Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПРИРОДА – ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ


В наше время происходят глубокие изменения во всех про­явлениях жизни человечества. Касаются они и научной концеп­ции природы и общества, которая раскрывает новые отноше­ния между природой и человеком, с одной стороны, и человека с человеком – с другой. Мы часто говорим: природа – основа, источник человечности. Да, природа влияет на нравственные, эстетические чувства, «очеловечивает» человека. Можно толь­ко сострадать городским детям, которые не встречают восход солнца, не бегают по влажной траве босыми ногами, не купа­ются в чистой речке, не ухаживают за домашними животными, а это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию че­ловека, к формированию нравственных чувств.

Чем безжалостнее уничтожаем мы природу (а это процесс необратимый), тем более скудеют наши чувства, мы становим­ся искусственными, «расчеловеченными». Не связаны ли под­ростковые войны в крупных городах нашей страны с удалени­ем детей от природы? Очевидным является то, что отношения между людьми, отношение к природе должны опираться не только на разум (рациональный, технократический подход), а в большей мере – на чувства людей (гуманитарный подход). Сегодня мы видим определенную опасность проникновения «компьютерного» образа мышления во все более широкие сфе­ры жизни. Так, японские дети предпочитают играть с компью­тером, а не со сверстниками и родителями. Прекрасно понимая, что без компьютеризации нельзя развивать и совершенствовать многие отрасли народного хозяйства, я думаю, что компьюте­ризация не делает человека нравственным. Опасность, видимо, заключается еще и в том, что человек в будущем станет все более зависимым от компьютера, а нужно, чтобы, наоборот, компьютер служил людям.

Нравственность является интегративным, системообразую­щим качеством, ее значение не совпадает с утилитарным под­ходом, который мы обнаруживаем повсюду, когда речь идет о развитии отдельных регионов страны. Функция человека не приходит извне, она строго детерминирована теми отношения­ми, в которых оказывается человек и в которых он выказывает порою не свою сущность, а сущность той среды, в которой он находится.

Иногда человек безупречно выполняет свои производствен­ные функции, но в то же время не осознает своего безнрав­ственного отношения к природе, а тем самым и к человеку.

Об угрозе экологической катастрофы предупреждают уче­ные всех стран. Экологи всего мира давно бьют тревогу за судьбу земли, лесов, рек, озер, но опасность для всего живо­го нарастает. Мы дожили до такого состояния, что в лесу не слышим пения птиц, жутко становится от зловещей тишины. Химизация и минерализация полей и лесов может привести к тому, что мы недосчитаемся в третьем тысячелетии сотен, ты­сяч редких птиц и зверей. Когда же мы поймем, что человек тоже может исчезнуть, поскольку он является частью приро­ды. Сегодня мы много читаем и слышим об отравлении детей и взрослых: химия уничтожает не только животных и зверей, она проникает в наш организм, и хотя он еще сопротивляется, вырабатывает иммунитет против ядохимикатов, попадающих с хлебом, водой, мясом, овощами и фруктами, но резервы его не беспредельны.

Однако все наши разговоры о взаимодействии человека и природы носят вербальный характер. Мы не думаем о тех, кто придет после нас, не думаем о том, каким воздухом они будут дышать, какую пить воду, будут ли радоваться общению с при­родой, страдать и чувствовать боль другого, как свою собствен­ную. Выдающийся поэт и философ Франции Поль Валери в 50-е годы нашего столетия высказал парадоксальную мысль: «Разум, может, одно из средств, которое избрала Вселенная, чтобы поскорее с собой покончить». Возражая ему, замечу, что, кроме разума, во Вселенной есть еще и чувства, и, пока они не деформированы, пока они существуют, человеку на планете Земля есть на что надеяться.

Гибель человеческой цивилизации прогнозируется учены­ми, разночтения лишь в сроках ее смерти… Размышления на экологические темы приводят к мысли о том, что у планеты, как и у человека, есть биологические часы. Природа и человек являются саморазвивающимися системами.

