Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ИСТОРИЯ ОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ


Время от времени в литературной критике поднимается воп­рос об исторической прозе. Речь идет об адекватности или не­адекватности исторических событий, личностей, отраженных пи­тателями в своих произведениях, пишущими на исторические темы.

Достаточно напомнить споры литераторов и историков о произ­ведениях В. Пикуля, В. Чивилихина, Д. Балашова, имевшие большой общественный резонанс среди интеллектуалов России.

Огромный интерес у читателей вызывают произведения А. Сегеня «Государь Иван III» и В. Личутина «Раскол», недавно опуб­ликованные в журналах «Наш современник» и «Москва».

В газете «Завтра» православные писатели В. Крупин и В. Личутин вновь обращаются к этой теме. В. Крупин сомневает­ся в том, что исторические события, отстоящие от нашего време­ни на сотни лет, могут быть точно воспроизведены сегодняшним писателем.

Писатель, по его мнению, взявший на себя труд воспроиз­вести события прошлых эпох, впадает в грех, т. к. фантазирует, додумывает события, которые он не видел, не ощутил, не был их современником. В. Личутин придерживается противоположной точки зрения. Он говорит о том, что каждый писатель-сочини­тель имеет право на свое видение исторических событий, о воз­можности воссоздавать мир ушедшего быта по сохранившимися документам, свидетельствам современников, историческим памят­никам и т. д. Когда погружаешься в споры писателей, то начина­ешь думать о том, что развертывающаяся полемика между двумя писателями являет собой психологический параметр социального и нравственного опыта сочинителя. Полемика основывается на том, что между различными точками зрения исторического виде­ния происходит передача сообщений, представляющих собой субъективный взгляд, вымысел, знания, жизненный опыт худож­ника слова.

Споры об исторической прозе припомнились мне в связи с чтением прекрасного исторического романа «Клятва Тояна», со­стоящего из двух книг, известного томского писателя и поэта Сергея Заплавного. Скажу сразу, чтение первой части романа «Царская грамота» очень увлекательное, требующее усилий и зна­ний истории России, первой русской Смуты.

Молниеносные пробеги мысли писателя, сопрягающего собы­тия, отдаленные друг от друга в пространстве и во времени, зас­тавляют не только сосредоточиться во время чтения, появляется потребность покопаться в словарях и исторических книгах, отра­жающих Смутное время, рассчитать последовательность исторических событий, которые выведут меня, читателя, из лабиринта интриг просветленным и умудренным.

Широко и свободно вводя документы той эпохи, С. Заглав­ный помогает воссоздать дух времени, раскрыть внутренний мир (нередко и внешний облик) героев, а подчас документы играют и сюжетно-композиционную роль. Каждому характеру персонажа С. Заплавный создает свой собственный словарь, язык воли, стра­стей. Человеческий характер, одушевленный и воплощенный в деяниях праведных и неправедных, показан писателем в разных ракурсах. Увиденный автором мир людей в различных ситуаци­ях приобретает жизненную полноту, дающую представление о каждом персонаже того далекого времени. И в этом конгломерате людей, наделенных недюжинными способностями, волей, стремя­щихся к созиданию или к разрушению, со своими привычками и традициями, писатель воскрешает многомерный, бесконечно слож­ный внутренний мир своих героев Смутного времени в России. Первая часть романа «Царская грамота» повествует о начале XVII века, о приезде в Белокаменную томского князца Тояна Эрмашетова из скотоводческого племени Эушта. _«Далеко_осталась_Эушта._Даже_ecлu_стать_птицей_и_подняться_на_второе_небо,_ее_не_сразу_увидишь._Надо_лететь_90_дней_–_столько_зарубок_сделал_Тоян_на_передке_своей_кибитки..._Никогда_не_повидал_Тоян_своего_городка_дальше,_чем_на_20_зарубок,_а_тут_оказался_чуть_ли_не_посреди_света._Не_вмещает_душа_таких_просторов,_одиноко_ей_в_них_и_тревожно,_ново._Владеть_столькими_земля­ми_может_только_великий_царь._Как_он_встретит_Тояна,_до­пустит_ли_к_себе»_–_так описывает душевное состоянию Тояна писатель. Допустил до себя Тояна царь Борис Годунов не без помощи государственников, державников того времени, таких как Нечай Федорович Федоров, который понял, что не от хорошей жизни проделал такой длинный путь князь Тоян в Москву. Тоян Эрмашетов хотел заручиться поддержкой со стороны Москвы, получить от царя Бориса Годунова официальный документ – грамоту, что его земли, в случае набегов со стороны воинствен­ных степняков-набежчиков, будут надежно защищены Россией. Царь Борис Годунов дает такую охранительную грамоту и ставит условие перед князем Тояном, чтобы тот поставил в своей вотчи­не город на реке Томи. _«Даю_тебе_мое_подданство,_Тоян-Эуш-та,_–_молвил_царь_Борис_Годунов_при_встрече._–_Тебе_и_твоему_народу._Теперь_вы_будете_за_спиной_Москвы_цельно_и_неразрывно._И_будет_у_вас_на_Томи_ставлен_город_со_всеми_устройствами»._

