Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







«КЛЯТВА ТОЯНА» И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ СИБИРИ»


Среди многочисленных публикаций, посвященных 400-летию юбилея Томска, мне особо хочется отметить выход исторического романа Сергея Заплавного, состоящего из трех книг «Клятва Тояна». Высокая степень исторических знаний, документов эпохи XVII века позволило писателю и ученому убедительно отразить интересный период истории развития Сибири. Этот период предстает в описании писателя земным цветением человеческой жизни, с ее драмами, радостями любви и трагедиями.

«Клятва Тояна» - это уникальное историческое произведение, в котором автор скрупулезно анализирует духовные, психологические, поведенческие проявления людей прошлого. Сергеем Заплавным создан великолепный всеобъемлющий портрет сибиряков XVII столетия, основанный на огромном эмпирическом материале. Мне уже приходилось писать о романе (первых двух частях) «История одного путешествия или путешествие в историю» и в очередной статье я хочу лишь поразмышлять о духовной основе произведения.

В течение десяти лет автор был погружен в события истории развития Сибири России и, бросая ретроспективный взгляд, писатель глубоко личностно постигал мучительно духовный путь своих героев. Его герои, преодолевая огромные пространства Сибири, через главные города Сибири - Тобольск, Сургут, Тюмень закаляли себя не только физически, но и духовно. Тоян Эрмашетов эуштинский князь со своими людьми добирается до Первопрестольной и получает царскую грамоту от царя Бориса Годунова на строительство крепости и будущего города Томска. Осваивали томские земли и строили города Сибири крестьяне и казаки из различных регионов России. Вот эта грамота: _«От_царя_и_великого_князя_Бориса_Федоровича_всея_Руси_в_Сибирь..._по_нашему_указу_велено..._на_реке_Томи,_в_Томской_волости_поставти_город;_а_для_городского_ставления_велели_послати_из_Сургута_Гаврила_Писемского_да_из_Тоболеска_Василъя_Тыркова,_а_с_ними,_к_Тобольским,_и_Сургуцким,_и_к_Березовским_служивым_людям_к_в_прибавку,_Тюменских_служивых_людей_с_атаманом_Дружиною_Юрьевым..._Писано_на_Москве_лета_7112-го_марта_в_21_день_(1604_год_от_рождества_Христова)»._Подлинная грамота за подписью диака Нечая Федоровича.

Освоение Сибири и ее приростание к России это Божий промысел. Для того чтобы раскрыть наиболее полно роль Православия потребуется теологам написать десятки монографий. Созидание культурных ценностей, строительство городов Сибири освещено религией. Но культура антиномична, то есть носит временный характер. Религия же подпитывается вечностью, и ее цель заключается в достижении непосредственной связи с Божественной сущностью.

Именно Православие создавало условия в России сохранять нерукотворный образ человека Андрея Рублева и его икону Пресвятой Троицы и тем определяло развитие подлинной духовной культуры. Россия без Бога есть обитель Смерти. Исходя из представлений о человеке, как о существе природном и в то же время Божественном, Православная церковь всегда призывала людей к добру и любви - ведущими принципами земного бытия. Эта мысль прослеживается у Сергея Заплавного во всех трех частях исторического романа. Человек того времени не мог сомневаться в вере, не мог покуситься на идеи и ценности православия, которые ему с детства преподносили как непреложные абсолюты. И его самоопределение и самоосуществление всегда было связано с верой. Можно даже сказать, что связь человека с церковью строго детерминировалась, она из традиционной основы бытия, с заданными моделями существования, приводила к самопознанию необходимости обретения истины и веры.

Вера была для русского человека естественным состоянием, без которой он не мог реализовать себя в земной жизни. Русские люди были убеждены, что Православие самое чистое, незамутненное (из трех ветвей протестантизм, католицизм, православие) христианство, оно не рассудочное, не рационально, а сердечное, чувственное, ибо вера Христова - сердечная вера. Главным в русском человеке провозглашались его духовность, которая, по сути, отождествлялась с набожностью и благочестивой жизнью. В романе описано как Кирилла Нечаев сын Федоров сочетался браком с Анной, дочерью татарского князя Тояна. Батюшка Агафон, встречая молодых людей, в церкви напутствует их: _«Все_богатства_мира_нам_Бог_дарует._Семья_-_это_малая_церковь._Супруги_–_единое_тело._Их_совместная_жизнь_не_что_иное,_как_служение_Господу_нашему_Предвечному._Вступающий_в_христианский_брак_удостаивается_ангельского_чина»._Очень целомудренная, великая любовь показана между персонажами романа Боженкой и Даренкой. О такой любви надо слагать поэмы и песни, легенды и романы. Жизнь их разлучила и красавица Доренка, чтобы не достаться не любимому свое прекрасное лицо испортила. _«Сначала_колючками_чертополоха_его_нажгла,_а_потом_ранки_навозом_затерла,_вот_кожа_и_воспалилась»._Воспевание любви прекрасны в любую эпоху развития России. Она незримыми узами удерживает сердца любящих и держит в взволнованном состоянии наши чувства.

Любовь не защищает людей от ударов судьбы, как это случилось между Боженкой и Доренкой, но смягчает удары и, покоряясь великому чувству, человек преодолевает на своем пути все преграды и невзгоды жизни.

Сергей Заплавный в описании любви героев своего романа отразил все оттенки любви, чувства и поступки ею порожденные: отчаяние, ярость, страсть, глубокие переживания, заблуждения, сомнения и радость. Такое описание любви в романе Сергея Заплавного взращивает в нас читателей добро, целомудрие и хранит нас от всяких напастей и неожиданностей. Прекрасный роман Сергея Заплавного «Клятва Тояна»; в конце третьей книги он уведомляет читателей о том, что работает над четвертой книгой, в которой расскажет об одном из первостроителей города Томска (Тобольском голове) и который станет его воеводой. Книга будет называться «Воевода Тырков». Будем с нетерпением ждать нового исторического романа....