Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ


Россия в течение почти двух десятилетий живет без наци­ональной идеи, без идеологии и идеалов. Великое множество статей и книг написано о русской идее, мелких, на потребу дня идеях, которые не отражают мысли и чувства населения всей страны. Многие авторы пишут о сегодняшней России и ее буду­щем, пытаясь представить ее как «маргинальное» государство, возникшее совершенно случайно. Ретроспективный взгляд на Россию заставляет нас взирать на ее пройденный путь. Путь этот есть разворачивание к началу, истокам, оправдание ду­ховно-патриотического начала. Первым великим произведени­ем, на мой субъективный взгляд, содержащим национальную идею, было «Слово о Законе и Благодати» первого митрополи­та Киевского Илариона Троицкого, XI век. Мыслитель впервые вводит понятие «русский народ» и пророчествует о мессиан­ской черте характера русского человека и, соответственно, о великой миссии России. В этом произведении Иларион, осно­вываясь на глубоком религиозном чувстве русского народа, го­ворит о сплочении его на национальной основе, проявлявшего патриотизм, самопожертвенность и героизм в период опасно­сти для Отечества. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. Сущность национальной идеи Илариона связана с единением славян, с христианским преображением жизни, построении ее на началах истины, до­бра и красоты. «Слово…» Илариона – это доктрина националь­ной независимости и исторического оптимизма.

Перенесемся в XVI век. В этот период оформилась нацио­нальная идея о Москве как третьем Риме. Ей предшествовала полемика между «нестяжателями» и «иосифлянами» о втягива­нии церкви в мирские дела, против ее обмирщения, ведущего к забвению ее роли как духовного пастыря, а также против вся­кого рода ересей в православии.

Игумен псковского Спасо-Еликзарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III писал о суще­ствовании двух христианских центров: Древний Рим, который пал, т.к. отошел от истинного христианства, затем Византия, изменившая христианству, пойдя в 1439 году на унию с католи­ческой церковью. И, как следствие, в случае с Древним Римом, произошло падение Византии, завоеванной турками в 1453 году. По мнению Филофея, Москва, не признавшая флорентий­ской унии, стала мировым центром христианства. Рассуждения Филофея сводились к тому, что православное «истинное» хри­стианство сохранилось только в России, она избрана Богом и является единственной наследницей Древнего Рима. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», т.к. могут быть только три мировых царства, после чего наступит конец све­та. Протоиерей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия» назвал идею старца Филофея эсхатологической. «Образ Третьего Рима обозначается на фоне надвигающегося конца». Идея Москвы как третьего мира становится ведущей идеологией позднейшей московской Руси. Она была призва­на служить не только обоснованию исключительного значе­ния церкви, но и государства. Эта национальная идея носила мессианский характер «священного царства», подчеркивала «русское православие», делая ударение на словах «русское», «Святая Русь». Таким образом, христианизация Руси и паде­ние Византии ознаменовались двумя национальными идеями: «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «Тре­тьего Рима» монаха Филофея, сыгравшими огромную роль в становлении и развитии России XI-XVI веков.

Поиски национальной идеи продолжались и в последующие столетия прогрессивными интеллигентами России. И здесь не­обходимо сказать прежде всего о философско-теоретическом наследии двух мощных идеологических направлений обще­ственной жизни Отечества, оказавших влияние на всю исто­рию России. Я имею в виду идеи славянофилов и западников, неославянофилов или, как их называли, «почвенников» во вто­рой половине XIX века. Им предшествовали идеи любомудров, молодых людей, занимавшихся изучением истории и филосо­фии. Философский кружок – В. Одоевский, гениальнейший юноша, поэт Д. Веневитинов (рано умерший), И. Киреевский,

Н. Рожалин и другие, который был основан в 1823 году. Эти юноши в своих историософских поисках сформулировали та­кие опорные идеи, которые на долгие десятилетия стали до­стоянием национальной общественной мысли. Любомудры определили самоценность национального начала, противопо­ставив духовные традиции страны западным. Они обсуждали вопросы о том, в чем предназначение России, на что она может надеяться, какова ее дальнейшая судьба. И пришли к выводу: «XIX век принадлежит России». И, кстати, не ошиблись, т.к., по мнению многих выдающихся мыслителей, XIX век был, с точки зрения развития культуры, не только серебряным, но и золотым. Лидер любомудров В. Одоевский сформулировал понятие о русской идее как о синтетическом примирении всех идей. Эту мысль позднее развивали Ф. Достоевский, В.Л. Со­ловьев, Н. Бердяев и другие. В. Одоевскому, Д. Веневитинову принадлежат идеи, легшие в основу славянофильского месси­анизма. В. Одоевский писал: «Осмелимся же выговорить сло­во, которое, может быть, теперь многим покажется странным, а через несколько времени – слишком простым: Запад гибнет. Не одно тело спасти должны мы, русские, но и душу Европы».

