Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ


Перевернута последняя страница романа Константина Лагунова «Самоеды». Есть повод поразмышлять о вопросах, поставленных в последнем произведении известного сибирского писателя.

К. Логунов обладал удиви­тельной чуткостью и умением улавливать в зародыше об­щественно важные нравствен­ные аспекты бытия. Вспоми­наются его прекрасный очерк «Воспитать человека» (журнал «Урал», № 1, 1978 г.), статья «Подранки» («Тюменская прав­да», 20.11.1996). Эти публи­цистические работы вызвали резонанс среди читателей. Задолго до сегодняшних об­разовательных реформ он го­ворил о том, чем обернется для России ориентация на за­падные ценности с их эгоиз­мом, прагматизмом и рацио­нализмом. Верный жизненной правде в изображении дей­ствительности, писатель и в романе «Самоеды» не мимик­рировал, а обнажил удушли­вую атмосферу нашего вре­мени.

Читаешь и физически ощу­щаешь, как сместились тра­диционные нравственные цен­ности в сторону культа денег. Чувство отвращения вызыва­ют рыночные отношения меж­ду людьми, цель которых одна - обман друг друга, нажива, выгода.

Приведу диалог главных персонажей романа К. Лагу­нова - Светланы и ее матери. Светлана - красавица, умни­ца, закончила, университет с красным дипломом, и ее нрав­ственное падение, эволюция взглядов потрясают мать.

«- А ты не знала?... Не предполагала?.. Не догады­валась даже, что твоя краса­вица и умница, твоя един­ственная дочь торгует своим естеством, своим телом за доллары или рубли. Не блед­ней!.. Неужто думаю, что эта квартира, эта роскошь, неис­сякаемый поток рублей - все это можно заработать честно, головой и руками?..

- Перестань, простонала мать. – неужели не стыдно…

- Чего тут стыдного! – ужалено вскричала Светлана. – Кого стыдится? Этих оглоедов, что оптом и в розницу торгуют Родиной, судьбой всего народа, честью, славой и достоинством России. Или их приспешников, рангом пони­же, которые за взятку любую задницу оближут?»

Да, сегодняшние отноше­ния между молодыми мужчи­нами и женщинами строятся, к сожалению, не на любви, не на крепости брака. Целомуд­ренные женщины имеют две добродетели - чистоту теле­сную и чистоту души. Но, как говорили древние, «все пре­красное - редко». Написав эти моральные сентенции, я по­думал: какое бы человек не высказал суждение, всегда можно найти ему противопо­ложное. Однажды древнего философа Сократа спросили: «Что лучше: взять ли жену или вовсе не брать ее?» Сократ ответил: «Что бы ты не из­брал, все равно придется рас­каиваться». Но в данном выс­казывании, видимо, загово­рил личный опыт мудреца.

Светлана не была такой до встречи с предприимчивым дельцом, ловцом неокрепших душ Антоном Дубовиком. Этот современный бизнесмен раз­вратил не только тело Свет­ланы, но и душу, превратив ее в искусную жрицу любви, по­клонницу желтого дьявола. Грош цена тому чувству, у ко­торого есть цена. Антон сде­лал ее хозяйкой «теремка», в котором собиралась «золотая молодежь», она умело завле­кала в него «желторотых на­следников новоявленных Рок­феллеров»! Посадить на иглу, обольстить молодых людей - главная задача «сотрудников» теремка, а дальше наркотики делают свое дело.

Однажды Антон привез к Светлане Павла. Этот студент - чистый, непорочный юноша, которого посадили на иглу. Он искренне влюбляется в Свет­лану, и, похоже, она отвечает ему взаимностью. Светлана раскаивается в содеянном по отношению к Павлу.

Жизнь юноши протекала вне семьи, он воспитывался у деда и двух бабушек. Мать-переводчица большую часть времени проводила за рубе­жом, ей недосуг было заниматься сыном, как, впрочем, и отцу-ученому, с которым «Варвара-краса» была в раз­воде. Самое большое влия­ние на Павла оказывал дед, перед которым он благоговел. Но дед умер… Читаешь К. Лагунова, и появляются мысли о том, что в мире суще­ствует некая закономерность: нечестно нажитые деньги при­носят горе как родителям, так и их детям. Самонадеянность, уверенность людей в том, что «деньги правят миром», исче­зает, когда их чадо становит­ся наркоманом.

