 1773 года в селе Кручик Богодуховского уезда Харьковской губернии в семье отставного полковника.

Полковник Назар Александрович Каразин (1731–1783), отец ученого-энциклопедиста, происходил из греческого рода Караджи, за свои ратные подвиги в русско-турецкой войне по­лучил от императрицы Екатерины II в вечное потомственное владение поместье Кручик.

Отец мыслителя свободно владел немецким, греческим, болгарским, турецким языками и, конечно, русским и укра­инским. Обладатель имения Кручик и двумя деревнями с крепостными крестьянами общался со многими известными людьми Украины. Есть легенда, что домашним учителем двух сыновей, Василия и Ивана, был великий украинский философ Григорий Сковорода. Отец двух известных сыновей был же­нат на красавице и умнице, дочери полкового есаула Варваре Яковлевне Ковалевской. Почему-то вспомнились суждения великого немецкого философа Артура Шопенгауэра, который считал, что интеллект наследуется по матери. Василий Каразин с самого раннего детства обнаружил страстное желание учить­ся, образование получил в частных пансионатах Кременчуга и Харькова.

Военную службу в Семеновском лейб-гвардии полку в Санкт-Петербурге он совмещал с посещением лекций в гор­ном училище, одним из лучших учебных заведений страны. В. Каразин входит во все сложности изучаемых наук, чтобы немедленно углубиться в то, что они символически в себе за­ключают, и уйти в сокровенный смысл, в мир имеющихся тайн. Постоянное стремление к самосовершенствованию подвигло его к поездке за границу– с целью изучения и знакомства с но­вейшими достижениями естественных наук. Однако он был задержан и, упреждая донесения властей, отправил государю Павлу I письмо, которое произвело приятное впечатление, го­сударь даже пожелал встретиться с нарушителем российского законодательства.

После личного общения В. Каразин был прощен и даже об­ласкан императором, его манера говорить, уникальная начитан­ность, свободное владение основными европейскими языками и латынью производили впечатление на собеседников. Воше­ствие Александра I на престол Каразин отметил анонимным письмом, которое содержало целую программу царствования в духе доверия к общественному мнению. Александр Павлович был поражен содержанием письма и попросил своих поддан­ных разыскать автора, после ряда встреч император позволил обращаться к нему по общественным делам.

В течение почти четырех лет Василий Назарович пользо­вался доверием Александра I, император пожаловал Каразину, минуя два чина, чин коллежского советника, что соответство­вало званию полковника, последняя его должность – статский советник, генеральское звание. Такое стремительное карьерное восхождение Каразина связано с его кипучей деятельностью. Ему не было и 30 лет, но слава его, как реформатора, распро­странилась по всей России. Вот лишь некоторые его деяния: написал историко-политический трактат, в котором отразил признание экономических отношений одним из определяющих исторических факторов, утверждение их существенной роли в формировании не только нравственных принципов, правовых норм, политических идей, но и общих теоретических понятий о мире, о философии, религии и искусстве. Каразин разработал методологию государственной статистики, финансовой поли­тики, стабильности рубля, реформу судебных органов, соста­вил фундаментальную «Историю медицины в России».

Он явился создателем первого в мире министерства просве­щения Российской империи, Каразину принадлежит идея пра­вил взаимоотношений между студентами и преподавателями, введение ряда дисциплин в учебные программы университе­тов, составление проектов университетских и академических уставов. Просветитель явился основателем шестого универ­ситета в России – Харьковского. Имея высокий должностной статус в министерстве народного образования, он склонил украинское дворянство, купцов, богатых людей, популярных деятелей среди всех сословий для пожертвования на универси­тет. Он убеждал в своих устных и письменных выступлениях, что университет будет готовить для России «злотоустных на­ставников в слове Божием и нравственности, просвещенных изъяснителей воли царской, мудрых судей, врачей, естество­испытателей и ученых, образованных коммерсантов, ораторов, поэтов, учителей – воспитателей русского юношества».

Была собрана огромная сумма – 400000 рублей. В 1805 году состоялось открытие Харьковского университета. Благодарные жители Харькова поставили 1905 году памятник Василию Ка­разину в городе, сейчас он стоит у главного входа в универси­тет, носящий имя основателя. Обладая огромными знаниями в разных научных дисциплинах и имея феноменальную память, связывая свои деяния с практикой жизни, Каразин удивитель­ным образом переходил от одного предмета к другому, достигая восхитительных результатов, искренне стремившийся к благу России. Все это сделал чиновник-просветитель, которому едва перевалило за 30 лет.