Национальные идеи любомудров были изящны, глубоки и оригинальны. Они в своих статьях подняли вопрос о раздро­бленности внутреннего духовного мира народа, являющейся главным препятствием к постижению истинной России, от­метили моральный упадок европейской цивилизации, осудили эгоизм, индивидуализм, страсть к наживе. Их национальное поле было ориентировано на устойчивые мировоззренческие тенденции и направления, связанные с Православием. Право­славие понималось любомудрами как идеологическая кон­струкция, несущая в себе преобразования всех воззрений, их институционального воплощения в жизнь российского обще­ства. Сквозной линией размышления, как поиска особого пути развития России, явилась антитеза «западничество – славя­нофильство». После философического письма П. Чаадаева, потрясшего всю «мыслящую Россию», развернувшаяся поле­мика между западниками и славянофилами имела не только теоретико-философский характер, но и практический. Славя­нофилы выдвигали свою патриотическую идею о возможно­сти коренного изменения социальных отношений на основе соборного православного сознания, носителем которого объ­являлся русский народ. Движущей силой славянофилов была не ненависть к Западу, а борьба за русскую самобытность. Их критика западных ценностей, особенно триады (свобода, ра­венство, братство), ставшей знаменем русских западников, свя­зана прежде всего с тем, что либералы призывали к господству индивидуализма, разъединенности, обособленности духовной жизни внешними обстоятельствами, господству материальных ценностей над духовными. Поэтому славянофилы солидаризи­ровались с официальной доктриной, выдвинутой министром просвещения в период правления Николая I С. Уваровым «Са­модержавие, Православие, Народность». Они искренне были убеждены, что Православие как идеология России способна вы­вести человечество на путь спасения. Основоположник славяно­филов А. Хомяков писал: «Каждый человек находит в церкви са­мого себя, но не в беседе своего духовного одиночества, а в силе духовного единения с братьями, со Спасителем». Здесь понятие «соборность» обретает широкое значение, сама Православная церковь понимается как некий аналог множества людей, объеди­ненных силой любви в свободное органическое общество.

Национальной идеей славянофилов, как и любомудров, было учение, рассматривающее Православие как идеологию, фундамент, основу всех исторических и общественных реалий сегодняшней и будущей России. Взгляды западников прошло­го и настоящего характеризуются их сторонниками как «пози­тивная» тенденция и как адекватная естественная идеология в условиях России. Многие западные политологи убеждены, что для России нет другой альтернативы, как принять западные ценности, западный образ жизни. Подобный взгляд на запад­ную цивилизацию с ее ценностями они отбирают из резервуара традиций или конструируют лишь те, которые несут констата­цию о включенности России в контекст мировой, прежде всего европейской, истории.

Во второй половине XIX века идеи славянофилов полу­чили свое продолжение в идеологии почвенников, представ­ленных такими мыслителями, как Ф. Достоевский, А. Григо­рьев, Н. Данилевский, Н. Страхов, К. Леонтьев. Продолжая идеи славянофилов, почвенники центр своих философских размышлений сместили в сторону «национальной почвы». Они писали об особой роли, миссии русского народа, всего славянства, призванного спасти человечество от моральной деградации, идущей от тлетворных идей Запада. Н. Данилев­ский в книге «Россия и Европа» писал: «Для всякого славяни­на, после Бога и его святой церкви, – идея славянства должна быть высшей идеей». Национальной идеей почвенников ста­ла проблема славянского мира, его места в истории и судьбе русской и славянской культур. Высшими идеалами и целями должна жить Россия, бескорыстно должна служить человече­ству. Ф. Достоевский учил: «Если нация будет жить своими интересами, то она погибнет, окоченеет, обессилит и умрет. А выше целей нет, как те, которые поставит Россия, служа сла­вянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое».