Сегодня происходит отчуж­дение некоторой части моло­дежи от западных ценностей. Она начинает осознавать, что демократы-либералы созда­ли криминогенное государ­ство, сделали из людей пас­сивных созерцателей, стоящих на краю гибели и равнодушно взирающих, как стремительно несется Россия к катастрофе. И если молодежь восстает против разнузданной сексу­альной революции, то это мож­но отнести к тому, что она хочет иметь четкие нравствен­ные ориентиры и правовые ус­тановления.

В Рязани образовались молодежные группы самообо­роны, они громят дискотеки - эти рассадники пьянства и наркомании. А что делать, если власть бездействует, а молодежь гибнет? Зайдите на любое городское кладбище и посмотрите, кто лежит под мо­гильными плитами. Одна мо­лодежь!

Либерализация общества привела к массовой преступ­ности, обнищанию людей, к утрате любви к своей Родине, ее святыням. Деньги для мно­гих миллионов людей из не­обходимой составляющей культуры стали ее доминан­той, уродливо исказив всю иерархию духовных ценностей.

Вспомнился рассказ В. Шук­шина «В профиль и анфас». На упреки старика, что Иван не хочет зарабатывать большие деньги, тот отвечает: «А мне не надо столько денег. Мне чего-то другого надо». Это «чего-то» есть достоинство че­ловека, осознающего, что деньги не являются основой жизни. К. Лагунов в романе «Самоеды» показал, что для Павла дед был нравственной укрепой. Не без влияния деда внук обратился к церкви, чтобы избавиться от наркозави­симости. И вот Павел в церк­ви, его молитва к Богу - от отчаянья, и взывает он о помощи как человек невоцерковленный.

«- Господи... Ты один в силах помочь мне. Только ты. Я знаю, ты видишь и слышишь меня, и понимаешь. Не дай загинуть, протяни хоть соло­минку надежды. Кинь тоню­сенький лучик веры в исцеле­ние. Слышишь? Сам буду ка­рабкаться и очищаться от сво­ей этой мерзости. Слезами от боли изойду. Волком выть стану, камни грызть буду, но выползу на свет. Только помоги мне. Молю тебя. Слышишь?». И Бог услышал, Павел нашел путь к свету. А Светлана стала его женой и родила ему сына.

В последние годы К. Лагу­нов в беседах с коллегами часто ссылался на Библию. Мне редко приходилось об­щаться с ним, в основном на семинарах по приему новых членов в Союз писателей. При обсуждении текстов претен­дентов он часто задавал воп­росы, касающиеся правосла­вия, словно пытался найти ответы. С ним было, интерес­но беседовать на религиоз­ные темы. А документальная повесть писателя о монахе Иринархе говорит не только о его широком кругозоре, но и о нем самом как верующем че­ловеке.

Финал романа «Самоеды» трагический. Павел, муже­ственно преодолев невзгоды, освободившись от наркома­нии, не смог вынести измен любимой женщины.

Духовная и физическая смерть Павла для писателя приобретает характер симво­ла. Тем не менее, мне кажет­ся, что возрождение России может произойти только че­рез религиозное сознание. Ко­нечно, мировоззрение, нрав­ственность людей складыва­ются под влиянием социаль­но-экономических условий, воспитания и образования. Но духовное воспитание челове­ка должно стать определяю­щим по отношению ко всей системе ценностей. Если мы будем пренебрегать этим, то перспектива самоуничтожения человеческой цивилизации станет реальной. Вот некото­рые мысли, возникшие у меня после прочтения прекрасного произведения К. Лагунова.

Роман «Самоеды» издан на средства издательства «Век­тор Бук» тиражом в 300 эк­земпляров. Хотелось бы, что­бы духовное завещание писа­теля, обращенное к нам, жи­вущим в XXI веке, все-таки стало достоянием многих.