Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





НА ПОРОГЕ «ДВОЙНОГО БЫТИЯ»


Национальный проект, связанный с образовательно-воспи­тательной системой развития в России, появился вовремя. За период перестройки демократы-реформаторы привели образо­вание к такому состоянию, когда человеческий разум и сердце не способны подняться над абсурдными идеями, механически перенесенными прозападными деятелями на российскую по­чву. В августе 1998 года в Бостоне (США) состоялся XX Все­мирный философский конгресс, посвященный образованию и воспитанию человечества в XXI веке. На этом конгрессе о России говорилось как о носительнице гуманистических иде­алов, заложенных советскими традициями, особо подчерки­валось высокое реноме, статус высшего образования, уровень которого сегодня, надо сказать, стремительно (не без участия реформаторов-либералов) падает. Болонская система высшего образования добьет его.

На мой субъективный взгляд, образовательно-воспитатель­ная система России особенно нуждается в возрождении до­школьного и среднего профессионального образования, более всего пострадавших за период реформ, если их можно назвать реформами. Образовательно-воспитательной политики в Рос­сии нет: хаотично, бессистемно реализуются идеи Запада, свя­занные с рационализацией, компьютеризацией, коммерциализацией высшей профессиональной и средней школ. При этом, замечу, отказ от отечественного опыта приводит к тому, что будущие выпускники школ и вузов будут лишены своих наци­ональных корней, не будут знать своих духовных и нравствен­ных истоков. Прозападная ориентация в области образования в нашей стране, хочется надеяться, не обретет общенациональный масштаб.

Будущее России закладывается в дошкольных и младших классах средней школы. Положение, в котором оказалось до­школьное воспитание, нельзя назвать иначе как катастрофиче­ским. За период перестройки число детских садов сократилось на 2/3, около 4 млн детей-беспризорников, ежегодное убийство неродившихся русских детей путем абортов составляет око­ло 3 млн, по суициду Россия вышла на первое место в мире – 65 тыс. в год, среди них около 16 тыс. детей. Воспитание человека, его становление – длительный процесс. Все выда­ющиеся педагоги мира, такие, как: И. Песталоцци, Я. Комен­ский, А. Дистервег, Ж. Пиаже, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, в своих научных исследованиях говорили о наиважнейшем периоде в становлении личности, первых годах в жизни ребенка. К. Ушинский утверждал, что первые произвольные движения возникают из потребности общения, чувствования другого человека. Первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни, и если в первый год ребенка общение с ним носит элементарный харак­тер, связанный с пищей, уходом за ним, проявлением ласки, любви к нему, то со временем его эмоциональные реакции, его общение начинают приобретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения. «Крики страдания или удо­вольствия, – писал К. Ушинский, – гнева или страха несут пер­вые обнаружения в звуках душевной жизни человека».

Психологи доказали: лишение родительской ласки, любви со стороны матери в течение трех месяцев, в первый год ре­бенка, приводит к снижению его интеллекта. Дошкольные уч­реждения и родители являются главными воспитателями детей младшего возраста.

Воспитать гуманного человека может тот, кто сам воспи­тан; гуманностью должна быть проникнута вся атмосфера в детском саду, семье, школе. Наше телевидение иногда пока­зывает подростковые, детские разборки между собой, а канал НТВ, показывающий «Дом-2», убеждает миллионы людей (кто хотя бы раз посмотрел эту передачу), насколько упало наше общество в нравственном отношении за последние два десятка лет.

Припоминаются слова древнего китайского философа Кон­фуция: посмотрите, какие народ поет песни, как он разговари­вает, и вы оцените, кто им управляет и какова его нравствен­ность. В центре дошкольного воспитания стоят проблемы психического и интеллектуального развития ребенка. Эти фун­даментальные проблемы связаны, начиная с игры, подражания, мышления, воображения, памяти, воли, речи, и должны стать предметом научных исследований, т. к. речь идет о людях XXI столетия. Сошлюсь лишь на один пример, взятый из воспита­тельной практики Японии. Там в дошкольных учреждениях работают люди наивысшего интеллекта, т. е. профессора. В по­следнее время в Японии в воспитательных, образовательных целях внедряют дидактику К. Ушинского. Они наложили табу (запрет) на использование детьми компьютера, т. к. компью­терная зависимость сродни наркотической. Уже доказано, что компьютеризация не поднимает интеллект и нравственность человека. А теперь сравните нашу систему образования с япон­ской? Комментарии излишни.

Чувства ребенка формируются постепенно, их источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль родителей, те являются для них идеалом. Чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. И качества, приписываемые детьми себе, не всегда являются объективными, так как малыши видят себя глазами родителей. Константин Ушинский верно замечал: «Каждый из нас более че­ловек в том, что он чувствует, чем в том, как он думает».

В индивидуальном развитии ребенок проходит этап соци­ализации. Здесь важная роль принадлежит общению ребенка с родителями, воспитателями, с разными людьми, имеющими социальный, эмоционально-нравственный опыт, который усва­ивается в процессе общения. Однако, признавая великую силу воспитания, общения как важнейших фактов социализации, нужно в то же время считаться с наследственными факторами. Они, в свою очередь, ставят задачи по разработке мер и про­грамм нестандартного воспитания и образования детей.

Жан Пиаже, основатель экспериментальной психологии, утверждал, что душа ребенка бьется на пороге «двойного бы­тия». Я понимаю это так: первое бытие – собственный мир ре­бенка, заданный в его генах, второе – реальный мир, поставля­ющий ему учителей с их разным жизненным опытом. Именно дошкольные учреждения и родители призваны воспитывать людей на начальном этапе развития.

Пишу и думаю: кого сегодня интересует мораль, нравствен­ные чувства? Сознание родившегося ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), постепенно, со взрослением, она заполняется стереотипами, культурными доминантами, знаниями прошлой жизни людей и нынешними социализированными способами поведения среди себе подобных. Важно умным наставникам показать детям, что такое добро и зло, честность, порядоч­ность, ответственность, скромность, но, что еще более важно, приобщить их к эмоциональному миру других людей, научить осознавать чужую боль, горе, пробудить способность к сопере­живанию и даже самопожертвованию в интересах страны. Все это нужно воспитывать в ребенке с младенчества, как говорит народная мудрость, «пока ребенок лежит поперек лавки».

Интересы и наблюдения Корнея Чуковского за детьми из­ложены им в прекрасной книге «От двух до пяти».

Сегодня, когда заговорили о национальных проектах и программах – демографических, образовательных, семейных, о непреходящих ценностях, связанных с воспитанием под­растающего поколения (подчеркну еще раз значимость до­школьного возраста ребенка) будущего гражданина, которому предстоит жить в сложнейших условиях современной дей­ствительности, усваивать ее стандарты как под воздействием спонтанных факторов социализации, так и через мировоз­зренческую направленность воспитательно-образовательного процесса, просто необходимо. Огромную роль в образовании и воспитании детей, в формировании жизненно необходимых нравственных ориентиров, поведенческих структур должна сыграть, на мой взгляд, Русская Православная Церковь (равно как и другие религиозные конфессии). Она имеет многовеко­вой опыт, который в сфере воспитания способствует появле­нию у детей жизненной позиции, убеждений, шкалы ценно­стей.