Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





РУССКИЙ ГЕНИЙ


К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова


Среди великого множества гениальных людей России Миха­ил Васильевич Ломоносов занимает по праву первое место. Он являл собой учёного-энциклопедиста, основоположника свет­ского философского образования в России, поэта, просветителя, химика, математика, художника, реформатора русского языка и литературы, историка. Ф. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 г., в статье «Анна Каренина» как факт особого значения» писал: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь», «Новое слово» Ломоносов сказал во многих науках, его открытия обогатили в своё время различные отрасли знания. И подобно Достоевскому в числе первых учё­ных его назвали бы металлурги, астрономы, геологи, психологи, экономисты, географы, климатологи, логики, философы и др.

Ломоносов открыл фундаментальные законы сохранения веществ при химических превращениях, атмосферу у планеты Венера. В своих работах в области естественных наук учёный приходит к глубоким философским обобщениям. В письме к математику Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г. он сформулировал закон сохранения веществ и движения. Закон гласит: «...все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет материи, то умножится в дру­гом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает дру­гому, которое от него движение получает». Данный закон мыс­литель изложил в «Рассуждениях о твёрдости и жидкости тел» (1760 г.). Главная философская сторона этого закона состоит в универсальности, охватывающей все явления природы, т. к. он соотнес материю и движение, подчеркнув их неразрывность, вопреки толкованию некоторых учёных, считавших движение лишь внешней силой по отношению к материи.

В работе «О слоях земли» Ломоносов выдвинул идею об эволюции растительного и животного мира, указывая на необ­ходимость изучения причин изменения природы. Он задолго до Ч. Дарвина сформулировал эволюционный характер изме­нений, происходящих в мире, положил в основу объяснения яв­лений природы изменения материи, состоящей, по его мнению, из мельчайших частиц «элементов» (атомов), объединённых в «корпускулы» (молекулы), распространил атомистические идеи на область химических явлений. Ломоносов, по существу, заложил основы химической атомистики. Его отношение к изучаемому объекту состояло в универсальном подходе, он учитывал разнокачественность идей и соотносил их с опы­том и гипотезами. Он писал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением. Корпуску­лы движутся от тяготительной материи. Свет есть материя, и нужно всё это эмпирически доказывать». Его суждения о со­единении эмпирического и теоретического позволили учёному быть реформатором в постановке горно-металлургического и фарфорового дела.

Ломоносов был, пожалуй, первым в России, соединив ре­лигию с научным реализмом. Будучи религиозным человеком, он не видел противоречия между наукой и религией. «Неверно рассуждает математик, – говорил он, – если хочет циркулем из­мерить Божью волю, но не прав и богослов, если думает, что по Псалтырье можно научиться астрономии или химии». В этом высказывании учёный подчёркивает, что изучение природы и Евангелие – два способа откровения Божьего: одно – внешнее, другое – внутреннее. Надо заметить, что глубоко верующими были многие великие учёные России, а именно: И. Павлов, В. Вернадский, П. Флоренский, Л. Карсавин, А. Лосев, Д. Мен­делеев, II. Ильин и др. Для этих учёных, как и для Ломоносова, религия, философия, наука не исключают, а восполняют друг друга.

Как основатель Московского университета Ломоносов ра­товал за включение религии и философии со своими пред­метными областями и методологией в число преподававшихся дисциплин. Процесс познания учёный связывает с историей формирования понятий, высказывает идею о том, что их раз­витие носит диалектический характер, т. к. если действитель­ность и понятия совпадут, прекратится всякое развитие. По­добное суждение высказал позднее немецкий философ Гегель в своём трактате «Наука логики».

В сфере общественно-социальных идей Ломоносов отстаивал приоритет образования, с его ориентацией не на материальные цели, а на нравственное самосовершенствование человека. Он считал, что самодержавие (в лице просвещённого монарха) – са­мая естественная, самая разумная форма правления для России. Как патриот-державник он считал, что усиление, умножение, укрепление, прославление России связано с самодержавием.

История, по мнению мыслителя, процесс органический, где всякая предшествующая стадия, фаза развития государства связана с последующей. Исторические исследования должны основываться на достоверных и конкретных источниках опы­та «праотцов наших», включающих исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию. Но все эти данные необходимо периодически пересматривать, так как общество развивается и изменяется.

Щедрая множественность таланта, универсальность его во многих науках давали возможность высказывать Ломоносову интересные идеи и определять важнейшие направления в раз­личных областях.

Приведу лишь один пример: в письме к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 года он составил план социально-экономическо­го развития России на многие годы, которые интересны и нам, людям XXI столетия.

«1. О размножении и сохранении русского народа.

2. О истреблении праздности.

3. О исправлении нравов и просвещении.

4. О исправлении земледелия.

5. О исправлении и размножении ремесленных дел и худо­жеств.

6. О лучших пользах купечества.

7. О лучшей государственной экономике.

8. О сохранении военного искусства во время долговремен­ного мира». 

Ни одна из перечисленных задач великого учёного не утра­тила для России своей значимости. Данное письмо ведёт к построению в тот период новой интегральной модели россий­ского общества и направлено не от социума к личности, а, на­оборот, от личности к реконструируемой Ломоносовым соци­альности.

В своих метафизических, социально-политических, натур­философских, историософских трудах он открыл ряд законов, по которым устроено мироздание. Ломоносов был реформато­ром почти по всем наукам XVIII века, а также в области рус­ского языка и стихосложения, связывая их с уровнем развития мировой культуры, науки и философии. В работе «Российская грамматика» мыслитель доказывает, что «русский язык сочетает великолепие испанского, живость французского, крепость не­мецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и силь­ную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Такая оценка русского языка даёт возможность, по мнению учё­ного, отражать тончайшие философские рассуждения, а также отражать уровень обыденного сознания простых людей.

В работе «О пользе церковных книг в русском языке» Ломо­носов выделил три проблемы:

1) сочетание церковнославянских и русских народных эле­ментов в составе русского языка;

2) разграничение литературных стилей;

3) классификация литературных жанров в разнородных проблемах.

Реформатор русского языка верно уловил их тесную взаимо­зависимость. Он подчинил решение этих проблем генеральной патриотической идее: все живые силы русского литературно­го языка нужно направить на создание научной и литератур­ной речи, общепонятной и доступной большинству населения России. Гениальность Ломоносова заключается в том, что он соединил три стиля, оказал влияние на дальнейшую историю русской литературы и русского литературного языка, просуще­ствовавшего до пушкинских времён, почти сто лет. А. Пушкин писал: «Слог Ломоносова ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».

Поражают грандиозные идеи учёного-энциклопедиста в различных областях, направленные на пользу России, науки, просвещения. Вся жизнь М. Ломоносова отмечена удивитель­ной работоспособностью, стремлением служить своему Отече­ству, своему народу. Он писал: «Что же до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться за Отечество, как уже борюсь двад­цать лет, стоял за них смолоду, на старость не покину».

А.С. Пушкин, подчёркивая энциклопедическую образован­ность русского гения, очень точно сказал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он. лучше сказать, сам был пер­вым нашим университетом». В этой ёмкой, краткой характери­стике дана оценка человеку, поднявшемуся из глубины народа и достигшему невероятных высот в интеллектуальном и духов­ном развитии, научные открытия которого далеко опередили его время.