Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ОБЩЕНИЯ


Родовая сущность человека характеризуется различными чертами, такими, как потребность в труде, в стремлении к сво­боде, в универсальности, в общении с себе подобными. По­следняя субстанция и станет предметом нашего размышления. Гуманизм как принцип мировоззрения, нравственный принцип, в основе которого – любовь и уважение к человеку как высшей ценности, переводится humanus – человечный, человеческий, образованный. Идея, связанная с гуманистическим подходом к вопросам воспитания и образования, сама по себе не нова, но содержание гуманизма от эпохи к эпохе изменялось, наполня­лось новым смыслом.

В любую эпоху гуманистический характер общения влиял на становление таких качеств, как доброта, сердечность, веж­ливость, благодарность, деликатность, самоотверженность и требовательность к себе. Как необходимы всем нам эти каче­ства сегодня, в период, когда многие из них обесценены или не являются привлекательными.

Практика показывает, что дети способны на бескорыстную помощь, настоящую любовь к Родине, на очеловечивание мира вещей, если они проходят школу гуманного воспитания. Об­ратимся к тому таинственному, привлекательному таланту в человеке, который во все времена поражал и удивлял людей,– таланту общения, взаимодействия между людьми. Гуманистический фактор общения оказывается эксплицитно включен­ным в сферу всех жизненных проявлений, выступает как важ­нейший ее компонент.

Трудно себе представить жизнь современного человека, ре­шившего прекратить на какое-то время связь с людьми. Но и в этом случае человек тем не менее через вещи, созданные людь­ми, опосредованно общается с ними. Приходится мириться с тем, что духовное взаимодействие и общение людей между со­бой детерминированы, т. е. подчинены строгому закону, в силу которого между психическим миром одного человека и друго­го, между сознанием двух людей стоит неизбежное промежу­точное звено в виде ряда физических явлений.

А.С. Макаренко в свое время писал, что для нашего обще­ства необходима не простая номенклатура нравственных норм, а практически реализуемая цельная, направленная система об­щения между людьми.

Вслед за Макаренко В.А. Сухомлинский в ряде своих работ попытался конкретизировать понятие общения, его гуманисти­ческую сущность. Он на практике учил учителей и воспита­телей распознавать нравственно-психологическую направлен­ность поступков, мотивов поведения в деятельности людей.

В.А. Сухомлинскому принадлежит особая роль в освеще­нии проблем, связанных с общением, он много лет работал над осмыслением их, опираясь на огромный собственный педаго­гический опыт, подвергая свои находки вдумчивому научному анализу. Через все книги Сухомлинского проходит мысль о том, что общение с детьми должно быть процессом цельным, рассчитанным на духовное развитие ребенка, на формирова­ние его идей и чувств, на укрепление воли и характера. В этом он видел гуманистический характер общения, основанный на признании свободы и прав личности, на уважении в каждом ребенке его человеческого достоинства.

Гуманистическая позиция Сухомлинского четко выражает мысль о том, что целенаправленное общение – это гуманное воспитание, что человека нельзя представить без воспитанного и развитого чувства гуманности. Он в своей практической деятельности опирался на труды выдающихся педагогов, таких, как Коменский, Песталоцци, Дистервег, Ушинский, Макарен­ко. Духом гуманизма пронизаны все произведения В.А. Сухом­линского.

В. Сухомлинский считает, что нравственным делает ребенка целенаправленное общение. «Воспитанным ребенок становит­ся при условии, что среда, в которой он общается с природой и с людьми в годы детства и отрочества, делает его сердце беспо­койным, тревожным, хрупким, тонким, легко уязвимым, неж­ным, отзывчивым».

Причисляя общение к выразительным дарованиям, мы име­ем в виду те его стороны, которые связаны не только с межче­ловеческим контактом, но и с отношением ребенка с природой, с объектами человеческой деятельности.

«Человек в самом деле не может ни осмыслить, ни даже прочувствовать свою внутреннюю жизнь иначе, как через дру­гих, близких ему людей, общение с которыми или страх утраты которых открывает смысл и ценность собственного бытия», – пишет философ И. Кон.

Психика одного человека может оказать воздействие на пси­хику другого лишь с помощью органов чувств, в форме слов, поступков и т.д. Точно так же этот другой, в свою очередь, в состоянии воспринять такое воздействие лишь с помощью чувств, т. е. посредством общения.

Лучшим доказательством общения между людьми в наше время может служить тот факт, что нет такого знания, открытия в науке, той мысли, того чувства, которое было бы недоступно другим людям. То, что сегодня открыто и стало знанием од­ного, посредством общения может завтра сделаться частицей знания многих или всех людей. Мысль, чувство и фантазия, зародившиеся в головах выдающихся ученых, писателей, ком­позиторов, через средства массовой информации делаются до­стоянием миллионов людей.

