Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ВРАЧ, ПЕДАГОГ, МЫСЛИТЕЛЬ


Истинный предмет

учения состоит в приго­товлении

человека стать человеком.

    Н.И. Пирогов.

Какое созвездие великих имен предстает перед человеком, дерзнувшим погрузиться в историю русской культуры, фило­софии, педагогики России на всех этапах ее развития! Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – один из этого созвездия, крупное русское явление XIX столетия. Пирогов в 23 года за­щитил докторскую диссертацию по медицине, а через два года занял кафедру хирургии в Дерпте, и до конца своей жизни его считали самым выдающимся хирургом России.

Будучи профессором Медицинской Академии (в Петербур­ге), он как практический врач-хирург находит время для на­учной и общественной деятельности, не прерывая ее даже в период русско-турецкой войны 1853-1856 гг., где он был глав­ным хирургом русской армии. Основные философские и бого­словские произведения Пирогова были опубликованы после смерти мыслителя в «Дневнике старого врача» в двух томах. В советское время издательством Академии педагогических наук в 1952 году были опубликованы в двух книгах избранные педагогические сочинения. В этих научных трактатах Пирогов выступает в начале своей научной деятельности как матери­алист, усвоивший натурфилософские учения своего времени. Он писал в дневнике: «Я – один из тех, кто едва сошел со сту­денческой скамьи, с жаром предавался эмпирическому направ­лению науки, несмотря на то, что вокруг все еще простирались дебри натуральной и гегелевской философии». И надо сказать, что эмпириком, добросовестным исследователем фактов уче­ный оставался до конца и свою гносеологическую позицию врача-мыслителя он распространил и на свою педагогическую деятельность.

Позднее Пирогов отходит от материалистического взгляда на развитие науки. Он вводит такое понятие, как «мировые тайны», и подвергает критике материализм и культ науки. Эта критика связана с невозможностью объяснить возникновение жизни (недостаточность атомизма), понимаемого им как уче­ния, исходящего из отвлеченных понятий. «На каждом шагу мы встречаемся с тяготеющей над нами тайной, скрытой под научными именами. Мы окружены со всех сторон мировыми тайнами». Мыслитель приходит к утверждению биоцентриче­ского мировоззрения, к признанию вечности, всеюдности жиз­ни, беспредельности «океана жизни», к осознанию значимости мирового ума. Ум каждого человека – проявление высшего, мирового жизненного начала, которое ученый обнаруживает во всей Вселенной. «Я» – это олицетворение и воплощение мирового разума. Мировая мысль сделала своим органом все­ленную и мозг человека. «Для меня, – размышляет Пирогов, – неоспоримо то, что высшая мировая мысль, избравшая ор­ганом Вселенную, проникая и группируя атомы в известную форму, сделала и мой мозг органом мышления» . Под мировым разумом Пирогов понимает абсолютное, верховное существо, верховную волю Творца, проявляющуюся целесообразно по­средством мирового ума и жизни в веществе.

Становится понятным, что мыслитель восстанавливает ос­новные положения религиозного мирообъяснения и рядом с познанием отводит очень большое место вере. Абсолют – это Бог, мировой разум, по существу все эти понятия тождествен­ны так же с понятием мировой души.

Для ученого вера присутствует в начале пути познания, ко­торое, пройдя путь сомнения и критики, возвращается к вере. По Пирогову идеалы, прежде всего этические и религиозные, служат основанием веры, они выше знания. Эту же мысль он проводит по отношению к образованию и воспитанию детей.

В 1856 году Пирогов опубликовал несколько ярких статей под общим названием «Вопросы жизни». В этих статьях он за­щищает примат воспитания над образованием. Статьи имели огромный успех и были перепечатаны в разных изданиях, в том числе и за рубежом.