Его мировоззрение, миросозерцание выражало определен­ный вектор, характеризующий идею преображения Отечества, через внутреннее обновление православного человека. Во всех своих начинаниях многосторонней деятельности мыслитель был первопроходцем. Своими знаниями ученый охватывал все области наук в их единстве, соединял науку с практикой, соци­ологию – с политикой и искусством, включая практические на­выки ремесел, технику, промышленность, сельское хозяйство.

Масштаб дарования и работоспособности его был таков, что современники Каразина так и не узнали предела его ин­теллектуальных сил и возможностей, он до конца своей жизни фонтанировал, генерировал идеи и щедро делился ими с людь­ми. Каразин имел обширный круг знакомств, его эпистолярное наследие поражает, он писал в год до тысячи писем, в которых наличествовали проекты и советы, за проведение в жизнь ис­поведуемых и проповедуемых им идеалов государственности, истины, научной объективности, добра и справедливости.

В нем жило всегда подлинное озарение веры, но и разум и чувства в свободном вдохновении не знали никаких стеснений и преград. Это имело свои существеннейшие проявления во всех делах и научных исследованиях, за которые брался Каразин. Трудно живется талантливому человеку в любой стране, у него всегда много завистников, еще труднее гениальным людям, т.к. они опережают своими озарениями свое время, и их многие не понимают. Вокруг Каразина, с его неутомимой деятельностью, постоянно мельтешили завистливые люди, они плели интриги, строчили доносы. Александр I охладел к своему советнику, вы­ступления Каразина в общественных, присутственных местах, его статьи в журналах, посылаемые многочисленные письма­проекты на имя императора, министра внутренних дел В.Н. Ко­чубея не находили поддержки, вызывали раздражения у власть предержащих. Записки, письма-проекты иногда представляли десятки тетрадей, он вмешивается в сербско-турецкий кон­фликт, предлагая правительству себя в качестве дипломата для его урегулирования, советует, как вести себя правительству по отношению к французам, что необходимо сделать, чтобы выи­грать войну с Наполеоном. Как, говорится, инициатива наказу­ема, по приказу Александра I Каразин был арестован и провел 8 дней на гауптвахте, а в 1820-1821 годах за критику суще­ствующего общественно-экономического строя был заключен на шесть месяцев в Шлиссельбургскую крепость, последовал официальный запрет писать письма на имя императора, этот запрет действовал и в период царствования Николая I.

В своих выступлениях в печати он критикует правитель­ство: «Нет ни одного важного правительственного места, в котором не было бы иностранцев, не имеющих с нами ничего общего, не привязанных к России, ничем, кроме денег, кото­рые от нее получают». Невольно напрашиваются исторические параллели, связанные с 90-ми годами прошедшего столетия, когда иностранные экономисты-финансисты с отечественными либералами-демократами проводили в России антинародные реформы, которые самым негативным образом сказываются в начале третьего тысячелетия. Каразин, являясь вице-президен­том «Вольного общества любителей российской словесности», позволял себе высказывать нелицеприятную критику в адрес императора. Монарх для мыслителя – божий помазанник, на­местник Бога на земле, следовательно, он не собственник на­рода, а правитель, ведущий православный народ к блаженству во всех проявлениях жизни. Власть должна быть ограничена законом и общественным мнением. Выразителем обществен­ного мнения является Дума, состоящая из уважаемых граждан страны. В своем имении Кручек он учредил сельскую думу, ко­торая представляла самоуправление крестьянами.

А.И. Герцен, пристально следивший за деятельностью Ка­разина, считал его «неутомимым работником на общую пользу, бравшегося за все и вся с необыкновенной энергией, толкав­шегося во все двери и встретившего везде отпор, препятствия и невозможность произвести в этой среде что-либо путное». В. Каразину было предписано покинуть столицу и удалиться в свое имение Кручик, что он и сделал. Но своей бурной деятель­ности он не прекратил. Находясь вдали от столицы, он пишет ряд статей, решительно критикуя западноевропейское влияние на русское общество, указывая на сущностную значимость для русской культуры ее исторической самобытности, окормлен­ной православной верой, имеющей греко-византийские корни. «Дух развратной вольности, идущий с Запада, все более зара­жает все состояния, народ раздражается против правительства прозападного толка, умножением тягостей и навязанной ему чуждой культуры». В 1811 году Каразин организовал в Харь­кове «Филотехническое общество», которое субсидировал за счет своих средств, оно просуществовало семь лет, цель этого общества носила утилитарный характер – использовать энерге­тические и минеральные ресурсы во благо Украины.