Овладение человеческим отношением к миру начинается у ребенка через общение с людьми, и через раскрытие свойств окружающей его действительности ребенок ищет эмоциональное воздействие, чувствует инстинктивно потребность в обще­нии.

Воспитание детей – процесс многосложный. Ученые-спе­циалисты все чаще отмечают, что в нравственном воспитании огромную роль играет общение ребенка в .семье, со сверстни­ками, со взрослыми, с природой и т.д. Этому вопросу посвяще­но много работ.

Господствовавшие во все прошлые исторические эпохи экономические отношения меняли и уровень общения между людьми. Изменить поведенческие структуры человека пыта­лись и пытаются многие авторы педагогических систем. Сде­лать это очень трудно, а иногда невозможно.

Созданные нравственные ценности не могли не привести к возникновению совершенно нового типа гуманных отношений между людьми. В отличие от того, что было в прошлом, что представлял человек с точки зрения той или иной социальной системы, в наше время он должен являть собой высшую цен­ность в системе ценностей и требовать соответствующего по­ведения от людей, с которыми он общается во всех проявлени­ях в жизни.

В работах В.А. Сухомлинского мы обнаруживаем суждения, которые выражают потребность человека в человеке, потреб­ность в общении. Смысл самоосуществления он находит в об­щении с людьми, в реализации своей ценности и значимости. Человек – существо общественное по своей природе.

«Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разно­образные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включа­ется в общество, становится его членом». В своем индивиду­альном развитии ребенок проходит этап социализации. И здесь важная роль принадлежит общению ребенка с другими людь­ми, имеющими свой эмоционально-нравственный опыт, кото­рый усваивается в процессе общения.

Сухомлинский в своих книгах достоверно показал, что ов­ладение человеческим отношением к миру начинается у детей через общение и раскрытие свойств людей, окружающих их предметов и самой деятельности. Дети очень рано учатся, не без участия родителей, учителей, чувствовать потребность в сопереживании людям, необходимости разобраться в запутан­ной схеме нравственных отношений людей.

Неистребимая вера Сухомлинского в силу гуманизма, спо­собность уловить проявления нравственной красоты в поступ­ках детей помогают миллионам читателей его книг разобраться в сложной проблеме воспитания личности.

Воспитание человека, его становление является длитель­ным процессом. Уже маленький ребенок, взаимодействуя с другими людьми, осмысливает их поведение. Это подтверж­дают психологи, занимающиеся наблюдением за новорожден­ными детьми. Об этом писал К.Д. Ушинский, утверждая, что первые произвольные движения возникают из потребности общения, чувствования другого человека. «Крики страдания или удовольствия, – писал он, – гнева или страха несут первые обнаруживания в звуках душевной жизни человека!» Много­численные факты повседневной жизни и научные данные по­казывают, что общение имеет существенное значение для всех функций организма, всех видов деятельности человека, начи­ная с обмена веществ и кончая его научным и художественным творчеством.

Как мы уже сказали, общение свойственно человеку с раннего возраста. Первый плач ребенка можно рассматри­вать как начало общения, начало .его эмоциональной жизни, и если в первый год ребенка общение с ним носит элемен­тарный характер, связанный с уходом за ним, то со временем его эмоциональные реакции, общение начинают приоб­ретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения.

«Год – это удивительный возраст, – говорит известный американский педиатр, ученый, педагог Б. Спок. – Многое меняется у вашего ребенка: его вкусы в отношении еды, его поведение с окружающими людьми, его отношение к себе и другим... и он нуждается в общении, в любви к нему не мень­ше, чем в витаминах и калориях, ребенок осознает, что он че­ловек, личность; что у него есть желание общаться с людьми». С развитием ребенка обнаруживается рефлексия на контакты между людьми, переживания, которые становятся возможны­ми благодаря эмоциям, усложняются средства их выражения.

Гуманистический характер общения Сухомлинского во­брал в себя лучшее, что было у его предшественников. В книге «Сердце отдаю детям» он развивает идеи педагогов-мыслите­лей прошлого.

Часто Сухомлинский в своих работах ссылается на труды К. Ушинского, Я. Коменского, И. Песталоцци. Их теория вос­питания привлекала Сухомлинского своим общефилософским и общественным содержанием, пониманием задач и методов в нравственном воспитании она нашла свое преломление в педа­гогических взглядах Сухомлинского на формирование всесто­ронне развитой, активной личности. Идеи выдающихся мыс­лителей привлекают своей гуманистической направленностью, своим подходом к воспитанию.