Зародыш человека в процессе онтогенеза повторяет в мини­атюре всю предысторию развития природы. В организме чело­века как в саморазвивающейся системе есть такой орган – ти­мус, вилочковая железа. Когда рождается ребенок, она хорошо развита, но по мере взросления человека происходит атрофия, деформация тимуса и, соответственно, со временем, смерть че­ловека. Назначение тимуса в организме связано с регуляцией роста, минерального обмена, с формированием специфиче­ского иммунитета. На протяжении тысячелетий человек потре­блял естественные, природные, экологически и биологически чистые продукты. А что потребляем мы сегодня, какое коли­чество нитритов и нитратов? Экологически и биологически нечистые продукты ослабляют нашу иммунную систему, а это делает организм доступным для разных болезней. Особенно страдают дети. Возможно, с этим связана их большая смерт­ность. Не происходит ли нечто подобное с нашей планетой? Ей все труднее противостоять деятельности человека с его неуем­ной потребительской сущностью. Планета Земля имеет свой тимус, свою иммунную систему. Этой иммунной системой для Земли, мне представляется, является гумус. Все живое на зем­ле связано с гумусом, и мне все чаще приходит мысль о том, что уменьшение гумуса на планете имеет прямое отношение к озонному слою, который постепенно истончается.

Не только фреоны виноваты в уменьшении озонного слоя, но прежде всего это связано с уменьшением кислорода и накопле­нием в атмосфере углекислого газа. Источники кислорода тоже не беспредельны. Ослабляется почвенный покров, идет варвар­ская вырубка лесов, моря, океаны, реки, озера покрываются не­фтяной пленкой, а они – важнейший источник кислорода.

Разрушение, уменьшение озона может нарушить циркуля­цию воздушных масс в атмосфере и повлиять на биосферу. Вы­ходит, что озонный щит, охраняющий земную поверхность от ультрафиолетовых лучей, является своеобразным планктоном для биосферы Земли. Известно, что озон образуется при соеди­нении трех атомов кислорода при электрических разрядах во время грозы или под воздействием ультрафиолетовых лучей.

К этому стоит добавить, что в огромных количествах рас­ходуется кислород при сжигании всех видов топлива. И нужно видеть прямую зависимость между уменьшением гумуса, кис­лорода и озонного слоя, с сохранением которого связано сохра­нение жизни на Земле.

В.И. Вернадский высказал идею о том, что биосфера имеет космическое происхождение. Он писал: «В верхней поверх­ностной пленке нашей планеты мы должны искать отражение не только случайных, единичных геохимических явлений, но и проявлений строения космоса, связанных со строением и исто­рией химических атомов. Лик планеты – биосферы – химиче­ски резко меняется человеком бессознательно». Итак, мы ви­дим взаимовлияние гумуса – тимуса и озонного слоя, которое может нарушиться вследствие деятельности человека, и эта дисгармония может стоить жизни человечеству.

Бездумная деятельность землян может привести к загрязне­нию атмосферы, а это, в свою очередь, к «парниковому эффекту». Прекрасный русский поэт Ф.И. Тютчев словно предвидел последствия такой человеческой деятельности:

_Когда_пробьет_последний_час_природы,_
_Состав_частей_разрушится_земных,_
_Все_зримое_опять_покроют_воды,_
_И_божий_лик_изобразится_в_них._

Примечательна последняя строчка поэта. Какими бы ни были образное мышление, фантазия человека, он не может выйти за пределы реальной жизни. Бог всегда представлялся в образе человека, который, будучи частью природы, не дол­жен стать ее антиподом, ее губителем. Он должен понять, что экологическая катастрофа приведет к гибели как природы, так и человека. Можно ли предотвратить или замедлить экологи­ческую катастрофу? Да, можно! Для этого необходимо с само­го раннего детства прививать любовь к природе, к животным, к людям. Звучит подобный призыв как-то банально, ибо всем понятна значимость данной проблемы, но над нею бились луч­шие умы на протяжении всей истории развития жизни челове­чества. Дидро – материалист-просветитель XVIII века – писал: «Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обуча­ются чувствовать».

Такой школы нет, но ее нужно создать, назвав школой Жизни. В ней должны учить прогнозированию и управле­нию процессами взаимодействия общества и природы, раци­ональному природопользованию, а также восстановлению природных объектов. Охрана и восстановление природы приобрели сегодня необычайную актуальность, экологиче­ские проблемы требуют экологического всеобуча. Пройдя такую школу, человек сможет врачевать не только природу, но и себя, воспитывать в себе милосердие, чувства доброты и гуманности, становиться духовно-нравственным. Природа

– один из важнейших источников человечности, важнейший фактор формирования у людей нравственных и эстетиче­ских чувств.