Прекрасная национальная идея и сегодня не потеряла акту­альности, национальная идея почвенников через восемь сто­летий перекликается с идеями митрополита Киевского Ила­риона. Сущность национальной идеи на протяжении почти тысячелетней истории развития России в ее державообразую­щей тенденции, в служении интеграции славянских народов. Русский народ, как коренник, объединив славянские племена, образовал государство и провел его через тысячелетие своей истории. Немногим нациям удавалось подобное в истории че­ловечества. Но, к великому сожалению славянских народов, они сегодня, в начале третьего тысячелетия, разобщены. Сла­вянские народы связывают не только культурные, бытовые традиции и ценности, но, главное, – православная вера. 140 лет назад великий патриот поэт Ф. Тютчев в стихотворении «Славянам» пророчески писал:

_«…Опально-мировое_племя,_
_Когда_же_будешь_ты_–_народ?_
_Когда_же_упразднится_время_
_Твоей_и_розни,_и_невзгод,_
_И_грянет_клич_к_объединенью,_
_И_рухнет_то,_что_делит_нас!_
_Мы_ждем_и_верим_провиденью,_
_Ему_известен_день_и_час…»._

Хочется надеяться, этот «день и час» славянских народов скоро наступит, ибо это веление времени, геополитической стратегии и желание народов. Мы сегодня знаем планы Запа­да в отношении (частично осуществленные) Сербии, Украины, России, Беларуси. В советский период национальная идея су­ществовала, построение развитого социализма, несмотря на утопическую концепцию, дало возможность создать великое, сильное государство, способное сломать хребет фашизму и с которым считались все страны планеты. По-разному можно относиться к советскому периоду, просуществовавшему более семи десятков лет. В соответствии с национальной идеей стро­илась внешняя и внутренняя политика страны, четко просле­живались идеологические приоритеты, выражающие характер социально-экономических и культурных отношений. Величие страны измеряется не только экономическим, но и духовно­нравственным уровнем ее, утверждением идеала, фокуси­рующим в себе все высшие представления нации. Советская цивилизация войдет в историю человечества достижениями в области социальных, национальных отношений между людь­ми, высшими успехами в области образования, здравоохране­ния, развития науки и культуры.

Сегодняшнее состояние России, в которой господствует имущественное и социальное неравенство, приводит к отсут­ствию единства нации и, соответственно, отсутствию нацио­нальной идеи и исторической судьбы народов. Потребность в национальной идее возникает тогда, когда народ чувствует угрозу со стороны западной цивилизации, с ее доминирующей либерально-демократической идеологией, распространяющей­ся на различные континенты земного шара. Либерал-демокра­ты, рьяно разрушая советскую цивилизацию, привели Россию в такое состояние, что масштабы их деятельности невозможно описать в привычных терминах социологии. Известный ли­берал-демократ и реформатор-разрушитель страны Е. Гайдар в годы своего премьерства в своей последней книге «Долгое время» вновь повторил то, что он озвучил на вербальном уров­не: Россия может существовать и без русских. Россия сегодня вымирает со скоростью 1.000.000 человек в год, в основном русских, поэтому необходимо заселить ее мигрантами со всего света – от семисот тысяч до одного миллиона в год.

Автор не учитывает большое количество проблем, с которы­ми столкнется Россия. Уже сегодня на долю мигрантов прихо­дится до 70% всех преступлений. Эта этническая пестрота со своеобразными стереотипами, разными традициями, поведенче­скими структурами и культурными доминантами предполагает обучение мигрантов, на которое из бюджета страны потребуют­ся миллиарды долларов. Демограф А. Вишневский предупреж­дает: «Что скрывать, миграция инокультурного населения несет немало опасностей. Россия может увязнуть в бесконечных этни­ческих конфликтах и окажется не способной к приему иноэтни­ческих эмигрантов». Наши современные западники стремятся изменить духовный строй русского человека, они стараются вы­бить русского человека из традиций, заставить забыть ценности, сложившиеся на протяжении многовековой истории развития культуры. Но Россия всегда была идеократическим государ­ством. Национальная идея, идеалы, ценности и идеология явля­ются державообразующими, стержневыми опорами страны. Без них русское общество обречено на политическое и экономиче­ское рабство и вымирание, что и происходит с Россией сегодня.

Несколько лет назад в одной из статей я пытался сформу­лировать национальную идею, означающую совокупность специфических черт, характерных для русской нации, ее ве­ликой культуры, ментальности, ставшей основополагающей, стержневой основой Россией. Национальная идея означает определенный уровень национального самосознания в каждый данный момент истории Отечества. Она воплощает в себе дух нации и отражает помыслы и чаяния не только русского народа, а всего населения страны. Повторюсь: под национальной иде­ей я понимаю систему, состоящую из элементов. Элементами этой системы, пронизывающими все сферы бытия общества, являются самые дорогие, святые понятия, присутствующие в русском этносе на протяжении всего развития России. Вот эти понятия: Бог, Православие, Государство, Патриотизм, Дух, Душа, Соборность, Совесть, Справедливость, Милосердие, Семья, Доброта, Мужество, Самопожертвенность, Смелость, Героизм, Всепрощение, Национальный Идеал, Самодержавие, Народность. Осмысление и анализ этих понятий потребует на­писания нескольких книг…