Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





О СООТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ


Постижение появления культуры связано, как и появление наук, с потребностью человека выразить себя, отразить свое время, действительность. Культура зарождается, как ответ на проблемы, возникающие в процессе приспособления челове­ка к внешнему миру, преобразования внешнего мира, в соот­ветствии с интересами, целями и задачами, планами человека. Религия – необходимый момент развития культуры. Различные стороны религии, разные элементы ее структуры (мифология, эмоциональная сторона, религиозные институты) существуют в соотношении с культурой, благодаря которым человек на­чинает формировать свое самосознание, постигая свою сущ­ность, свою историческую значимость. Исторически изменяю­щиеся культурные, общественные отношения сами порождают определенные религиозные формы, выявляя взаимосвязь меж­ду культурой и религией. Христианство, назвав человека вер­шиной Божественного творения, рассматривало его как субъ­ект культурного процесса. В процессе становления и развития человека религия не сводила его к простому инструменту, пас­сивному средству, которым руководит Промысел Божий. Нрав­ственный, культурный, элемент религий является серьезным ограничителем небесного произвола.

История развития культуры невозможна вне религии, они идут рядом, но не автономно, а пересекаясь друг с другом, не возвышаясь и не отрываясь друг от друга. Культура и религия – исторически обусловленные социальные явления, отражаю­щие формы существования, познания и деятельности человека.

Почти все великие произведения в музыке, живописи, ли­тературе, архитектуре освящены, окормлены религией. Во­церковление – это стадия, когда деятель искусства открывает через церковь, жизнь духовную, и свои произведения строит так, чтобы приблизить человеческую душу к Богу. Блажен­ный Августин в своей «Исповеди» писал: «Господь создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». История развития культуры охватывает огромное мно­гообразие направлений, концепций, которые, с одной сторо­ны, связаны религией между собой, с другой – уникальны, как уникален и неповторим человек-творец. В России Правосла­вие оплодотворило русскую культуру. Ставя и решая вопросы развития культуры, вера помогает постижению смысла твор­чества, развивает способность ориентироваться в противоре­чиях общественной жизни, позволяет правильно сделать вы­бор в обосновании ценностей, идеалов, ориентиров. Великие русские мыслители, писатели, композиторы, художники были глубоко верующими людьми: М. Лермонтов, Ф. Достоевский, Д. Менделеев, И. Павлов, Ф. Глинка, М. Мусорский, Г. Свири­дов, В. Суриков, А. Иванов, П. Корин и др. Своими произве­дениями они утверждали преемственность, непреходящее зна­чение прошлого. Наше великое славное прошлое соединенное с христианским настоящим и есть прообраз будущей России. Нравственный, высокий уровень нашего общества связан с чи­стотой и полнотой православной веры в соотношении с Вели­кой русской культурой.

Возникновение культурных ценностей указывает на нали­чие духовного производства, определяющего, какие ценности культуры востребованы, как они создаются, осваиваются и воспроизводятся в обществе. Вера перебрасывает мостик от обыденности к культуре, так как она не является исторически обусловленным средством общественной регуляции. Для веру­ющего человека она представляет деятельность, в которой со­держится истина повседневной жизни. Религия отражает такое состояние общества, при котором повседневная деятельность людей связана с культурой, и они исторически обуславливают друг друга как социальные явления, как формы общественного сознания. Культура и религия своими корнями уходят в актив­ное взаимодействие человека с природой. В процессе овладе­ния природой человек познает самого себя и подлинный смысл своего существования, он выявляет и развивает заложенные в нем творческие способности, а это в конечном итоге приводит его к культурному освоению мира, к реализации человеческих потенций. И получается, что изначально культура и религия взаимосвязаны и взаимозависимы. Ф. Достоевский в свое вре­мя заметил: «Нации живут великим чувством Веры и великою, все освещающей снаружи и внутри мыслью, связанной с куль­турой …Оставить славную идею и восточную церковь – все равно что сломать всю старую Россию и поставить на ее место новую и уже совсем не Россию». Православие в России играло в культурной жизни непреходящую роль. Размышляя об этом, мы видим бесконечную череду созидания и разрушения. Вся история развития Русской Православной Церкви и культуры России – это свидетельство удивительных по красоте храмов, великой литературы, живописи, музыки, театра. Можно с опре­деленностью сказать, что XIX и XX столетия, не без влияния Русской Православной Церкви, стали временем рассвета от­ечественной науки и культуры. Это было время высочайшего духовного напряжения, понимания смысла жизни, чего нельзя сказать о начале XXI века. Только сохраняя и соблюдая Божьи установления, Россия в своей культурной жизни тщательно и настойчиво собирала, посредством своих творцов, великое ду­ховное наследие, сберегая его от терзаний, и тем самым сохра­няя души людей.

Культура России – это основа, идеал, но это и земная ре­альность, выраженная в духовных деяниях русских творцов, один лишь пример: когда смотришь на картины Г. Угрюмова

«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» 1773 г., после одержанной победы над немцами, А. Лысенко «Владимир и Рогнеда», 1770 г., то проникаешься чувством за­хватывающего полета во времени и пространстве. Идеи этих художников пронизаны верой в справедливость; и начинаешь понимать связь церкви, государства и культуры, так как право­славная система ценностей глубоко укоренилась в искусстве, в сознании русского народа. Исторически сложившаяся система ценностей всегда соотносилась в верою, совестью, коллекти­визмом. Россия с конца XX века в результате демократических реформ оказалась на грани социальной, экономической ката­строфы, спасти ее от окончательной гибели может только воз­рождение ее традиционных ценностей, духовности, самобыт­ной русской культуры. Сегодня, когда размыты нравственные и духовные приоритеты, в отсутствие идеологии, общенаци­ональных проектов, способных всколыхнуть народ, страну на великие дела, приходится констатировать, что у наших пред­ков эти приоритеты были. О чем говорят великие произведения деятелей культуры во всех проявлениях многогранной жизни России. Культура и вера помогали нашим пращурам делать добрые дела, и эти дела стали явлением уникальным, не име­ющим аналогов в практике мировой и европейской культуры. Имя этого феномена – Великая Русская культура. Россия не желала перенимать образцы чужой культуры, «…основанное на ложном взгляде, враждебной ее христианскому духу…» – писал И. Киреевский. Мы переживаем сегодня время крайнего духовного оскудения.

Наши предки защищали свою культуру, как воины – русичи на полях сражений, и душой этому была Русская Православ­ная Церковь. Именно, церковь давала моральную силу воину и творцу. Отсюда истоки нашей великой культуры, всей нашей отечественной духовности. Православие является стержнем русской культуры.

Нужно подчеркнуть, что каждая эпоха рождает свою куль­туру, в основе которой лежит тип человеческой личности, а личность оказывается в системе культуры; она задает культуре нравственные, религиозные, эстетические парадигмы бытия. Человек стремится к полноте своего самовыражения, самоосу­ществления, а религия, в отличие от культуры, не антиномич­на, то есть не временна. Вера подпитывается вечностью, и ее цель заключается в нравственном и духовном векторе развития культуры, в достижении непосредственной связи с Божествен­ной сущностью. Во второй главе Соборного Послания Апосто­ла Иакова сказано: «Вера без дел мертва». Вера не столько в знании, сколько намного больше – в сущности бытия челове­ка во всех проявлениях, и конечно, в культуре, в смысле его жизни, а также духовности, нравственности, в его цельности и целостности.