Деятельность Каразина как публициста сосредоточивалась в основном на практических сторонах общественно-политиче­ских вопросов, имеющих большую значимость для того време­ни. Чрезвычайные ученые заслуги мыслителя как-то отступа­ют перед исключительностью его влияния на общественную жизнь России. В одном из своих докладов «Об ученых обще­ствах и периодических сочинениях в России» он рассматрива­ет два фактора, влияющих на общественную жизнь, это лите­ратура, которая не должна быть подражательной (западной), а должна иметь «возвышенную цель, действующую на сердце», отражать естественные процессы, происходящие в стране. И второй фактор, связанный с политикой и критикой идей мате­риалистов-просветителей Франции, которые были очень попу­лярны в России XVIII – и первой половине XIX веков. Каразин критикует интеллигенцию, преклоняющуюся перед западной цивилизацией «любимыми основаниями наших писателей и политиков не могут быть ни мнимые права человека, ни псев­досвободы». Почти двести лет прошло, как произнесены эти слова мыслителем, но и сегодня либералы-демократы продол­жают навязывать нашему народу вестернизацию России.

В родном поместье, после отставки, ученый продолжает творить, он создает химическую лабораторию, проводит опы­ты, экспериментирует, интересуется возможностью создания искусственных алмазов, построил кожевенный и селитрова­ренный заводы. Каразин создал первую в Харьковской губер­нии метерологическую станцию и лично вел наблюдения за погодными изменениями в течение нескольких десятков лет, открыл школу для крестьянских детей. Для повышения уро­жайности злаковых культур в степных районах Украины ввел лесопосадки, поставил вопрос об использовании атмосферно­го электричества, азота воздуха для производства удобрений, сконструировал несколько сельхозмашин и орудий производ­ства. В практических делах опальный преобразователь нахо­дил много сторонников и помощников, и прежде всего у своих детей. У Василия Назаровича было шестеро сыновей и одна дочка, все они были прекрасно образованными людьми, из­вестными общественными деятелями Украины.

Каразин в своем имении Кручек заложил лесопитомники и ботанический сад, изобрел новые способы консервации про­дуктов питания, создал пищевые концентраты быстрого при­готовления, говоря современным языком, фаст-фуды, лечебные препараты и внедрил их в российской армии, разработал спосо­бы прессования и очистки растительного масла, интересовал­ся шелководством. Пытаясь мысленно охватить все содеянное украинским Ломоносовым, задаешься вопросом: каким нужно было обладать интеллектуальным потенциалом и физическим здоровьем, чтобы не сломаться и выдержать такие нагрузки? В 1838 г. в доме Каразина случился пожар, который уничтожил сотни проектов, рукописей, дневники, более пяти тысяч книг, огромную часть переписки.

А перед этим несчастьем хозяин дома свыше семи тысяч книг передал в фонд научной библиотеки Харьковского уни­верситета, передал ценную коллекцию гравюр русских и евро­пейских художников, ставших основанием университетского музея. В. Каразин скончался 4 ноября 1842 г. на руках одного из своих сыновей во время поездки в город Николаев, где и по­хоронен.

Неистощимая, бескорыстная деятельность Василия Назаро­вича Каразина на благо России, бесспорно, была продуктом его мировоззренческой, христианской, историософской позиции. Вся многогранная подвижническая деятельность просветителя носила утилитарный характер, отражающий поиск бескорыст­ного служения Отечеству, он прокладывал путь для тех почвенников, государственников, которые в своей деятельности полу­чили свое яркое выражение во второй половине XIX столетия. Память о мыслителях такого масштаба, как Василий Каразин, должна поддерживать нас, людей XXI века, в стремлении, что и мы должны самозабвенно, до самопожертвования служить России во все времена, а особенно в непогоду…