Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





РОССИИ НУЖЕН СУХОЙ ЗАКОН


Недавно мне пришлось ехать в одном купе с человеком, по­ведавшим о своей трагической судьбе. Многими талантами на­градила его природа. Он закончил с золотой медалью среднюю школу, с отличием Московский университет, защитил досроч­но кандидатскую диссертацию.

Была семья: две дочери, любимая жена. Все это рассеялось, исчезло, как в тумане, ибо последние 17 лет он жил словно бы нереальной жизнью. Причина – пьянство. Передо мной сидел худой, изможденный 43-летний старик с синюшным лицом, заостренные черты которого указывали на тяжелую болезнь. Случайный пассажир в купе (мы были вдвоем) старался выго­вориться. Он сообщил, что едет на родину, в Омскую область, умирать. Диагноз его болезни – цирроз печени. Он все повто­рял: «На что тратил время? 17 лет – лучший кусок жизни – я пропил; беспросветно пил и ничего, кроме водки, не видел...» В конце своей исповеди он произнес интересную фразу: «Я пропил свою цивилизацию». Мы много сегодня говорим о ци­вилизации, вкладывая в это понятие разный смысл. Несомнен­ным является то, что любая цивилизация (прошлого и настоя­щего) в ее истинном понимании и значении отражает культуру, духовность, нравственность, стратегию здоровья государства, умение людей работать и отдыхать. Средства массовой инфор­мации России изобилуют данными, говорящими об увеличе­нии числа инфарктов, инсультов, психических заболеваний, убийств и самоубийств, иммунодепрессий, преступлений, о распространении наркомании, разврате, пьянстве людей всех возрастов, не исключая детей и подростков, рождении непол­ноценных детей... Одной из главных причин пошатнувшегося здоровья населения России является пьянство, охватившее все регионы страны. Конечно, есть и другие, не менее важные, та­кие, как социально-экономическое положение, экологическое состояние страны. Не исключая негативного влияния этих при­чин, тем не менее считаю пьянство главным виновником ухуд­шения здоровья нации, многих бед, происходящих в России.

Когда видишь пьяного в городе и деревне в любое время дня и ночи, в любое время года, когда видишь на городских и сель­ских кладбищах лежащую под плитами молодежь и слушаешь рассказы очевидцев их ранней смерти, поневоле начинаешь ду­мать о серьезной опасности, которая подстерегает все населе­ние страны. Можно докопаться до причины, лежащей в основе пьянства отдельных людей: она коренится в слабости, в предрас­положенности человека к алкоголю, в несовершенстве нашего общества и т.д. Но когда статистика сухим языком говорит об увеличении потребления спиртных напитков в 3-4 раза по срав­нению с тем, что было 20 лет назад, когда из 10 юношей, при­зывающихся в армию, только трое здоровы, начинаешь думать о физической и духовной деградации общества. Россия вышла на одно из первых мест в мире по потреблению на душу населе­ния спиртного. Конечно, переход от одной социальной системы к другой не может не сказаться на всех сферах жизнедеятель­ности человека. Внутренняя, общекультурная дифференциация, резкое социальное расслоение людей, сокращение производства и, как следствие, появление большего числа безработных в стра­не влияют на духовное, моральное, психическое, физическое со­стояние народа. Человеку без социальной укрепы, без идеалов не на чем строить свою жизненную позицию, неоткуда черпать силы для духовного и нравственного становления. Эксперимент, проводимый в нашей стране по западным моделям, без учета российского менталитета, ничего не дал России. Сегодня стало для всех очевидным, что реформы провалились, что люди не стали жить лучше, как того обещали политики.

Рационализм, индивидуализм, насаждаемые у нас сегодня, являются фундаментальными ценностями западной цивилиза­ции. Они неприемлемы в нашей стране. Западный человек при­зван сосредоточиться на удовлетворении материальных и фи­зических потребностей. Философия индивидуализма строится на табуировании равенства между людьми, в основе ее – право на эгоизм, богатство и свободу за счет другого. В России на протяжении многих веков человек проявлял свое отношение к миру через отношение других людей. При этом человек в кре­стьянском миру не терял своего «Я», наоборот, он, подчиняясь воле общества, обретал свободу, полноту и выразительность личностного отношения ко всему, что его окружало. Его сво­бода преломлялась через духовное, нравственное единение с людьми с общинными, общественными, моральными установ­лениями, которые значились выше закона.