Сухомлинский выделяет у них гуманистический подход к воспитанию, предполагающий уважение личности воспитуе­мого; признание, что всех можно воспитывать, признание до­стоинства всех людей. Однако, признавая великую силу вос­питания, нельзя не указывать на такой факт, что необходимо считаться с наследственными факторами. Нам представляется интересной точка зрения покойного академика К.Д. Беляева, который писал: «Благородство и подлинный гуманизм обще­ства и их воплощение в жизни – главный фактор воспитания людей, но они не нивелируют их наследственной разнокаче­ственности». И далее: «Наследственная разнокачественность людей, их склонность и побуждения ставят перед обществом нелегкие задачи по разработке мер и программ нестандартного воспитания и образования людей».

Еще дальше идет в своих исследованиях известный педагог, психолог Жак Пиаже, основатель экспериментальной психоло­гии, придававший важную роль общению ребенка с миром. Он утверждал, что душа ребенка бьется на пороге «двойного бы­тия». Как нужно это понимать? Первое бытие – это собственный мир ребенка, заданный в его генах, а второе бытие – это реальный мир. Неизбежно возникает вопрос: почему в процес­се обучения и общения у одних и тех же учителей (начиная со старта, т. е. поступления в школу, и до ее окончания) выходят разные ученики? Ученый высказывает свою точку зрения, ут­верждая, что ребенок, на которого воздействуют учителя, не обучается, а самообучается.

Он усваивает наставления учителей извне, манеру поведе­ния, определенные знания при общении со сверстниками и раз­ными людьми, с миром вещей, окружающих его.

Какова бы ни была позитивная основа общения школы и улицы, переваривает эти наставления на свой лад сообразно эгоцентрическому «Я», которое допускает известную соци­альную коррекцию, но лишь в пределах, заданных генами. Знакомясь с произведениями В.А. Сухомлинского, убежда­ешься в том, что для него социальная коррекция является главным педагогическим принципом в становлении и разви­тии ребенка.

В области общения он считает необходимым строить так от­ношения между педагогом, родителями и ребенком, чтобы они бы направленными. В нашей философской и педагогической литературе нет, по существу, фундаментальных работ, в кото­рых был бы анализ творческого наследия В.А. Сухомлинского, связанный с гуманистической позицией в воспитании общения.

Среди работ, посвященных Сухомлинскому, представляют интерес статьи в периодической печати. Все эти немногочислен­ные работы в основном раскрывают сущность педагогических взглядов В.А. Сухомлинского и, естественно, не могут дать ис­черпывающего анализа общения в процессе воспитания.

Правомерность исследования гуманистической позиции общения Сухомлинского определяется, на наш взгляд, следую­щими факторами: в период перехода от одной социальной си­стемы к другой развернулась борьба не только за качественный уровень развития материального производства, но и за будущее подрастающего поколения.

Построение общества с привлекательными идеалами зави­сит не только от материально-технической оснащенности всех отраслей народного хозяйства, но и от степени возрастания нравственных начал в жизни общества, от уровня сознательно­сти, от активной позиции и ответственности людей. Поэтому дальнейшее исследование важнейших сторон жизнедеятельности человека, таких, как нравственность, общение, обоснованность их гуманистических принципов, приобретает особую актуальность.

Представление Сухомлинского о гуманистическом характе­ре общения связано прежде всего с процессом взаимодействия человека с человеком, с природой, с познанием своего «я» в практической деятельности, в обществе, коллективе, в воспи­тании в человеке человечности.

Именно дошкольные учреждения, школа и родители при­званы воспитывать наших детей в духе гуманности, формиро­вать у них духовно-нравственный облик человека будущего.

Практическая деятельность Сухомлинского в школе, не­посредственное участие в учебно-воспитательном процессе, его научные изыскания, связанные с гуманистическим харак­тером воспитания, дали возможность миллионам учителей, родителей, воспитателей использовать этот богатый опыт для правильного ориентирования в тончайших вопросах нрав­ственного воспитания. И чем более опытным сам становился Сухомлинский, тем чаще он повторял, что дошкольный и млад­ший школьный возраст в большей мере предопределяет буду­щее человека.

Он считал, что именно в дошкольном учреждении, в началь­ной школе закладывается нравственный фундамент необходи­мых качеств, и эти годы по-особому эмоционально окрашены и очень насыщены острыми проблемами, на которые маленький человек пытается найти ответ. Под гуманизмом Сухомлинский понимал нравственные качества. И воспитание таких нравственных качеств, как сердечность, доброта, отзывчивость, благодарность, деликатность, требовательность к себе, связано с гуманным отношением прежде всего к человеку.

