Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





РУССКАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ И ГАРАНТ БУДУЩЕГО РОССИИ


Сегодня обсуждение многих проблем, связанных с русской культурой, навеяно атмосферой начала XXI века и носит эсха­тологическую тональность. Некоторые ученые говорят об утра­те традиций, самобытности, своеобразия русской культуры, на смену которым приходит постмодернизм, как предвестник увядания культуры, приходят западноевропейские ценности, замешанные на рационализме, прагматизме, индивидуализме. Как постмодернизм, так и западные ценности чужды русской культуре. Их внедрение деятелями культуры прозападного тол­ка связано с глобализацией. Влияние глобализации через СМИ мы ощущаем каждодневно. Конечно, до всеобщей националь­ной судороги еще далеко, невозможно сегодня изменить наци­ональный характер русской культуры.

Подобный сценарий усреднения самобытных националь­ных культур с позиций постмодернистской методологии, подразумевающей упрощение, унификацию, уничтожение многоцветия культур, и особенно русской, невозможен. Я понимаю, осознаю, что на глобализацию работают СМИ многих западных стран. Программы телевидения стандар­тизированы, шаблонны, они подгоняются под единый обра­зец, навязывая единую моду всем национальным культурам многих стран. На эти действия глобалистов стихийно воз­никают противодействия антиглобалистов. Во Франции уже раздаются голоса объявить крестовый поход против засилья телевидения США.

В России сегодня в отсутствии идеологии, ценностных, нравственных ориентаций появляются программы гедони­стического толка, возвеличивая принципы удовольствия над принципами реальной жизни. Стабильность ценностей рус­ской культуры, а значит, и всей жизни общества, основанных на православии, зависит от того, в какой степени воплощено в них богатство традиций, самобытности, своеобразия, со­впадения социального и национального. Надо признать, что проблема культуры, социального и национального впервые в истории развития России представляет наисложнейший во­прос отечественной политики, связанный с потенциальным вызовом нашей стабильности. Почти пятнадцать лет наша страна живет с полуоткрытыми границами, и только недав­но правительство высказалось за контроль над миграцией. В демографических исследованиях СМИ отмечается, что идет вымирание русской нации, геноцид русского народа. Растет в стране социальное напряжение. Впервые в истории

России возникает этническое недовольство. Приходится признать: это явление новое, не характерное для нашего государства.

За период антинародных либерально-демократических ре­форм русские стали ощущать себя неуспешной нацией. Мы всегда были идеократическим обществом, т. е. народом, испо­ведующим идеи, необходимые для своего развития. Русский народ, столкнувшись с западными ценностями, почувствовал смысловую и ценностную пустоту, а она ведет не только к сми­рению, опустошению народного духа, культуры, но и к обес­смысливанию национального бытия. Все эти факты приводят к безысходности население страны. Россия выходит на одно из первых мест в мире по суициду, распространению социальных болезней, алкоголизма, наркомании. Создается впечатление, что над русской нацией довлеет рок (потеря 1 млн жителей в год), Танатос – античный бог смерти. Сегодня четыре миллиона беспризорных детей, разрушаются культура, семья, армия. Во­круг России затягивается удавка, натовские базы (с принятием в члены НАТО прибалтийских стран) вплотную приблизились к нашим границам, а наши военные базы ликвидируются. В этих условиях руководство страны, чтобы приглушить недовольство своих сограждан, создает федеральную целевую программу по формированию установок толерантного сознания, профилак­тике экстремизма в российском обществе, тратятся огромные средства. Как нужны сегодня эти деньги обнищавшему наро­ду, культуре, образованию, здравоохранению, а нас призывают быть «толерантными», т. е. терпимыми ко всему, что происходит в государстве. Итальянский мыслитель Н. Макиавелли 500 лет назад писал: сколько в стране разоренных людей, столько в ней бунтовщиков, и подчеркивал, что крайняя бедность народа поч­ти всегда бывает преступлением его вождей. Все, что сегодня происходит в России, не может не волновать ее жителей.

Миллионы людей выступают за отмену ИНН и номера пен­сионного свидетельства, просят исключить графу «личный код» из российского паспорта и включить графу «националь­ность». Решение присвоить каждому число зверя – три шестерки, не может не вызывать у людей, знакомых с откровением Иоанна Богослова, апокалиптических настроений. Об этом го­ворили многие участники конференции в Москве в марте 2007 года «Россия перед вызовом глобализма».