Отсюда понятно, что в России пьянство всегда осуждалось обществом, оно считалось большим грехом среди православ­ных и людей иных религиозных конфессий. Кривая потре­бления алкоголя поползла вверх, когда Россия в конце XIX века вступила на индустриальный путь развития. С рабочим классом, выделившимся из крестьянской общины, связывают рост потребления алкоголя. Интеллигенция России забеспоко­илась: по всей стране стали создаваться общества трезвости, появились сотни журналов, газет, брошюр, выступающих за трезвость. И незадолго до Первой мировой войны, в 1914 году, в России был принят сухой закон. Можно проводить истори­ческие параллели между тем, что было в России в начале и в конце XX столетия. Нужно прямо сказать: народы России в на­стоящее время вымирают (особенно русский народ), превыше­ние смертности над рождаемостью из месяца в месяц увеличи­вается. Идет процесс депопуляции. Вымирание русской нации в России самым неблагоприятным образом может сказаться в будущем не только в нашем государстве, а на положении во всем мире. В конце 1994 г. многие газеты опубликовали об­ращение 1700 врачей России «Оружие против нации». В об­ращении врачи пытаются убедить общественность в том, что алкоголь является наркотическим веществом, а раз так, то его нужно не производить, а запретить. Врачи напоминают, что в 1975 году Всемирная ассамблея здравоохранения вынесла ре­шение: «Считать алкоголь наркотиком, подрывающим здоро­вье». К рекомендации Всемирной ассамблеи прислушалось только несколько арабских государств.

В газетах патриотической направленности был опубликован секретный документ 1946 года, автором которого был директор ЦРУ (США) Аллен Даллес. Смысл этого документа: «Мы не смогли силой оружия завоевать русский народ, мы взорвем его изнутри. Для этого мы не пожалеем средств. Мы заставим рус­ский народ пить. Наркомания, секс, растление молодежи сде­лают то, что не удалось сделать Германии. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по масштабу трагедия самого непокорного на земле русского народа, окончательного, необра­тимого угасания его самосознания». Похоже, что русские люди начинают догадываться, что происходит в стране, что успели осуществить западные спецслужбы и пятая колонна в России. Русские люди уже стали обижаться, когда их называют шари­ковыми, быдлом, люмпенами, красно-коричневыми, совками, оккупантами, фашистами и т.д. Это обнадеживает. Но нужно откровенно признать, что немногочисленные патриотически­настроенные группы людей не имеют большого влияния на ход событий в стране. Льется поток спиртного из всех государств Запада, ближнего зарубежья. В самой России на всю катушку работают заводы по производству спиртного. Пейте, русские, все для вас. Ослабляйте свое государство. Всякие попытки об­ществ трезвости, русской культуры, здравомыслящих людей, выступающих против алкоголизации страны, наталкиваются на откровенное замалчивание этой проблемы со стороны руково­дителей страны, областей и городов. Но иногда руководители в своих отчетах прикрываются избитыми аргументами типа «сейчас стране не до этого», «надо научить людей культурно­му питию» (это все равно, что научить культурно драться) или «если сегодня запретить алкоголь, то будут пить все подряд, и смертность в стране возрастет в несколько раз». Что ответить на подобные речи руководителей государства? Еще в XIX веке ве­ликий ученый Ч. Дарвин ответил на эти вопросы так: «Зло, при­чиняемое потреблением алкоголя, превышает те беды, что несут человечеству чума, голод и война, вместе взятые». Несколько лет назад по телевидению показали документальный фильм. Закрытые съемки операторы осуществили в доме-интернате для умственно отсталых детей, детей не только алкоголиков, но и людей, пьющих 1–3 раза в месяц. Ведь алкоголь в крови со­храняется некоторое время, и зачатие в этот период времени не дает гарантии появления нормального ребенка. Было страшно смотреть и стыдно за людей. Бессмысленные, ничего не выра­жающие, бегающие глаза, неестественно огромные уши, нару­шенная координация движения... А финал фильма таков: пред­ставьте хорошо ухоженный сад; недалеко от дорожки, ведущей к интернату, стоят лавочки; на одной из них – молодая мать и ее десятилетняя дочь. Мать подает бутылку с газированной водой, девочка отпивает несколько глотков и опрокидывает бессмыс­ленно бутылку, из которой льется вода на землю, как льются слезы (мать плачет) сотен тысяч матерей, родивших несчастных детей хмельной любви. Припоминаются в этой связи трагиче­ские строки Е. Евтушенко:

_Взмывают_ввысь_ракеты,_
_А_где-то_у_ворот_
_Сивушный_дух_трагедий_
_Из_подворотни_прет._

_Мольба_простая_эта_
_Глафир_и_Евдокий_
_«Не_пей»_звучит_как_эхо_
_Завета_«не_убий»..._

Ныне страна подошла к такому периоду своего развития, когда сухой закон является необходимостью. От каждого из нас зависит сегодня будущее нашей страны, будущее наших детей, и если мы будем нравственным эталоном, зеркалом, в которое станут смотреться люди, и если это зеркало не будет искажено, то не будет искажена жизнь человека, находящего­ся подле нас.