Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





МЕССИАНСТВО КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА


В истории русской философии проблема человека занима­ет центральное место. В русле национальной культурной тра­диции осмысление творчества русских мыслителей призвано прежде всего обратиться к тем сторонам названной проблемы, которые характеризуют русского человека в качестве ключево­го творческого начала, создающего социальные, нравственные, духовные и культурные ценности. Уже первые древнерусские памятники письменности XI – XIV веков, такие, как «Слово о полку Игореве», «Русская правда», «Слово о законе и благо­дати», свидетельствуют, что в силу изменений, происходящих в общественной жизни России, формируется потребность в философствовании, в том постоянном переосмыслении миро­воззрения, которое обеспечивается новыми взглядами, цен­ностными ориентациями и более глубоким пониманием мира, окружающего русского человека. «…Последовательно огляды­ваясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе, всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее со­знавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего, глядя назад, ша­гаем вперед, наконец, и для того полезно перетрясти ветошь, чтобы узнать, сколько ее истлело и сколько осталось на ко­стях», – писал А. Герцен.

Мировоззрение древнерусского человека, после принятия на Руси христианства, нельзя считать чисто христианским: оно пред­ставляет собой совокупность языческих и христианских тради­ций, по существу, это сложное соединение двух идеологий. Эле­менты языческих традиций присутствуют в православной церкви до сих пор. К древнерусским памятникам, отражающим жизнь русского человека, нужно подходить дифференцированно, ибо они характеризуются различным соотношением христианских и языческих элементов. Это важный фактор для осмысления дан­ной проблемы, так как речь идет о формировании поведения не только отдельного человека или социальной группы, а всей рус­ской нации. Мир русского человека – это мир культуры, религиоз­ности, мировосприятия и миросозерцания. Русское язычество вы­ражало анимизм, национальные черты формирующегося народа. Христианство космополитично. Соединение язычества и христи­анства дало возможность выработать у русских людей стремление к целостности восприятия мира, к способности понять людей. И не только понять, но и помочь.

Ф. Достоевский дух русского народа выразил в речи, посвя­щенной А.С. Пушкину, напомнив о сути русской народности, о ее стремлении «ко всемирности и ко всечеловечности». Синтез двух идеологий привел русский народ к пониманию мессиан­ской идеи, о которой так горячо и основательно писало не одно поколение русских мыслителей.

Из синтеза русского язычества и христианства под влия­нием православно-византийской церкви возникло своеобраз­ное русское мышление, отличное от западно-христианского. Это взаимовлияние двух различных духовно-культурных традиций – родовых славяно-русских верований и византий­ского православия – дает возможность, по нашему мнению, утверждать, что в процессе становления русской нации не только не утрачивались индивидуальные особенности наро­да, но и одновременно приобретались новые черты: альтру­изм и мессианство. Писавшие о русском мессианстве мысли­тели М. Бакунин, Н. Бердяев, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев, Н. Федоров выражали сущность русского народа. В книге «Судьба России» Н. Бердяев говорит о самых причудливых и разнообразных формах русской души, выражающей свою заветную идею о мировом избавлении от горя и зла, о нарож­дении новой жизни для всего человечества: «Мы должны со­знавать, что русский мессианизм не может быть претензией и самоутверждением, он может быть лишь жертвенным горе­нием духа, лишь великим духовным порывом к новой жизни для всего мира».

Особенность душевного настроя и мировоззрения рус­ского человека, отмеченная в научных трудах Н. Данилев­ского, П. Флоренского, П. Чаадаева, И. Ильина, заключается в том, что предметом его внимания является не просто весь мир, а мир как целое, то есть в нем русская действитель­ность отражается с точки зрения ее единства, целостности, системности или отсутствия таковой. Отсюда, как отмечают религиозные мыслители, вселенский дух русского народа. Может показаться, что подобными чертами обладают и дру­гие народы, всегда можно найти людей, отвечающих этим требованиям. Действительно, тот или иной народ обладает своими особенностями. Например, цыгане очень музыкаль­ны, любят торговать и гадать, древние славяне, по словам немецкого мыслителя XVIII в. И. Гердера, милосердны, го­степриимны до расточительства, любят сельскую свободу, но послушны и покорны, враги разбоя и грабежей.

О милосердии русских, их альтруизме говорят все ис­следователи, изучавшие Россию в разные периоды ее развития. Призвание русских – болеть душой за других, сострадать, помогать любому человеку, независимо от ве­роисповедания и национальности, – воспитывалось с само­го раннего детства.

Отечественные мыслители, отмечая мессианский харак­тер русского человека, выделяли и другие черты, отличаю­щие его от западного человека. Индивидуализм, являющий­ся фундаментальной ценностью европейской цивилизации, основанный на рационализме, совершенно чужд русскому человеку. Вся история развития России свидетельствует о том, что русский человек не ориентируется на материаль­ные и физические потребности, они для него не являются главными. Русский человек совершенно чужд властолюбия, он не притязает на роль начальника, а его личная свобода обретается через единение с церковью, с людьми, близкими ему по духу. «Россия, – писал Н. Бердяев, – призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в основ­ном ее духе. И справедливость мировых задач России предо­пределена уже духовными силами истории. Великие жерт­вы понес русский народ для создания русского государства, много пролил крови, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве».

Теории соборности и всеединства, предложенные А. Хо­мяковым и Вл. Соловьевым, подчеркивали духовность, нрав­ственность, ощущение связи человека и мироздания, общность человека и Бога. Выход за пределы самого себя совершается как по своей воле, так и по воле Бога. Этот процесс является осуществлением заложенной в природе русского человека воз­можности слияния с Божьей волей. Свое неземное назначение человек на Руси осуществляет путем познания мира, соответ­ствующим его нравственным деяниям. На этом уровне русский человек осознает высшую цель в своем призвании и назначе­нии. Философы стараются объяснить это обязанностью рус­ского человека перед своим народом. С детства ребенку внуша­ется мысль, что он – представитель русского народа и обязан служить России до конца своих дней.

Русский человек характеризуется тремя важными каче­ствами: а) способностью чувствовать, переживать, воспри­нимать мир целостно через силу воображения, волю, мышле­ние; б) способностью к самотрансценденции, то есть выходу человека за пределы самого себя в попытке соединиться с Богом, в направлении его на что-то, существующее вне его; в) способностью к самоотречению во имя высших идеалов. Это проявляется в возможности подняться над самим собой и над ситуацией, подчинив себя всецело другим людям, нуж­дающимся в помощи. В критические моменты, когда нераз­решимые вопросы бытия, казалось, должны были привести русского человека на грань духовной катастрофы и деграда­ции, срабатывал альтруистический инстинкт, властно напо­минающий ему, что он не один в этом мире, есть еще более страдающие, чем он, нуждающиеся в его помощи. В этот мо­мент возрождается русский дух и происходит нравственное совершенствование человека.

Занимаясь исследованием сущности русского человека, И. Ильин, П. Сорокин, Г. Федотов, Г. Флоровский отмечали, что русский человек в действительности свободен лишь в ду­ховном порыве и по своей внутренней сущности являет собой то, что составляет его деятельность на благо людей и Отече­ства. Поэтому становится понятным убеждение русских рели­гиозных мыслителей в том, что верующий русский человек, эмоционально страдающий и чувствующий (в отличие от за­падноевропейского человека, рационально относящегося к жизни), верит в совершенствование посредством деятельно­сти, изменяет социальные и внешние условия людей, призывая каждого человека вдуматься в основу бытия России и осознать свое подлинное предназначение.