О душе и не только
Станислав Ломакин








_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





ДИАЛОГ У МУСОРНОГО КОНТЕЙНЕРА


Только что забрезжил рассвет. Солнце медленно выкатывалось из-за горизонта, освящая значительные пространства. Солнце рас­топило туман над озером, и оно, словно помытое невидимой рукой, блестело своей первозданностью. Виктор Гаврилович любил это время, когда ещё не проснулись отдыхающие санатория, и он мог смотреть на розовые редкие облака, отраженные в синей воде, ду­мать.

На водной глади озера, далеко от берега, одиноко качалась в волнах чайка. Иногда она исчезала, растворяясь в прозрачной ряби, а всплески воды словно увеличивали количество чаек. Но она была одна. Виктор Гаврилович почему-то сравнил себя с чайкой, соотнеся её со своей одинокой жизнью. Одинокая чайка в этой вечно кипя­щей мощи огромного озера и он среди богатой, праздной публики, убирающий каждодневно за ними, очищая контейнера от мусора бытовых отходов. Виктор Гаврилович стеснялся очищать мусорные ящики в присутствии отдыхающих и часто задавался вопросом, а что отличает меня от них, может, я духовно богаче их, сказано же в Евангелии о людях так: «Человек, ты думаешь, что ты богат и си­лён? На самом деле ты нищ и гол, и слеп и наг». Правильно сказано. Нечестные люди отвернулись от Бога, и он в определённый период отвернётся от них. Девальвация совести человека связана с нечест­ной, наглой устремлённостью к стяжательству и накопительству.

Культ наживы ведёт людей к бездуховному преуспеянию, к ущербности существования и не совместим с нравственностью и добродетелями. Размышляя о привратностях судеб людей, старик медленно шел вдоль побережья озера к ближнему контейнеру. В его обязанности входило собрать выброшенный мусор в большие цел­лофановые мешки, связать их, т.е. приготовить для машины – «му­сорки» как её тут называют, а куда везут мусор, уже не его дело.

Неожиданно его внимание привлёк мужчина, копавшийся в мусорном ящике. – Наверное, какой-то бомж не иначе. Не конку­рент он мне, я же не волк и даже не собака, не ставлю метки, не пы­таюсь застолбить территорию. Мужчина увлеченно разгребал пал­кой мусор и не услышал подошедшего.

Виктор Гаврилович, чтобы привлечь к себе внимание, кашля­нул, мужчина резко повернулся и долго, внимательно смотрел на мусоросборщика, наконец, произнёс: Виктор Гаврилович, Вы что ли, как здесь оказались?

Хочу этот же вопрос адресовать Вам, Степан Федорович? Дол­го рассказывать, бомжую я, Виктор Гаврилович. Вы бомжуете, док­тор наук, известный профессор, как докатились до такого социаль­ного положения? Похоже, и Вы, Виктор Гаврилович, не преуспели за период перестройки. Вы ведь, помнится, даже членом коррес­пондентом были какой-то ведомственной академии. Вот именно, ведомственной – молвил Виктор Гаврилович, а не РАН. Таких как я сегодня десятки тысяч, многие купили эти звания за деньги, не за­щитив даже кандидатских диссертаций. Сегодня всё продается и покупается; имей деньги и становись действительным членом, т.е. академиком какой-либо академии наук, которые появились в великом множестве. А потом удивляемся некомпетентности чи­новников, которые, будучи профессионально неподготовлены, делают драмы и трагедии людям. Мы с Вами получили прекрасное советское образование, работали в научно-исследовательском ин­ституте, научные разработки и идеи высоко котировались во всём мире. И что? Институт развалили, а нас – сотрудников вышвырнули на обочину жизни. Наша мизерная пенсия, на которую прожить не­возможно, продолжал Степан Федорович, это унижение. После со­кращения и ухода на пенсию, мы все по вине правительства лиши­лись денежных накоплений, я пытался заниматься переводами тех­нической литературы, но и там меня сократили, взяли молодых. Оказался невостребован. Какое-то время работал сторожем в дет­ском садике, но и оттуда выгнали, сделал серьезное замечание заве­дующей, она и турнула меня. Так я докатился до собирателя буты­лок, кормить же мне надо дочь – она инвалид, получает, сами знае­те, какое помоществование со стороны государства. Вот такие дела, Виктор Гаврилович, а как Вы здесь оказались?

История, Степан Федорович, как в миниатюре сродни Вашей. Только меня ещё не турнули (ваше выражение) с работы. Потребно­сти богатых людей растут по геометрической прогрессии, растет и мусор – значит, и мусоросборщики соответственно требуются коли­чественно, но ещё по арифметической прогрессии. Смотрю на вы­брошенные вещи, продукты питания и думаю: удобный эгоизм и приобретательство – это самозащита богатых людей, которая умертвляет духовные запросы и веру в людей на христианских началах. Устремление к богатству, мне представляется дурная бесконеч­ность, не знающая завершения. Что-то я вспомнил А. Пушкина в «Скупом рыцаре» – он обронил такую фразу: «Стыд горькой бедно­сти» – это о нас, докатившихся до такого состояния по вине либера­лов-демократов, разваливших великое государство и сделавших не­счастными и бедными миллионы людей. Так что, Степан Федоро­вич, приходите сюда, в мусорных ящиках можно многое найти для потребления. Я Вам буду помогать; отбросим стыдливость, песси­мизм, эсхатологическую тональность бытия, будем продолжать жить и надеяться, что среди богатых и людей в правительстве есть люди, которые желали бы своим честным трудом сделать как можно больше для граждан, чтобы они не испытывали «горькой бедно­сти». Не помню, кто из мыслителей писал, за точность не ручаюсь, стала слабеть память: он делил людей на две части: у одной, мень­шей, есть обед, но нет аппетита; у другой, большей – отличный аппетит, но нет обеда. Придёт такое время, когда мы – старики, я ве­рю, Степан Фёдорович, будем иметь и обед и аппетит.

Самое благоприятное время в материальном плане было у учё­ных при Сталине. Ассистент вуза получал заработную плату рав­ную зав. отделом райкома партии.

Поэт Беранже говорил, что нищий не имеет Отечества. Но мы с тобой не считаем себя нищими. Отдали свой долг Отечеству, и оно воздаст нам должное за наш труд. Мы верим в это.

Утешительно было слышать, как старые профессора собира­ются начать новую жизнь, т.к. было совершенно очевидно, что ста­рой им хватит ненадолго.