Сухомлинский на практике показал, что дети способны на бескорыстную любовь к человеку, будь то подросток, бабушка, дедушка, отец. Дети, обучающиеся у него, проходили школу гуманного воспитания. Любое общество нельзя представить без воспитанного и развитого чувства гуманности.

Мы часто говорим с детьми о высших ценностях – коллек­тивизме, патриотизме – на вербальном уровне, но прежде не­обходимо уяснить значение самых простых понятий: участия, сочувствия, доброты и т. д.

Сухомлинский подчеркивал, что в нравственном воспита­нии на ребенка большое влияние оказывает человек, способ­ный педагогической мудростью ввести его в мир сложных ситуаций, которыми изобилует наша повседневная действи­тельность.

Моральный облик учителя, воспитателя, родителя, их отно­шение к людям не должны расходиться с содержанием истин, которые они внушают своим воспитанникам. Учитель – функ­ционер, включенный в коллектив, является частью коллектива. «Именно в младшем возрасте формируется способность под­даваться воспитательному влиянию педагога».

Сухомлинский советовал говорить с учениками как с рав­ными и при этом призывал педагогов, воспитателей, родителей знакомить учащихся с такими категориями, как добро и зло, справедливость и несправедливость, ложь и правда. Духом гу­манности, справедливости, непримиримости к обману, лжи, фальши должна стать школа. «Нужно говорить ученикам толь­ко правду», – обращаясь к педагогам, завещал Сухомлинский. Приглаживание жизни рождает догматизм в суждениях, сковы­вает мысль, служит основой скептицизма, неверия в гумани­стические идеалы.

Главной задачей, которая стоит перед личностью, являет­ся формирование чувства идентичности. Ребенок должен от­ветить на вопросы: «Кто я? Чем я отличаюсь от других?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и других людей. Этот про­цесс связан также с осознанием собственной ценности. Чувство идентичности формируется у личности постепенно, его источ­ником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младше­го возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей, они часто являются для них идеалами: чувство собственной значимости у детей определяется в основном от­ношением к ним родителей. В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценно­сти, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями, другими взрослыми. Ребенок пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идеала, эталона значительно усложняется, если ценностные представления ро­дителей, учителей и сверстников не согласуются между собой. В.А. Сухомлинский так строил взаимоотношения между деть­ми и взрослыми, чтобы интересы коллективные и индивидуальные выступали в единстве, а ценностные ориентации детей обнаруживали себя через социальную справедливость.

Сегодня проблемы воспитания и образования, подготовка учителей волнуют ученых, учителей, родителей – всех, кто в той или иной мере причастен к народному образованию.

В выступлениях крупных ученых, писателей, учителей в средствах массовой информации поднимается очень много ин­тересных вопросов, связанных с образованием и воспитанием будущего человека. Многие из выступавших говорят о непре­ходящем значении в нравственном воспитании опыта выдаю­щихся советских педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин­ского, творческое наследие которых обобщается, изучается, творчески осмысливается и внедряется в практику работы се­годняшней школы.

Иногда пытаются противопоставить Сухомлинского Мака­ренко, утверждая при этом, что Макаренко воспитывал своих питомцев в коллективе, через коллектив, для коллектива, а Су­хомлинский слишком много внимания уделял индивидуальной работе с отдельными учащимися. Иные ученые высказывают оригинальные идеи в области образования, связывая их с до­минирующими структурами поведения людей в определенных жизненных ситуациях.

В настоящее время появляются статьи, к которых утверж­дается, что люди отличаются друг от друга психологическими особенностями, связанными с доминирующим правополушар­ным или левополушарным мозгом. Правополушарные более эмоциональные, глубоко чувствующие, менее подвержены влиянию средств массовой информации, любят свое Отече­ство, созидатели. Левополушарные – наоборот, предрасполо­жены к атеизму и разрушению.

Исследования кинологов подтверждают: при скрещивании волка с собакой в процессе популяции появляется либо только волк, либо только собака. Может, у людей в генофонде запро­граммировано: либо только разрушители, либо только созида­тели? Я не знаю, у меня нет экспериментальных данных, но возникают вопросы, ибо вся история человечества связана с борьбой добра и зла, любви и ненависти, Христа и Антихри­ста, Сатаны и Бога. И, тем не менее, несмотря на такую кате­горичность ученых, связанную с детерминированностью черт характера людей, смею утверждать, что социальная коррекция со стороны учителей крайне необходима. Об этом говорится в каждой статье и книге В.А. Сухомлинского. Хотя, конечно, не учитывать генетическую, природную сущность каждого ребен­ка в процессе образования и воспитания нельзя.

