Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







МОЛИТВА ПОЭТА


Держу в руках поэтический сборник Сергея Камышникова «В полголоса», выпущенный Издательским домом «Слово»2011г. Почему то подумалось, отталкиваясь от названия, что появится в будущем и книга «В полный голос». Дай то Бог. Я не знаю о поэте ничего: кем он работает, каков его возраст, образование, жизненные приоритеты. Да, наверное, и не нужно знать подробности биографии поэта, она отражается в стихах как проявляется фотография. Открываю сборник на странице 78, вчитываюсь стихотворение «На стыках»:



_Сквозь_медные_воспоминаний_трубы_
_Я_вижу_явственней_всего,_
_Как_билась_жизнь_на_стыках_грубых_
_Тридцатилетья_моего._
_Еще_в_стволах_сосновых_доски,_
_Растут_на_гроб_мой_не_спеша._
_А_жизнь_летит._На_стыках_жестких,_
_То_вскрикнет,_то_замрет_душа._



В этих строчках угадывается не простая дорога прожитых лет. Автор владеет богатым арсеналом искусных технических средств: стихотворения его полны аллитераций и каламбуров. Поэт не отворачивается от тех трагических событий в стране, которые все чаще и чаще приобретают характер закономерностей. Нельзя жить глухим обывателем к событиям, происходящим в стране. Читаешь его некоторые стихотворения и ощущаешь глубинный уровень восприятия мира, выходящий уже во внелитературное пространство. Результаты этого самораскрытия парадоксальны, в стихах иногда проскальзывает нарочитая субъективность, но она бывает чрезвычайно плодотворной, в ней коренится цельность и высокая значимость разрозненных исканий, глубоко скрыт трагизм переживаний событий, происходящих в России.



_Катилась_дыба_по_стране._
_По_высшему,_по_злому_повеленью._
_Такое_не_приснится_и_во_сне,_
_Ни_моему,_ни_младше_поколенью._



И далее:

_Коль_не_точить_литературный_меч?_
_Ну,_Пушкиным,_конечно,_можно_Блоком,_
_От_телемути_Родину_сберечь._



Сомневаюсь, ибо «телемуть» имеет коммерческую основу и даже Пушкин и Блок, в наше время не имели бы успеха в борьбе с ней. С.Камышников страдает от всего увиденного, услышанного, прочитанного, он не может снизить свой идеал понимания действительности, оторванный и не совпадающий реальной жизни, и чувствует свою виноватость за все, что происходит в стране. В стихотворении «Молитва» он кается за свои прегрешения и надеется искупить их своим творчеством.



_Господи,_истины_дай_мне_и_силы,_
_В_городе_гулком_и_в_сельской_глуши,_
_И_помоги_сохранить_до_могилы,_
_Твой_отпечаток_в_сознанье_души._

_Господи,_милости_дай_и_спасенья_
_Толикой_малой_тебя_повторить,_
_От_понедельника_до_воскресенья_
_Нужное_людям_творить_и_творить._



Читая молитву современного поэта, вспомнил, не для сравнения и анализа, молитву М.Ю. Лермонтова, в которой речь идет об истоках творчества, процитирую не полностью:



_В_минуту_жизни_трудную,_
_Теснится_в_сердце_грусть:_
_Одну_молитву_чудную,_
_Твержу_я_наизусть._

_Есть_сила_благодатная,_
_В_созвучье_слов_живых,_
_И_дышит_непонятная,_
_Святая_прелесть_в_них…_



В обеих молитвах речь идет о творчестве, о духовной субстанции постижения истины, о чрезвычайно важном понимании разнообразных форм бытия. Хочу затронуть еще одну тему в творчестве С.Камышникова - тему любви. Это вечная тема и ни один поэт мира во все времена не обходил ее стороной. Тончайшее проникновение в эту деликатную сферу отношений между людьми, представляет лейтмотив, универсум, дискурс, пронизывающий всю сущность человека. У Сергея есть такие строки:



_От_равнодушья,_от_неверья_
_Любовь_уходит_жизнь_круша,_
_И_долго_будет_хлопать_дверью_
_Пустая_гулкая_душа._

_И_нету_сил,_захлопнуть_дверцу._
_И_ночь_светла_и_темен_день._
_Ни_кем_не_занятое_сердце._
_Ну,_заходи_кому_ни_лень._



В данном стихотворении любовь - голод телесный, мучительный его можно утолить «заходи кому ни лень» на какое - то время, но нельзя перебороть. Чувствуется, поэта связывает не только телесное с женщиной, но и духовное, которое в их взаимоотношениях доминирует. Отчаяние, жестокое чувство горечи из-за предательства порождает иллюзию. Иллюзия возникает в результате беспомощности перед реальностью. Голос телесного переживания превращается в демоническую силу, лишенную человеческих чувств. В народе метко замечено: Пороки можно скрасить, но никого они не красят. В стихотворении «Ангелы» поэт продолжает выказывать свои переживания:



_Ждала,_но_устала..._
_А_я_то_Тебя_отличал_от_других._
_И_душу_мне_женщина_чья-то,_
_Согрела_в_ладонях_своих._

_Как_мельница_время_мололо,_
_Судьбу_жерновами_вертя._
_И_ангелы_женского_пола,_
_Спасали_любовью_меня._



В данном стихотворении Демон скрыт под маскою ангела, а ангел под маскою женщины. У великого русского мыслителя-поэта, Вл. Соловьева Демон и Ангел запредельные сущности, постичь которые человек не способен и соответственно выразить их в слове. Он писал:



_Сказочным_чем-то_повеяло_снова…_
_Ангел_иль_Демон_мне_в_сердце_стучится?_
_Форму_принять_мое_чувство_боится._
_О,_как_бессильно_холодное_слово!_



Да, слово бывает бессильно, но в определенное время и всемогуще. Что притягательно, для меня, в стихах С.Камышникова? Христианская позиция поэта, он четко выражает свое национальное своеобразие, оно в его творчестве является благоприятным фоном и путем такой ретроспекции поэт воссоздает свою мировоззренческую, эстетическую, языковую платформу, поэтический мир которой приобретает силу и значимость. Интересная книга появилась в Тюмени, и ее автор достойно включается в обойму писателей Сибири.