Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





КОСМОПОЛИТИЗМ ИЛИ ПАТРИОТИЗМ


Поводом для данной статьи послужили дискуссии о космопо­литизме на нескольких секциях второго Российского философско­го конгресса «XXI век: Будущее России в философском измере­нии», прошедшего в Екатеринбурге. На философском конгрессе скрестились разные спектры мнений по самым разнообразным проблемам современности, но особенно ученых волновала судь­ба будущего России в преддверии третьего тысячелетия. Наша страна сегодня превратилась в огромный дискуссионный клуб, в котором наличествуют разные мнения, мировоззрения, идеи, размышления о том, как жить дальше, о необходимости соб­ственного пути развития России. Будем откровенны: в течение всего перестроечного периода, с момента распада СССР, наро­дам России навязывалась идея либерализма, ориентированного на американскую модель самодостаточности рыночных отноше­ний, облаченных в политическую одежду западной демократии. Реформы в России не сделали народ счастливым, ибо они шли вразрез с нравственно-ценностными установками русской куль­туры. В сложные, критические периоды развития России возни­кает вопрос (как когда-то у западников и славянофилов): каким путем идти? Ф.М. Достоевский в свое время обратил внимание на людей прозападного толка, которые заставляют «перетащить к себе европейское гражданское устройство… неужели все-таки мы и тут должны рабски скопировать европейское устройство? .. Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму раз­виваться национально, своей органической силой?» Приходится констатировать, что многое из европейского жизнеустройства уже скопировано сегодняшней Россией.

Космополиты через средства массовой информации внуша­ют россиянам, что они должны войти в семью европейских на­родов с признанием фундаментальных общечеловеческих цен­ностей западной цивилизации, таких, как свобода, равенство, благосостояние, права человека, рационализм, индивидуализм. Кто же против этих ценностей? Но когда начинаешь постигать их, то невольно возникают вопросы. Оказывается, экономиче­ская свобода приводит к социальному расслоению и политиче­ским свободам для одних и отсутствию их у других и т. д.

Космополитизм отказывает людям в привязанности к род­ной земле, национальной самобытности. Прошу читателя из­винить меня, что не помню автора – поэта-космополита, кото­рый так написал:

_…Сложить_тоскующие_кости_
_нам_суждено,_
_а_на_каком_уж_гнить_погосте_–_
_мне_все_равно._

Миллионам людей различных стран мира дорого Отече­ство, и им не все равно, где быть похороненным. По-разному складывалась, например, судьба лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского, известно его отношение к русской культуре, России, но и он, возможно, в минуты тоски по Роди­не написал:

_…Ни_страны,_ни_погоста_
_Не_хочу_выбирать,_
_На_Васильевский_остров_
_Я_приду_умирать._

Как только разговор заходит о русском самосознании на конференциях разного уровня, так обязательно находятся люди, которые навешивают ярлыки типа «шовинизм», «наци­онализм», «фашизм» и т.д. Но когда представители других на­циональностей, скажем, татары, чуваши, удмурты, говорят об этом, их приветствуют и поощряют.

Разве мы не ощущаем сегодня, что миллионы долларов, по­траченные фондом Сороса на перелицовывание истории Рос­сии, уже дают свои плоды. Наша школа превращается в безна­циональную, в денационализированную, оторванную от своих корней, а стало быть, и четких духовных ориентиров. Детям по соровским учебникам внушается, что личность выше государ­ства, государство – зло, Россия – «империя зла». Историю Рос­сии и русской культуры авторы данных учебников растворяют в либерально-западнической версии европейской цивилиза­ции. В сегодняшней школе нет программ по изучению русской культуры, русской мысли, национальной религии – правосла­вия, русской географии.

Великий русский мыслитель И.А. Ильин очень верно заме­тил, что такое образование может привести к чувству нацио­нальной неполноценности, культурно-религиозному нигилиз­му.

«Национальное обезличивание есть высшая беда и опас­ность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплотным скитальцем по чужим духовным дорогам, обе­зличенным космополитом, а народ превращается в историче­ский песок и мусор». Речь идет о национальной школе, какой ее представлял К.Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими», в которой обучались бы не только русские, а все желающие, стремящиеся приобщиться к русской истории и культуре. Россия на протяжении всей тыся­челетней истории своего развития жила в тесном контакте с другими этносами. Войны, добровольное вхождение народов в состав России приводили к этнической пестроте, к склады­ванию новых этносов с оригинальными стереотипами поведе­ния, разными традициями и культурными доминантами.