В своих многочисленных работах Сухомлинский показывает, сколько сложен процесс нравственного воспитания, особенно в тех случаях, когда все системы жизненных отношений оказы­ваются неблагоприятными: конфликты в семье, равнодушие к судьбе ребенка, отсутствие какой-либо требовательности или, наоборот, чрезмерная строгость и подавление интересов учаще­гося. В этом случае нужен индивидуальный подход к ребенку. И Сухомлинский призывал учительство работать с учениками индивидуально, знать их запросы, интересы, волнения, заботы, печали и т.д. Он говорил, что добрые чувства – человечность, ласка, доброжелательность – уходят глубоко в детство ребенка.

Наверное, нужно подчеркнуть, что время и условия, в кото­рых работали Макаренко и Сухомлинский, были неодинаковы. Да, Сухомлинский предупреждал, что надо быть осторожным с таким сильным воспитательным средством, как коллектив. При этом он исходил из целей высшего гуманизма и уважения личности каждого воспитанника. Индивидуальный подход к ребенку не противоречит идеям о воспитании подрастающего поколения Макаренко.

Более того, Сухомлинский развивает идеи своего предше­ственника, используя его опыт в решении вопросов нравствен­ного воспитания личности в коллективе. Гуманистическая осно­ва общения между детьми в коллективе, на которую опирался В.А. Сухомлинский, означает, что общение возникает и склады­вается в результате определенных чувств, рождающихся у детей по отношению друг к другу. За всем спектром эмоций, чувств, которыми связаны дети и через которые осуществляется их об­щение друг с другом, стоит гуманный характер, их потребность друг в друге. «Я глубоко убежден, что цель воспитания – чело­век, а коллектив лишь средство в достижении цели...»

Индивидуальный подход в нравственном воспитании, по Сухомлинскому, означает не что иное, как совершенствование отдельных черт характера личности в процессе общения.

Книгой «Методика воспитания коллектива» Сухомлинский подвел итог дискуссии о коллективе и понимании роли коллек­тива вообще, и школьного коллектива в частности. Он писал: «Школьный коллектив – это школа гражданства, в которой формируются качества активного участника общества, образно говоря, это то гнездо, из которого птенец отправляется в само­стоятельный полет».

Школа утверждает особую роль в гуманном общении между детьми и призвана не только давать знания учащимся, но и це­леустремленно систематически влиять на детей, воспитывая и утверждая в них нравственные начала, выраженные в эмоцио­нальной культуре и добрых чувствах каждого ребенка. Мы осо­бо остановились на общении детей в коллективе, его огромной роли в воспитании личности.

Сухомлинский через учителей, воспитателей, родителей, учащихся пытался так организовать систему нужных гумани­стических отношений, чтобы каждый из них осознал, пережил и оценил поведение по отношению к другим.

«Задача воспитания коллектива – сделать это общение та­ким, чтобы оно облагораживало личность, оттачивало ее мо­ральную красоту, чтобы от общения с товарищами человек ощущал радость, непреодолимое желание быть вместе».

При воспитании детского коллектива важно не только про­тивопоставить коллективизм эгоизму, но, создавая коллектив, нужно исключить абстрактный альтруизм. При этом коллекти­визм, не отрицая ни дружбы, ни любви к ближнему, отличается от частных форм проявления тем, что в конечном счете обо­значает гармонию интересов личности с интересами общества в целом.

Если ребенок воспитывается в семье, где доминирует ме­щанская психология, то эта психология продуцирует индиви­дуализм и эгоизм. Воспитание с детских лет коллективизма – одно из средств, способствующих созданию подлинного им­мунитета против мещанства. Только в коллективе человек по­настоящему осознает сущность социальной справедливости.

Сухомлинский больше внимания, чем Макаренко, уделял проблемам всестороннего, гармонического развития личности в рамках коллектива. И тот и другой внесли большой вклад в концепцию социалистического коллективизма. Как историче­ский этап развития – концепция формирования коллективизма является необходимой частью процесса социализации челове­ка.

Причем коллективизм становится действительно глубин­ным личностным свойством, жизненным мотивом поведения, если он интериозирован и принят «своим» как на уровне созна­ния, так и на уровне знания. Раннее детство – это тот период, когда коллективизм формируется относительно безотчетно для индивида. Именно в это время вырабатываются социальные инстинкты коллективизма, отсутствие которых потом будет трудно компенсировать даже с помощью логически неотразимых аргументов. Но это не исключает лидерства в коллективе, способности выразить свои индивидуальные качества каждому члену коллектива. Как подчеркивал Сухомлинский, коллектив – это не какая-то безликая масса, он существует как богатство индивидуальностей. «Воспитывающая сила коллектива начи­нается с того, что есть в каждом человеке, какие ему присущи духовные богатства, что он привносит в коллектив».

