Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





РУССКИЙ ЯЗЫК – ДУХОВНАЯ ОСНОВА РОССИИ


История русского языка – это всеобъемлемая непостижимая тайна. Язык является духовной основой России, великой ее культуры, которая открывает черты русского мышления, сущ­ность нации в той же степени, что и православная вера. Вера является не интеллектуальным актом, а образом жизни милли­онов людей, и трудно представить жизнь человека вне культу­ры и веры. Язык – элемент культуры выступает как хранилище событий, произошедших на разных этапах развития общества.

Язык отражает образ жизни этноса, его психологию, верова­ния, систему ценностей, передаваемые через культуру пове­дения людей. Солунские братья Кирилл и Мефодий создавали славянскую письменность не на пустом месте. Многие уче­ные-слависты полагают, что за век до крещения Руси исчезли многочисленные рукописи, говорящие о том, что в дохристиан­ский период на Руси существовала письменность. Многие уче­ные утверждают, будто письменное наследие было сознатель­но уничтожено, чтобы будущие потомки не знали корней своей национальной культуры. Польский ученый Фадей Воланский утверждал, что славяне имели письменность еще до греков и римлян.

Но это лишь суждение ученых, не основанное на истори­ческих фактах, а вот что касается существования письменно­сти у руссов до «кириллицы», то академики А.А. Шахматов, Б.А. Рыбаков высказывали мнение, что до христианства, в пер­вые века христианства на Руси существовало несколько видов письма, и «глаголица» была последним из них. Эти ученые не одиноки в своих убеждениях. Археологические исследования подтверждают: в поселениях Черняховской культуры на Дне­пре (III-V века н.э.) на найденных глиняных сосудах и прясли­цах были обнаружены рунические надписи. Обращу внимание читателя на два исторических факта. Первое свидетельство «Панноского жития Константина философа», согласно которо­му создатель «кириллицы» Кирилл видел в 860 году в Херсоне (Корсуне) Евангелия и Псалтырь «русскими письменами писа­но». Есть предположение, что Кирилл и Мефодий при создании славянского алфавита использовали эти древнерусские письма. «А грамоте русская явилася, Богом дана, в Корсуне русину, от нее же научился философ Константин, а оттуда сложив и на­писав русским языком», – говорится в одной древнерусской летописи. Второй исторический факт связан с имевшим место влиянием русской культуры на Хазарский Каганат.

По сведениям арабских ученых, по их источникам, дошед­шим до нас, в древней Хазарии пользовались «русским пись­мом». Данные факты привожу не для того, чтобы умалить роль

Кирилла и Мефодия, а лишь затем, чтобы подчеркнуть мысль: из ничего не возникает что-то, всегда есть некая основа, фун­дамент.

История России раскрывается через языковые понятия, что находит свое выражение в этимологизировании, в обнаруже­нии лексической формы слова, в обращении к истории русско­го языка. Русский язык, как любой язык, – это непознаваемая до конца, трансцендентная сущность, и он может сказать о себе только сам.

Никакие науки не могут адекватно отразить язык, понять его сущность, она состоит в его выявлении.

Выявление происходит через индивидуальное самосозна­ние русского человека, из исторической языковой сущности. Чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его язык, культуру. В начале ХХ столетия один из русофобов С.С. Юшкевич писал: «Мы должны испортить русский язык…преодолеть Пушкина, объявить мертвым русский быт, – словом, заслонить Русь от современности, русский народ – от русского общества, свести на нет русскую оригинальность».

Можно вспомнить первого наркома просвещения России А.В. Луначарского, просвещавшего учителей на съездах в духе космополитизма, призывая не преподавать отечествен­ную историю, и не стоит, по его мнению, учителям проявлять «…пристрастие к русскому лицу, русской речи, к русской природе… – иррациональное пристрастие».

Сегодня наши СМИ почти повторяют то, что вещал А.В. Лу­начарский почти 80 лет назад. Их пугает введение курса право­славной культуры, увеличение часов на изучение русского язы­ка и литературы. Подобное отношение противников изучения православной культуры в школе вызывает недоумение у милли­онов людей, заставляет задуматься об ограничении прав граж­дан России, что ведет к национальной и межконфессиональной вражде. Православная культура на протяжении многовековой истории развития России формировала нравственность, сози­дала духовные основы семьи, оказывала огромное воздействие на все сферы жизни Отечества. Все народы мира в своем раз­витии испытывали влияние других этносов, других культур, но основа, база была всегда существенной, отличительной, национальной чертой духовной колыбели государственно-об­разующего народа. Именно в духовной колыбели русского на­рода надо искать социально-экономические истоки культуры и письменности. Православие являлось внутренним организую­щим национальным началом русской культуры. Нельзя понять национальную культуру без знания русского языка.

Один из величайших энциклопедистов России XIX века, ли­дер славянофилов Алексей Степанович Хомяков очень точно и объективно, с позиции глубоко верующего православного мыс­лителя, оценивает вклад святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитие письменности, великой русской культуры.

_Слава_вам,_братья,_славян_просветители!_
_Церкви_славянской_святые_отцы,_
_Слава_вам,_правды_учители,_
_Слава_вам,_грамоты_нашей_творцы,_
_Будьте_ж_славянству_звеном_единенья,_
_Братья_святые_Мефодий,_Кирилл._
_Да_осенит_их_дух_примирения_
_Вашей_молитвой_пред_Господом_сил!_

Надо нынешним поколениям славянских народов услышать первоучителей православных славян и А. Хомякова. Очень важ­но сегодня соединить духовную и физическую силу России, Украины, Белоруссии на православной основе при глобальном воздействии Запада и Америки на славянские народы в пере­устройстве их по западному образцу, не исключая реформирова­ния русского языка. Наша письменность прошла нелегкий путь в своем развитии. Она связана с идеалом русского человека, его ментальностью, отличною от других народов мира. Необходи­мо беречь родное слово, как написано в Священном Писании: «В начале было Слово. Слово было у Бога. И Слово это – Бог». Слово окружает человека от самого его рождения до последнего часа жизненного пути. И сейчас, когда языковеды-реформаторы собираются провести реформу русского языка, а точнее, упро­стить его, остается надеяться на его самостоятельное выжива­ние. Русский язык – духовная основа России, идеальное цар­ство, от которого человек и вся наша великая культура вышли.

Недавно в Государственной Думе принят Закон о языке, правда, не принят еще Советом Федерации и не подписан пре­зидентом. Первые впечатления Закона о языке – чувство радо­сти. Наконец-то среди депутатов нашлись радетели русского языка. Может, прекратится мат на заседаниях высшего законо­дательного органа страны, появится табуированное отношение к ненормативной лексике, засорению иностранными словами родного языка на радио, телевидении, в литературе. Пришло время, когда необходимо сбережение русского языка. Сегод­няшний беспредел в обществе, беспредел в языке – это распла­та за бездуховность, в которой оказалась Россия.

Хочется верить, что русский язык переживет трудные вре­мена, все реформы-эксперименты. Как заметил в свое время поэт Я. Смеляков:

_…Владыки_и_те_исчезали_
_Мгновенно_и_наверняка,_
_Когда_невзначай_посягали_
_На_русскую_суть_языка._