И тем не менее русский народ сохранил свой дух, идущий от истоков, корней, связанных с православием. Идеологи За­пада стараются вытравить, стереть из сознания русских людей историческую память, навязать нашему народу свои ценности. Сто пятьдесят лет назад друг Пушкина поэт П.А. Вяземский писал:

_Под_либеральным_их_клеймом_
_Не_смей_идти_своей_дорогой,_
_Не_смей_ты_жить_своим_умом…_

Сегодня нам навязывают идею обогащения по примеру Ев­ропы и, надо сказать, не без успеха, особенно среди молодежи.

Похоже, в России все идет по Шигалеву, персонажу романа Ф. Достоевского «Бесы»: десять процентов жирует, перерас­пределив, поделив между собой в процессе «прихватизации» материальные и духовные ценности, созданные не одним поко­лением людей, а почти 80% населения находится за чертой бед­ности. Для России с ее моральным, духовным максимализмом и идейной одержимостью жить по совести, с мощными инер­циями общинно-соборного свойства такой подход неприемлем.

Западный человек высоко ценит свою индивидуальность, пытается ее утвердить, и это нередко заводит его в тупик. По­литологи Запада много пишут о кризисе западной цивилиза­ции, о кризисе не только духа, а самого человека, человеческих взаимоотношений, построенных на утилитарной основе. Можно сказать, что имеет место мутация, изменяется само суще­ство человека, он становится не тем, чем он должен быть по замыслу Божьему. Русская культура, в отличие от западной, от­вергает индивидуализм и рационализм, она ставила своей це­лью развитие духа и совершенствование, преображение души через приобщение к Богу. Космополитизм, как идеология За­пада, проповедует отказ от национальной культуры и тради­ций, отрицает патриотизм под лозунгом «Человек – гражданин мира». Такой подход не имеет успеха в России. Великий рус­ский писатель И.С. Тургенев очень точно определил это поня­тие: «Космополитизм – чепуха, космополит – нуль, хуже нуля: вне народности ни художества, ни истины, ни жизни – ничего нет».

Конечно, нельзя не признать негативное влияние Запада, до­статочно вспомнить, как наши СМИ упражнялись в охаивании патриотизма, в шельмовании армии, державности. И только пе­ред выборами почти все политические партии и общественные объединения в своих программах заговорили о патриотизме и державности. Надолго ли? А ведь и в наше время есть место подвигу. Один лишь пример: средства массовой информации патриотической направленности рассказали о девятнадцати­летнем юноше Евгении Родионове. Солдатам, попавшим в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Евгений отказался снять крестик. Его подвергли пыткам и издеватель­ствам, а затем убили. Через некоторое время за деньги указали матери могилу сына сами чеченцы. Мать узнала сына только по нательному крестику. Они не сняли крестик, не посмели. Об этом случае рассказал сам убийца Евгения Родионова в присут­ствии представителей ОБСЕ.

Писатель Л. Леонов высказал мысль о том, что «сила патри­отизма всегда пропорциональна количеству вложенного в него личного труда: космополитам и тунеядцам всегда было чуждо чувство Родины».

Много сегодня говорится, пишется о возрождении России. И мне непонятны те люди, которые в наше многострадальное время говорят: «На все Божий Промысел, пусть все идет, как идет». Некоторые мои коллеги-православные имеют в виду христианскую мораль: если тебя ударили по левой щеке, подставь правую. Это не слабость, а сила. Я так не думаю. И. Ильин, не соглашаясь с такой моралью Л. Толстого, на­писал статью: «О сопротивлении злу силою». Мне очень нравится высказывание митрополита Филарета (Дроздова) в духе глубочайшей, гениальнейшей из заповедей Нового Заве­та: «Божьих врагов ненавидь, врагов Отечества уничтожай, а личных врагов прощай».

Люди, озабоченные судьбой России, понимают, что без иде­алов, идеологии, любви к Родине жить нельзя, они высказы­вают идеи обустройства, формулируют национальную идею, способную сплотить, с точки зрения самоидентификации, об­щество и государство.

Мы должны иметь четкие и ясные представления о цен­ностях, идеалах и приоритетах. На мой взгляд, национальная идея как система должна иметь такие элементы, которые до­роги и святы всем людям, живущим в России, независимо от национальности и вероисповедания. Элементы национальной идеи должны быть узнаваемы, понимаемы и принимаемы всем народом: Долг, Совесть, Семья, Государство, Культура, Бог, Ро­дина – святые для каждого человека России понятия.