Особенность, на которую обратил внимание Сухомлин­ский, чрезвычайно существенна для понимания процесса по­знания детьми друг друга. У каждого ребенка под влиянием коллектива, членом которого является, формируются общие нравственные требования к друзьям, знакомым, другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми, ребенок дает оцен­ку окружающим. Все эти эталоны, формирующиеся у ребенка в процессе обучения в школе, по мере его взросления, развития как личности постоянно обогащаются новыми чертами, пере­осмысливаются, становятся все более определенными.

Формирование у ребенка все новых эталонов по мере установ­ления у него контактов со все новыми категориями лиц (в деятель­ности – участие в работе кружков, общественной работе и т.д.) и накопление все новых впечатлений о них теснейшим образом свя­зано с процессом классифицирования познаваемых людей в ходе сознательного общения. Это обуславливает выработку у ребенка определенных форм поведения по отношению к другим детям в коллективе, ощутимо влияет на культуру общения, на развитие определенных черт характера. Наличие у ребенка таких черт, как доброжелательность, искренность, доверчивость, общительность, или таких, как подозрительность, недоброжелательность, всегда свидетельствует о том, с кем общался ребенок, каково было его окружение, кто были его наставники и друзья.

В процессе общения в коллективе и вне его ребенок форми­рует представление как о других людях, так и о себе путем мно­гократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми. Это, в свою очередь, влияет на формирование знаний о других людях на оценку их, на отношение к ним. Ребенок всегда стре­мится и к тому, чтобы знать истинное отношение других людей к себе, т.к. верные суждения о себе приводят к соответственному поведению по отношению к окружающим. Воспитать культуру общения можно только совместными усилиями семьи, школы, общественности, и ребенку нужно помочь, многому научить.

В основе гуманистического характера общения лежит бес­конечное уважение к ребенку. Сухомлинский в своих произве­дениях убеждает нас в том, что в ребенке заложена возмож­ность всех совершенств, в нем заключена человеческая суть в ее самом чистом, неизвращенном виде. Поэтому взрослым людям надо стремиться не детей переделывать, а, общаясь с ними, напротив, самим стремиться к истинному, неиспорчен­ному, святому детскому состоянию души. Идеи Сухомлинского о бесконечном уважении к ребенку далеко не новы, эти мысли высказывались многими выдающимися педагогами, такими, как Песталоцци, Коменский, Дистервег, Макаренко, Ушинский и др. Но он необыкновенно ярко, глубоко, обоснованно развил это в своем учении о воспитании, подчеркивая, что при целенаправленном общении может реализоваться полное, всесто­роннее, гармоничное развитие всех духовных и физических дарований, заложенных в ребенке.

Гуманный характер общения, которое обосновывал Сухом­линский, исходит из того, что учителя, родители, воспитатели должны искать указания прежде всего в потребностях детей, в их природе; и если они подходят к детям с каким-либо пла­ном действий, то должны немедленно отбросить ненужное, как только первое соприкосновение с детьми покажет им, что ме­тод не соответствует их желаниям, потребностям, и заменить его другим, вытекающим из требований природы, интереса самих детей. Став учителем, Сухомлинский подверг тщатель­ному анализу многочисленные труды по психологии и педа­гогике, этике, эстетике, извлекая из них все позитивное и ут­верждая при этом свою педагогическую систему, основанную на собственном опыте, связанную с работой в школе.

