Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПРОРОК ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Россия бессмертна тем, что

у нее есть будущее.

    Н.В. Гоголь.

Творчество Николая Васильевича Гоголя – это загадочный, многозначный мир, отраженный в смешных фантасмагориях, переходящих на трансцендентный уровень понимания, говоря­щих о русской трагедии, печали, несовершенстве русского на­рода, о его духовности и нравственности.

Написано великое множество книг и статей о Гоголе, его творческое наследие до сих пор является поводом для самых раз­нообразных интерпретаций философов, социологов, историков, литературоведов разных стран. Мне в связи с юбилеем великого писателя хочется обратиться к его необычному произведению «Выбранные места из переписки с друзьями». В чем его необыч­ность? Чем отличается это произведение от всех других работ,

написанных русским гением? Н.В. Гоголь собрал воедино мно­гочисленные письма к друзьям, дополнил некоторыми статьями и издал книгу, которую считал лучшей и самой дорогой из всего написанного. В 1847 году он писал: «Я печатаю книгу с твердым убеждением, что книга моя нужна и полезна России. Издание книги было моей душевной потребностью, ее нужно прочитать несколько раз». Книга Н. Гоголя вызвала разноречивые суждение среди литераторов и общественных деятелей России. По жанру ее можно отнести к появившимся «Философическим письмам» П. Чаадаева и позднее к «Дневнику» писателя Ф. Достоевского. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» вызывает у читателя персоналистические переживания, одни ее понима­ют, другие не понимают, и, наверное, прав был Н. Гоголь, что ее нужно прочитать несколько раз. Гоголю удается заглянуть в истоки человеческих переживаний, настроений. Он показывает, как зарождаются, переплетаются отношения на духовной осно­ве между друзьями. Он прослеживает взаимоотношения разных людей, исходя из их мировоззренческих толкований процессов, происходящих в России, как друзья становятся нужными друг другу даже тогда, когда хотели бы жить отъединенно, только для себя и своей семьи.

Призыв Н. Гоголя понять его книгу не был услышан сооте­чественниками, и только в конце XIX века это произведение нашло своих почитателей, и стало ясно, что писатель являлся для своей эпохи «властителем дум», мыслителем. Н. Гоголь вы­ступает как проповедник, он утверждает, что язык, словесность, искусство, живопись являются «высшим подарком Бога челове­ку». Центральной темой книги является русская культура, Рос­сия, ее судьба. Н. Гоголь выступает как пророк и патриот. Поэт А. Белый в своей книге «Символизм как миропонимание», ана­лизируя идеи писателя, признает, что любовь Гоголя к России носит колдовской характер. «Какую-то не ведомую никому Рос­сию любит Гоголь, любит странной любовью: она для него, как для колдуна…».

Интересны замечания Гоголя о политике «славянофилов и западников», с некоторыми из них он был близко знаком и на­

ходился в дружеских отношениях. Он назвал эту политику вы­дающихся мыслителей первой половины XIX века, «великим недоразумением». Но надо признать, что Гоголь больше импо­нирует славянофилам: «Правда больше на стороне славистов­восточников, они больше правы в целом своего учения, запад­ники же больше правы в деталях». С некоторыми положениями Гоголя не согласились как славянофилы, так и западники. За­падник В.Г. Белинский очень резко критиковал книгу Гоголя, на­звав ее «зловредной». Белинский автора великих произведений, таких, как «Ревизор» и «Мертвые души», в конце своей статьи призывает отказаться от последней книги, предлагая «тяжелый грех ее издания в свет искупить новыми творениями, которые на­поминали бы Ваши прежние!» Ближайший друг С.Т. Аксаков от­вернулся от Гоголя, что было страшным ударом для писателя, и он даже стал сомневаться, а нужно ли было ее публиковать? Много­численные осуждения книги действовали угнетающе на Гоголя. Дело дошло до того, что под воздействием общественного мнения Гоголь написал своему другу С. Аксакову письмо, в котором есть такие признания: «Как у меня еще не закружилась голова, как я не сошел с ума от этого вихря недоразумений – этого я и сам понять не могу». Вот что могут сделать с человеком «недоразумения» многочисленных критиков, и, наверное, если бы книга не была опубликована, то под воздействием общественного мнения Го­голь сжег бы ее, как он сделал со вторым томом «Мертвых душ». Незадолго до смерти Гоголь при встрече с И.С. Тургеневым ска­зал: «Если бы можно было воротить назад сказанное, я бы унич­тожил мою «Переписку с друзьями», я бы сжег ее».

Пренебрежительно отвергая книгу Гоголя, друзья проявили грубость: им следовало бы благодарить за нее, т. к. она исходи­ла от достойного человека. Интеллигентность человека связана с учтивостью, стремлением говорить и вести себя так, чтобы наши ближайшие друзья, коллеги были довольны и нами, и са­мими собой. Друзья не могли предугадать судьбу книги Гоголя, в которой он выступил как пророк. Гоголь является пророком православной культуры, предтечей всех течений русской жиз­ни, действительного торжества Православия. Православие для

него – идеология, которую нужно распространить не только в России, но и за ее пределами. С этой идеологией «может быть, одному русскому суждено поближе почувствовать значение жиз­ни», писал он.