Трудно представить, что у русского народа посредством глобальной идеологии исчезнут историческая память, русский язык, литература, музыка и живопись, театр и балет, обычаи, традиции. Надо учитывать психологические особенности каждого народа. Разве можно уничтожить энергетику русской души, которую невозможно описать в привычных терминах со­циологии и психологии. Русский человек, жестко привязанный к своей малой родине, мыслит категориями своего этноса – ему не дано, да он и не хочет жить по образу другого народа. Рус­ского человека характеризует реальная жизнь, он не позволяет памяти запамятования. Он прекрасно осознает, что жизнь по определению не может быть счастливой, она рано или поздно кончается. И появление болезней с неотвратимостью приводит человека к финалу жизни. Это накладывает отпечаток на всю жизнь русского человека. Он понимает, что чем больше было жизненного довольства, иногда за счет других людей, тем му­чительнее исповедь про грехи.

Я пишу об этом только потому, чтобы подчеркнуть не ис­ключительность русского человека, о чем говорили многие мыслители русской культуры, а отличительность русского на­рода.

Иван Солоневич в «Народной монархии» писал: «Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные от­куда бы то ни было извне, неприменимы для русской госу­дарственности, русской национальности, русской культуры». И, тем не менее, число людей в России, в основном из числа интеллигенции, приверженцев процессов глобализации, рас­тет. Глобалисты хотят иметь единый язык, единый тип чело­века, единый рынок. Интеллигенция, исповедующая либе­рально-демократические идеи, идеи глобализации, считает, что сопротивляться этим процессам во всем мире бесполез­но, мол, это веяние времени. Поэтому либералы-демократы навязывают реформу русского языка, уменьшают число ча­сов на изучение русской классической литературы, заменяя классиков посредственными современными писателями, их пугает введение в школах курса «Основы православной культуры».

Русские ценности унижаются, а людей, стоящих на позици­ях национальной культуры, называют недалекими традициона­листами, «шариковыми», «совками», «быдлом», «олигофрена­ми» и т.д. Русская культура – величайшая культура, по мнению многих мыслителей мира, а создатель ее – великий русский на­род, один из самых талантливых народов мира. Наша слабость заключается в том, что мы проявляем пассионарность в крити­ческие, пограничные ситуации жизни России. Русский народ в обычные периоды жизни страны не прозревает промыслитель­ных путей Божьих.

Порою приходишь к мысли, что мы, русские, – как стекла в ящике: каждое в отдельности прозрачно, все вместе – тем­ны. Русские люди фантастически восприимчивы, невероятно талантливы и отзывчивы на невзгоды людей, они всепонимаю­щие и пытаются познать, узнать, понять, все впитать в себя. Но понимая других, мы часто не знаем своей истории, свою сла­вянскую цивилизацию, свои духовные истоки, свои родники.

Мы должны освоить наше великое культурное, духовное на­следие. Россия до сих пор с ее культурным великим наследием является становым хребтом, стабилизатором, сердцем, душой для многих народов мира. Известный миллиардер Сорос не­давно вынужден был признать, что нынешние формы глоба­лизации тормозит Россия, менталитет ее людей отличается от других народов мира. Чтобы противостоять современной гло­бализации, наша отечественная интеллигенция должна стать на защиту великой русской культуры, как стабилизатора и га­ранта будущего России, она должна защитить русский язык, музей, театр, картинные галереи, русскую музыку и т.д.

Национальная интеллигенция должна воспитать у подрас­тающего поколения русский дух, национально-духовный ха­рактер. Нельзя допустить, как писал современный поэт:

_Наши_души_пускают_на_слом_
_Нам_шипят,_указуя_на_стойло._
_И_молчим,_позабыв_обо_всем,_
_Все_меняя_на_горькое_пойло._

Мы живем сегодня в эпоху разительных перемен. Россию многие технологи-политологи Запада уже не рассматривают среди стран золотого миллиарда. Ей уготовано быть сырье­вой базой глобализированного мира, а об ее великой культуре нужно забыть. Появилось поколение людей, которые помога­ют разрушить своей ненавистью и равнодушием былое вели­чие России.

В заключение хочу привести слова великого русского мыс­лителя Ивана Ильина, которые очень созвучны нашему време­ни: «Как бы ни были велики наши исторические несчастья, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими, творить, а не заимствовать, обращаться к Богу, а не к соседям, искать русского видения, русских содержаний и русской фор­мы. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцани­ем, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. В этом смысл русской идеи».