Все идеи Сухомлинского пронизаны упорно повторяю­щейся мыслью о необходимости гармоничного сочетания воспитательных средств при воздействии на ребенка. Сред­ства эти будут тем успешнее, чем они будут раньше приме­нены. Важно, «чтобы человеческое общение отрочества и ранней юности было колыбелью мысли и убеждений каждой личности! Все это зависит от воспитателя». Выдающийся со­ветский психолог Л.С. Выготский считал, что обучение и вос­питание нужно проводить на всех стадиях развития, начиная с первого года жизни. Но для этого необходимы специфиче­ские методы взаимодействия воспитателя и ребенка, которые должны учитывать особенности мышления, чувства ребенка. Для Сухомлинского этими условиями было общение ребенка со взрослыми, себе подобными. Он писал: «Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека – так можно сформули­ровать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой». Здесь речь идет не только об общении ребенка в семье, но и с его сверстниками, что является немаловажным в становлении и формировании личности. И еще. Чувствова­ние другого человека связано с социальной справедливостью. По мнению Сухомлинского, воспитание ребенка с самого раннего детства должно происходить без отрыва от семьи, но носить широко общественный характер. Замкнутое семейное воспитание, даже самое идеальное, отражается пагубным об­разом на индивидуальности ребенка. Обреченный с пеленок впитывать в себя предрассудки своей семьи, ребенок превра­щается в представителя взглядов и чувств только своей семьи и теряет способность понимать идеи и переживания предста­вителей других общественных групп. Можно предположить, что однообразие и скудость впечатлений, постоянное обще­ние со старшими накладывают психологический отпечаток на развитие ребенка. Авторитет старших порабощает младших: дети стремятся быть такими, как взрослые, и, подражая им, становятся бледными копиями, пародиями как в добре, так и во зле, иначе сказать – утрачивают свою индивидуальность. «Нельзя забывать, что у детей свои масштабы измерения ра­достей и горестей, добра и зла», – писал Сухомлинский. Он настаивает на том, что ребенок осознает свое поведение только тогда, когда эмоциональные связи между детьми и взрос­лыми приобретают целенаправленный характер.

Как указывал А.С. Макаренко, «...человек не воспитывается частям, он создается всей суммой влияний, которым он под­вергается».

Для ребенка все важно. Общаясь на уровне межличностных контактов, в коллективе, с природой, с предметами человече­ской деятельности, он начинает осмысливать нормы поведения в нашем обществе, и тем лучше, по мнению Сухомлинского, если к осознанию этих норм поведения ребенок придет само­стоятельно. «Человек становится воспитателем самого себя в большей мере, чем глубже он познает человека и человече­ское».

Общение, по Сухомлинскому, должно осуществляться как осознание гуманной нравственности воспитательного воздей­ствия на ребенка. Оно должно быть непосредственно связано с формированием у детей системы не только межличностных отно­шений человека к человеку, но и к природным объектам окружа­ющего мира. Выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой сфере человеческой деятельности. Личные отношения ребенка к окружающему миру формируются только в деятельности, осуществляющейся всегда в определенной системе обществ и личностных отношений. Ина­че говоря, всякая деятельность ребенка, его отношения с людьми имеют нравственную основу, причем сущность ее составляют гу­манистические отношения человека к человеку.

Нравственное воспитание не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организуемых воспита­телями и родителями от времени до времени. Необходимого слияния нравственных чувств и поступков у детей можно до­биться лишь тогда, когда задача формирования гуманистиче­ских отношений к окружающим людям, к природным объек­там постоянно находится в центре воспитательного процесса, протекающего как в семье, так и в школе. Только при наличии такого слияния нравственные знания превращаются в убежде­ния, подлинность которых проверяется в конкретной ситуации.

Для Сухомлинского этой конкретной ситуацией служит де­ятельность, когда ребенок делает добро и не может делать зла. Гуманистическая позиция Сухомлинского в нравственном со­вершенствовании личности в какой-то мере идентична взгля­дам гуманиста, лауреата Нобелевской премии Альберта Швей­цера, который, анализируя историю нравственных идей на различных этапах развития человеческого общества, приходит к пониманию того, что человек есть высшая ценность, и дела­ет ставку на повышение чувства ответственности человека за все, что его окружает. Швейцер писал о гуманном отношении ко всему живому, и прежде всего к человеку. «Открой глаза, – пишет он, – где человек или группа людей нуждаются в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, в твоем обществе, в твоем труде. Может, ты окажешь добрую услугу человеку, чувствующему себя одиноко, или озлоблен­ному, или больному, или неудачнику. Может, это будет старик или ребенок. Необходимо проявить интерес ко всем людям и их судьбам и отдавать свою человеческую теплоту тем, кто в ней нуждается».

Сухомлинский не ограничивается только призывами ко всему человечеству – это делать легко. Труднее практически, сознательно осуществлять воспитательные принципы и управ­лять поведением детей. Сухомлинский пытается убедить роди­телей, воспитателей в том, что любовь к Родине, к человече­ству начинается с любви и заботы о матери. «Самое святое и прекрасное в жизни человека – это мать. Очень важно, чтобы дети чувствовали нравственную красоту труда, который при­носит радость матери. Чем больше духовных сил вложил ребе­нок в труд во имя матери, тем больше человечности в его серд­це». Мать – самый главный воспитатель, ибо первым, самым дорогим человеком для каждого является мать.

