Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И ВЕРЫ


Вопрос о соотношении веры и науки – это вопрос о том, какие духовные ценности, приоритеты они утверждают, какое будущее для подрастающего поколения они готовят. Наконец, способны ли, с точки зрения толерантности, наука и вера смо­треть на явления и процессы сегодняшней жизни идентично. В конечном счете это вопрос о перспективах развития науки в третьем тысячелетии, о судьбе человечества на нашей планете.

Из истории науки известен такой факт. Великий математик Лаплас, который в правительстве Бонапарта был министром внутренних дел, подарил императору свою книгу «Изложение системы мира». Прочитав книгу, Наполеон выразил удивление тем, что автор ни разу не упомянул Бога. Лаплас ответил: «Я не нуждался в этой гипотезе». Многие ученые в разные перио­ды истории человечества ответили бы подобным образом. При этом в обыденной жизни ученый мог быть верующим и в то же время понимающим, что наука преображает окружающую нас действительность, изменяет образ мысли и жизни. Ученый У. Томпсон (Кельвин) учил: «…Веру имей, но помести ее в са­мую глубину сердца, где она никому не будет мешать». Буду­чи представителем одной из ветвей христианства (протестан­тизм), У. Томпсон, как и его последователи, ратовал за изучение материальных объектов и не считал нужным задумываться над тем, кто их создал.

Этот призыв в XIX столетии разделяли многие ученые, на­ука становилась безбожной. Но вот что удивительно: многие открытия, начиная с интенсивного развития науки (особенно с XVII века), были предопределены Библией. При этом нужно сказать, что Библия, данная Богом, не ориентировала людей на занятия естественными науками, она предназначена для совер­шенствования души человека. Например, в Библии задолго до научных открытий сказано, что мир образовался из бесформен­ной материи, что Земля круглая и ни на чем не стоит. «Земля, на которой живем, как одна точка посреди неба висит» (Иов, глава 26, стих 7). И сказано это до кругосветных путешествий и появления астрономии. О законе сохранения энергии около 2800 лет назад в книге пророка Исаии говорится, что «по мно­жеству могущества и великой силе у него (Бога – С.Л.) ничего не выбывает» (глава 40, стих 26). В Библии есть описание по­нятий фотографии, диеты, эволюции; сказано, что воздух име­ет вес; говорится о реликтовом излучении, т. е. о том, что свет был раньше солнца. И только в 1964 году ученые США Пензис и Вильсон обнаружили и подтвердили «микроволновое фоно­вое излучение» – незримый свет, идущий на землю с неба, из каждой мыслимой точки небесного пространства. Библия со­ветует не вторгаться в природу, не переделывать ее, и даже есть пророчества относительно вредности одежды, состоящей из разных веществ (мне представляется, что речь идет об одежде из синтетики): «Не надевай одежды, сделанные из разных ве­ществ, из шерсти, льна и других вместе» (Второзакон, 22, 11).

Когда внимательнейшим образом читаешь в Библии подоб­ные откровения, то невольно закрадывается мысль о том, что научные открытия ученых в разные периоды времени являют­ся вторичными. Они лишь эмпирически, экспериментально до­казали то, что было высказано в священных книгах тысячу и более лет назад. Нельзя не согласиться с Р. Бойлем, физиком, химиком, одним из авторов закона Бойля-Мариотта: «В срав­нении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца». Вот таким солнцем – главной книгой для русских людей – являлась Библия. И когда читаешь высказывания многих зарубеж­ных путешественников о России, их оценку уму, духовности, нравственности русского народа, начинаешь думать о значении Библии в жизни каждого человека. Русские люди в большин­стве своем читали одну книгу в течение всей жизни – Библию и, по свидетельствам иностранцев, были мудрейшими, нрав­ственнейшими людьми на земле. Немецкий историк В. Шу­барт, исследовавший Россию и Европу, писал, что русские, славяне – люди мессианского типа, в чьих душах живет огонь учения Христа. Они привержены этому учению, как право­славные, и потому никто так не знает Библию, как русские. С Библией умирали простые крестьяне и высокие умы, такие, как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Можно знать хорошо содер­жание одной книги – Библии – и быть одним из образованней­ших людей на земле. Великий русский историк В. Ключевский в письме к Порфирию Гвоздеву от 11 октября 1861 года писал: «Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испы­тало». Когда слушаешь сегодняшних ученых-атеистов, раде­телей за технологическую цивилизацию, считающих, что ком­пьютеризация – основа всего сущего, то становится страшно не только от исследований генной инженерии, клонирования, международных информационных систем и другого. Страшно от сознания, что эти люди не соотносят свои научные интересы с духовно-нравственными интересами большинства людей. В наше сложное, противоречивое, многотрудное время все боль­шее число ученых задается вопросом: что может спасти чело­вечество от злоупотреблений научно-техническим прогрессом. И многие из них отвечают: Вера, Духовность, Нравственность.

Лауреат Нобелевской премии Анри Беккерель, французский физик, открывший радиоактивность, писал: «Именно мои ра­боты привели меня к Богу, к вере». Директор Института моз­га, академик РАМН Н.П. Бехтерева сделала для себя открытие, помимо научных: «Всю жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к вы­воду, что возникновение такого чуда невозможно без Творца.

…Многие часто задают вопрос: а не мешает ли вам то, что вы верите в Бога? Нет, в исследованиях мне это помогает». И да­лее академик констатирует, что ее вера никак не ограничивает глубины научных познаний, но она налагает «нравственный за­прет на некоторые сферы ее применения».

Отсутствие веры в Бога привело часть русской интеллиген­ции к роковому шагу в истории России – к революциям. Виной тому – увлечение западными учениями и теориями, которое и лишило их веры, принесло огромные страдания народам стра­ны.

Вера и наука являются сегодня предметом размышления не только онтологии, но и искусства, что, конечно же, не ис­ключает их взаимодействия и взаимообогащения. Напомню о библейской последовательности творения: Дух–Жизнь–Разум. Наука, исследующая разум и оставляющая за рамками веру, дух, не имеет возможности разобраться и в разуме. Союз духа и души, веры и науки соответствует поискам нравственной русской религиозной философии конца XIX – начала XX веков в лице Ф. Достоевского, К. Леонтьева, Вл. Соловьева, И. Ильи­на, а также великих естествоиспытателей – православных мыс­лителей Д. Менделеева, В. Вернадского, И. Павлова и других. В определенные исторические периоды возникает необходи­мость решения крайне важных для государства проблем. Для России в данный момент необходим стержень, способный дер­жать все предыдущее и все последующее. Таким стержнем яв­ляется Русская Православная Церковь.

Медленно, но возвращается к людям вера в Бога. Припо­минаются слова одного из самых величайших людей на земле

– Блеза Паскаля, физика, математика, писателя, философа, глу­боко верующего человека: «Есть три разряда людей. Одни об­рели Бога и служат ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не искали и не ищут Его, это безумные и несчастные. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастны». Немощный ум наш должен смириться перед Богом, который дает нам нравственные и духовные ориентиры, столь необхо­димые во всех проявлениях жизни. Как сказал Н. Заболоцкий:

_Два_мира_есть_у_человека._
_Один,_который_нас_творил,_
_Другой,_который_мы_от_века_
_Творим_по_мере_наших_сил._

А поскольку Бог вложил в нас творческие потенции, реа­лизовывать их мы должны нравственно, ибо во Христе – все наши добродетели и успехи.