Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







О ЯЗЫКЕ ЖИВОПИСИ БОРИСА ПАРОМОВА


Живопись как вид искусства – важная часть национальной культуры, сложный творческий процесс. Понимать ее – значит вчувствоваться в творческую волю художника, созерцая картину, уметь читать язык живописи, как бы заново творить ее вместе с живописцем. Недавно, в картинной галерее, открылась выставка работ «Шаги по росе» известного тюменского художника Бориса Ивановича Паромова. Многочисленные работы художника, (труд более четырех десятков лет), плотно были размещены в трех залах, покорившие зрителей многообразной, многожанровой палитрой ваятеля. Выставка Паромова отражает всепоглощающую думу о России, раздумья о русском народе, о надвигающихся серьезных временах в ХХI веке. При входе в первый зал вниманию зрителей предстают монументальные картины: «Воин с копьем. На битву», красные сполохи над крепостью и храмом, момент перехода от одного состояния к другому выражен с помощью грозового пейзажа, где за последними проблесками заката следует солнечный свет луны, озаряющий фигуру воина. «Памятник Ермаку», «Тобольский кремль», «Если вы не бывали в Тобольске», «Вечный сон. Закат над Россией», «Россия», «Воин Ослябля», «Пересвет», « Неси свой крест и веруй», исторические картины, в которых световые эффекты нужны художнику для их перевода из области чувственных ощущений в область духовных, если хотите нравственных категорий, религиозных переживаний, где истины веры, раскрываются разуму. Потому так и бушует мрачнеющий океан истории в картинах Паромова, что он не принимает в свою глубину мышления предсказания, что ныне громоздятся вокруг нас , а основывается на фактах и вере в исполнения светлых чаяний и идеалах России.

Когда я смотрел на картину «Вечный сон. Закат над Россией», в которой семья: воин, ребенок, жена – мать погружены в сон, они спят на своей земле в окружении цветов, земной юдоли, а над ними встает солнце и мириады еще не погасших звезд. Неожиданно вспомнились строчки великого русского ученого – поэта Ал.Чижевского:





_Великое_без_Солнца_не_цветет:_
_Происходя_от_солнечных_истоков,_
_Живой_огонь_снопом_из_груди_бьет,_



Мыслителей, художников, пророков.

Картины Паромова окутаны облаками и звездами: «Дышала ночь», «Пыль веков», «Вечность», «Над миром», «Утренняя звезда», «Крест», «Жажду» - обертонами духовного и душевного строя русского человека. Красками низвергается ночное небо, молчанием леса, звоном колоколов церквей, приглашая зрителя к исповедальности. И кругом Храмы – присутствие Горнего мира, ощущаемого почти физически. Художник смело, там, где считает нужным, огрубляет те или иные черты и сгущает краски. В изображении Храма Паромов опускает некоторые подробности, а в колокольне, сохраняя ее пропорции, слегка видоизменяет рисунок верхней части для достижения единой гармонии. Его муза – углубленный в себя странник – монах, « На Закате», автор подарил мне эту картину, идущий к своему Храму, который манит тем, что скрыто за его стенами.

Фигура монаха несколько отодвинута вглубь, по отношению к первому плану, что сообщает большую пространственность и глубину пейзажу – ярко, распустившейся, цветущей сирени, а за деревьями видны купола двух Храмов. В картине все – и монах и пейзаж, взаимосвязаны и взаимообусловлены не каким – то интересным событием, а правдой обыденности, являющейся частью единого целого. Часто смотрю на эту картину и задаюсь вопросом, о чем думает монах, что тревожит его в нашем мире? Чем больше смотришь на паромовские произведения, тем больше возникает вопросов, ответов на которые хочется найти. Почти каждая его картина имеет какое – то скрытое значение, авторский подтекст, в них заключена другая не показная жизнь, в которой скрывается сам художник, его душевное состояние, ирония, скорбь, и он не хочет раскрываться до конца.

Внутренний мир живописца служит ему своеобразным камертоном, который с необычайной чуткостью отзывается на человеческие горести и радости, а через призму чужих страданий и радостей просвечивает его собственное видение многоликого мира, отраженное в картинах. Живопись не прихоть, не временная забава души, а выражение, повторюсь, ее внутренней деятельности, заключившей свои идеалы в мировоззренческой субстанции и законах красоты. Паромов художник многожанровый в его произведениях зритель обнаруживает портрет, пейзаж, натюрморт и даже народный лубок. Его портретная коллекция оживлена напряженной духовной жизнью, внутренним порывом, вдохновенно устремив свои взоры в нашу действительность. Некоторые портреты даны в смелых ракурсах и отличаются четкостью рисунка и объемностью форм. В натюрморте «Вино жизни», «Солдатский натюрморт», он выказывает свое духовное беспокойство, всякий раз замораживающиеся в надежде обрести устойчивость, в странном и хаотически взбудораженном мире городского человека нашего времени. Именно в поисках духовности художник приходит к большим обобщениям, где вещи воспринимаются как христианские символы, а не бытовые продукты.

Возьмите цикл картин, посвященных «Тюмени уходящей» или картинам, связанными с Победой над фашистской Германией в Великой отечественной войне. Сила эстетического воздействия этих картин на зрителя связана с мощным силовым полем исторической памяти, вызовами времени, поисками культурных доминант, которые подвергаются философской рефлексии.

Причины, вызвавшие у художника, как реалиста, потребность в таком поиске, очевидны: крах, закат постмодернистских концепций, попытка предложить выход из кризиса духовный каркас, основан у него на удержании моральных императивов, с божественной справедливостью, духовными традициями, с русским временем, русской историей. К некоторым своим картинам Борис Иванович предпослал толковые комментарии. При этом попутно замечу, художник отлично владеет литературным письмом, им написаны десятки прекрасных рассказов, которые необходимо собрать и издать книгу. Выставка Бориса Паромова достойна самых высоких оценок, она заставляет думать, многим стоит посетить ее, а особенно молодежи: школьникам, студентам, чтобы еще раз вспомнить, в какой великой стране мы все живем, среди каких людей, какими культурными богатствами мы обладаем.