Отдельным педагогам-теоретикам казалось, что Сухомлин­ский высказывает банальные вещи: о чуткости, отзывчивости к близким – бабушке, дедушке, матери, отцу и т.д. Но человек, не способный сострадать другому человеку, не способен по­настоящему любить и Родину. Для правильного эмоционального развития ребенка с самого начала его жизни необходимо внимание матери, постоянное общение с ней; внимание и любовь со сторо­ны окружающих. Исследования педагогов и психологов показали, что отсутствие гуманности по отношению к детям, внимания, ла­ски, любви приводит к тому, что они делаются замкнутыми, нерв­ными, жестокими, что ведет к снижению интеллекта, порождает в детях агрессивность. Лишение родительской ласки со стороны матери в первый год ребенка вызывает необратимые процессы в его психике, которые невозможно ничем устранить и которые могут проявиться как асоциальные в подростковом возрасте.

Воспитывать гуманного человека может только тот, кто сам воспитан. Гуманностью должна быть проникнута атмосфера семьи, в которой ребенок осознает себя как личность, как рав­ноправный член.

Жизнь родителей происходит на глазах детей. Поэтому ис­ключительно важную роль в их воспитании играет отношение в семье друг к другу. Об этом приходится говорить, т.к. в наше время в связи с усложнением человеческих отношений все ве­сомей становится ценность душевности человека, гуманисти­ческого отношения к нему. Сухомлинский с большой страстью обрушивается на тех, кто унижал, оскорблял человеческое до­стоинство, кто даже в своих воспитательных принципах при­менял антигуманный метод и рукоприкладство.

Вот как писал он о таких педагогах и родителях: «Стыд и позор нам, педагогам, стыд и позор тому, что в школу, в это святое место гуманности, добра и правды, ребенок нередко бо­ится идти, потому что знает: учитель скажет отцу о его плохом поведении или неудачах в учебе, а отец будет бить. Это не аб­страктная схема, а горькая истина: об этом часто пишут в своих письмах матери и даже сами дети.

Записывая в дневник школьника «Ваш сын не хочет учить­ся, примите меры», учитель, по сути, часто кладет в учениче­скую сумку кнут, которым отец стегает своего сына... Ребенок ненавидит того, кто бьет, он очень тонко понимает и чувству­ет, что руку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя, школу, книгу».

Сухомлинский резко и категорично возражал против любых форм унижения личности ребенка.

Для него было важно, чтобы ребенок жил настоящей, не­посредственной, яркой, эмоциональной жизнью, сердечная чуткость, внутреннее движение души которого способны были бы проявиться не в период душевного подъема, а когда у него сформировано такое качество, как общественный инстинкт. Общественный инстинкт является сочувствием другим людям, умением понимать их. От формирования такого инстинкта за­висит многое.

«Богатство духовной жизни личности в большей мере за­висит от того, насколько глубоко человек не только понимает, но и чувствует благородство идеи гуманности, человечности», – в этом высказывании выражается и проявляется целостная педагогическая система Сухомлинского, в рамках которой особенности общения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметами духовной культуры, природой, помимо его воли, незаметно превращаются в нечто внутреннее, присущее только данному индивидууму.

В связи с изложенными положениями об общении следует знать, что Сухомлинский, во-первых, рассматривает общение ребенка со сверстниками, взрослыми как гуманный контакт, носящий опредмеченный характер отношений с людьми. В процессе общения появляются эмоции разных видов и разных оттенков, характеризующиеся уже определенным опытом. От­сюда в процессе общения возникает у ребенка свой способ внешнего выражения эмоций. Во-вторых, выдвигая фактор гу­манного контакта на первый план, Сухомлинский предполага­ет, что само присутствие разных людей около ребенка (не толь­ко общение в школе, семье, коллективе) дает ему возможность удовлетворять свои потребности в понимании, в самом выра­жении и т.д., а также отвечает человеческому отношению к лю­дям в целом. Ребенок удовлетворяет свою высшую нравствен­ную потребность – потребность в человечности. В-третьих, Сухомлинский придает большое значение общению в семье, так как поучением ребенка руководят родители. Родители ока­зывают большое влияние на нравственное становление ребен­ка. В-четвертых, общение, считал Сухомлинский, должно но­сить не только стихийный характер, но и целенаправленный. В-пятых, гуманистический характер общения является этало­ном, особенно сейчас, когда утрачены прежние нравственные идеалы. Мы вынуждены констатировать увеличение роста пре­ступности среди молодежи, негуманное отношение молодежи к пожилым и старшим людям, жестокое отношение друг к дру­гу. И вот на фоне такой действительности идеи В.А. Сухомлин­ского могут быть эталоном взаимоотношений между людьми.