В «Вопросах жизни» он писал, что система воспитания оза­бочена тем, чтобы подготовить молодого человека, только и ду­мающего о том, как скорее вступить на практическое поприще, где воображение ему представляет удачное место по службе, корысть, т.е. типичного карьериста, для которого нет ниче­го святого, кроме личной выгоды, кроме стремления занять в обществе более выгодное положение. Как это созвучно с на­шим временем – началом XXI столетия? Сегодня наша средняя и высшая школы стоят перед решением тех проблем, которые были актуальны во второй половине XIX века в России. В статье «Быть и казаться» Пирогов продолжает отстаивать необхо­димость воспитания человека, внутренне собранного, честного и правдивого, свободного от внешне показного, поддельного, в связи с чем он и настаивал на том, чтобы из системы воспита­ния были исключены те средства, которые могли отрицательно влиять на молодую, неокрепшую душу ребенка. Иногда учите­ля воспитывают в ребенке ложь и лицемерие бессознательно, приучают казаться не тем, кто он есть на самом деле. Интерес­ны его замечания об участии детей на сцене. Он боялся, что это будет развивать такие черты, как неискренность, поддель­ность. Он был противником образования, когда ребенку давали только знания, не прививая ему нравственные ценности пред­шествующих поколений.

Понятие «человек», отмечал Пирогов, в системе воспитания заменено понятием специалист, механик, врач, юрист и т.д. Его статьи в журнале «Русская школа» о воспитании вызвали бур­ную реакцию среди интеллигенции России. Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, К. Ушинский с восторгом встретили новое слово великого хирурга о воспитании. К.Д. Ушинский в сво­ей статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» писал: «Н.И. Пирогов первый из нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, а глубочайший «вопрос жизни», и действительно, это не только вопрос жизни, но и величайший вопрос человеческого духа». Человеческий дух формируется в сочетании веры и знания. Вера для Пирогова означала живое ощущение Бога, и, воспи­тывая детей в духе православия, он зажигает свет, открывает правду религиозного понимания мира.

Посредством религии мыслитель старается задержать ран­нее раздвоение личности между «быть» и «казаться». У детей в раннем возрасте не проявляется в полной мере различение этих категорий – «казаться» чем-либо и «быть» на самом деле. Что касается взрослых, у них наличествует внутренняя раз­двоенность, раздельность подлинного и кажущегося бытия, то есть выступает ложь и перед другими, и перед самим собой.

Эти бинарность, дихотомичность глубоко связаны с ложью со­временной жизни, с ее риторикой и театральностью. Пирогов уповает на то, что в каждом человеке присутствует «подполье» души – духовная жизнь неизбежно переходит во внутреннюю борьбу со всем злом, что может остаться в «подполье» чело­века. По существу Пирогов в поисках ответов на поставлен­ные им вопросы о воспитании человека приходит к мысли, поставленной трансцендентализмом, о различии индивиду­ального и общечеловеческого момента в личности. В период деятельности Пирогова на педагогическом поприще трудились такие выдающиеся ученые, как П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев. Это был взлет педагогической мысли во второй половине XIX века в России. Каждый из перечисленных мыслителей своим трудом оставил след в истории педагогики. Так, Л. Толстой в своих исследованиях призывал, как и Руссо, не отклоняться от путей развития природы, утверждая, что в борьбе с ее могу­ществом человек готовит себе жалкое существование. Толстой ратовал за свободное посещение учащимися школы, полагая, что принудительное устройство школы исключает возмож­ность всякого прогресса. Пирогов, наоборот, считал, что дис­циплина – основа жизненной мудрости, успех во всех делах человека. Больше того, Пирогов в своих статьях утверждал, что за серьезные поступки, например, воровство, учащиеся могут, в исключительных случаях, быть наказаны розгами. Представ­ляю учителя нашего времени, который бы заговорил о теле­сных наказаниях учащихся, ему сразу бы не только возразили на вербальном уровне, но и уволили из школы, заметив, что он не знает права ребенка, права человека в целом. И тем не менее Пирогов обогатил своими исследованиями отечественную пе­дагогику, разработал оригинальную систему воспитания под­растающего поколения.

Его идеи о развитии мыслительных способностей детей в процессе обучения и воспитания, вопросы семейного воспита­ния, самовоспитания и сегодня являются актуальными.