Православная Россия, по его мнению, чует приближение иного царства. Без Бога нельзя осветить историю и современ­ность. Без Христа, считал Гоголь, не взявшего в руки небесно­го светильника, нельзя опуститься в темную глубину человека, т.е. нельзя услышать строгую тайну жизни и ее «совершенную небесную музыку», ибо во Христе ключ к пониманию и раз­решению самых наиважнейших вопросов жизни. Читаешь Го­голя и мысленно сравниваешь его суждение о Христе с мыс­лями и идеями Достоевского, которые созвучны, идентичны. Преображение человека оба мыслителя связывают с Христом, с Православной церковью, русской культурой.

Апокалипсические предчувствия Гоголь связывает с состо­янием умов в России. В статье «Страхи и ужасы России», ко­торая была включена в «Выбранные места из переписки с дру­зьями», анализируются взаимоотношения России и Европы, ведь именно Запад заражает Россию революционными идеями. Спасение России Гоголь видит в том, чтобы каждый православ­ный человек жил сообразно с законами и заповедями Христа. Огромную роль, считает Гоголь, может сыграть Русская Право­славная Церковь. В Церкви нашей сохранилось все, что нужно для просыпающегося ныне общества. «В ней кормило и руль наступающему порядку вещей, в ней простор не только душе и сердцу человеку, но и разуму во всех его верховных делах».

Вещие слова, и как они важны для сегодняшней России, людей ХХI века. Православную самодержавную Россию Го­голь, как и Ф. Тютчев, посвятивший этой проблеме ряд статей, а именно: «Россия и Запад», «Россия и революция», «Россия и Германия», противопоставляет Западу и пытается найти вы­ход, чтобы наша страна дистанцировалась от тлетворного влия­ния. Чем больше читаешь Гоголя, тем больше поражаешься его прозорливости. Пророчества Гоголя являются предупреждени­ем людям, живущим сегодня. Он в письмах, статьях говорил о

грядущих переменах, которые произойдут в России, в мире, но друзья, дипломаты, политики не прислушивались к писателю. Чувствуя, на интуитивном уровне, глубинные процессы, проис­ходящие в стране, он писал: «Зачем пророчествует одна только Россия? Затем, что она сильнее других слышит Божью руку во всем, что ни сбывается в ней, и чует приближение иного цар­ства. Не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, не разогреться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любо­вью к Богу, не спастись вам». Неожиданно вспомнились слова великого русского историка В. Ключевского, который в своем дневнике от 1893 года написал (не помню дословно), что в Рос­сии нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что у них нет подмастерьев, а с миллио­нами ничего нельзя сделать, потому что нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощ­ны, потому что их слишком много.

Гениальный Гоголь был одинок в своем окружении, у него не было рядом мастеров и подмастерьев, а были такие же ге­нии, как и он: А. Пушкин, И. Киреевский, А. Хомяков, С. Ак­саков, В. Жуковский, В. Белинский, И. Тургенев и др., но даже и они не слышали его, не старались вникнуть в пророчества писателя-мыслителя.

Н. Гоголь является одним из первых в России мыслителей, исповедующих концепцию географического детерминизма. Он задолго до Л.И. Мечникова (1838-1888) (брата великого физиолога И.И. Мечникова) и Г.В. Плеханова (1856-1918), вы­дающихся ученых, высказал идеи, связанные с влиянием гео­графической среды на развитие общества. Вот его слова: «От вида земли зависит образ жизни и даже характер народа, а ха­рактер народа определяет формы правления, много в истории разрешает география». Н. Гоголь в своем «Завещание», вклю­ченном в книгу «Выбранные места», надеется, что его услы­шат, поймут его идеи не только друзья, но и будущие потомки. Идейные откровения Гоголя привели к тому, что он стал зачи­нателем многих исканий последующих русских мыслителей.

Как мыслитель Гоголь с гениальной чуткостью ставил в центре всех своих идей проблему развития русской культуры на пра­вославной основе. Являясь ее пророком, Гоголь по праву стал предтечей многих духовных течений русской жизни.

Россия – страна с богатым историко-культурным наследи­ем. В наследство от прошлых мыслителей нам досталось их духовное наследие, которое представляется жемчужинами раз­ной величины и ценности. Ценность духовного наследия Гого­ля неоспорима в истории развития русской культуры, развития России. И прав выдающийся философ и богослов В.В. Зень­ковский, написавший научный трактат о Гоголе, сказав о нем: «Гоголь остается учителем жизни не в формулах его исканий, а в самом обращении к Богу, к Христовой правде. В этом цен­ность всего гениального наследия Гоголя, в этом правда и неза­бываемость его жизненного подвига».

Бросая ретроспективный взгляд на историю развития обще­ственной мысли, приходишь к пониманию, что в истории раз­вития России остаются люди, исповедующие национальные, державные, религиозные, патриотические взгляды. К ним, без­условно, относится и Н.В. Гоголь. Заканчивая статью, хочу на­помнить читателям, что Гоголь в своем завещании просил не ставить ему памятников, но хочется надеяться, что Россия воз­даст должное своему великому соотечественнику-патриоту и по случаю 200-летия со дня рождения найдет возможность издать полное собрание сочинений, которого до сих пор нет. И это было бы лучшим памятником Николаю Васильевичу Гоголю.