И такой город появился на Томи в 1604 году – город Томск. Паломничество Тояна в Москву является событием историчес­ким. Рассказ о путешествии князя Тояна приближается к жанру хроники. Посещение им и его челядью сибирских городов Сольвычегодска, Верхотурья, Тобольска, Сургута, Тюмени но­сит характер свидетельств. Поражает язык этой эпохи, простота образов, общение людей разного социального статуса, проявля­ющиеся почти в протокольном характере тем разговоров, описа­ний времен года и т. д. Содержание разговоров героев романа прочно связано с фабулой, построенной в соответствии с основ­ными этапами путешествия сибирского князя Тояна. Написание исторического романа основывается на соблюдении правил че­редования событий, требующих, чтобы исторические отрезки вре­мени перемежались в соответствии с главной идеей произведе­ния. Эта идея у С. Заплавного строго прослеживается во всех главах первой части романа.

Как исторический романист, С. Заплавный изображает лю­дей того времени такими, каковыми они были на самом деле (исходя из исторических документов, свидетельств и опыта писа­теля), не преувеличивая страданий и радости героев, которыми плотно населил свой роман. Мерилом достоверности описывае­мых персонажей, их поступков является интерес читателей, же­лание их дочитать роман до конца. Как читатель очень заинтере­сованный, критически относящийся к появлению исторических романов, научных трудов о Сибири, свидетельствую: роман по­разил меня глубоким, тончайшим проникновением автора в про­тиворечивые процессы Смутного времени.

Да и сами персонажи, выведенные писателем в романе, очень противоречивы. Чем дальше дистанцируется писатель от идеала человека (а есть ли такой идеал в жизни? Он как идеализирован­ный объект существует только в голове автора, но не в действи­тельности), тем больше характерного оказывается в распоряжении сочинителя. Роман плотно населен яркими запоминающимися пер­сонажами, которые вступают в противоборство друг с другом. С одной стороны, это уже упоминавшийся дьяк приказа Казанского и Мещерского дворца, ведавшего Сибирью, Нечай Федоров (своего рода министр того времени), тобольский письменный голова, в будущем – один из первых томских воевод Василий Тырков, ка­зацкий десятник Баженка Константинов и прочие сыны Отече­ства, с другой – царские дьяки Афанасий Власьев и Богдан Сутупов, сын Нечая Федорова Киринка, другие сторонники Лжедмит-рия – Гришки Отрепьева, готовые за власть и деньги отречься от всего родного, «перевертни», как их называли в ту пору. Конф­ликт между «державниками» и «западниками» живо напоминает события сегодняшнего времени. Это делает роман злободневным, тесно увязывает прошлое с современностью, придает повествова­нию динамичность и поучительность. Особо стоит сказать о то­больском письменном голове, чиновнике государственного мышле­ния Василии Тыркове. Размышляя о прожитой жизни, он вспоми­нает покойного деда Елистрата Синицу, который своей мудростью в течение долгого времени выкорчевывал недомыслие Василия Тыр-кова. Вот каким предстает перед нами Елистрат Синица: _«За_гре­хи_предков_своих_при_рождении_он_корявое_тело_получил_–_спина_горбатая,_кожа_дряблая,_как_у_иссохшейся_репы,_волосья_дыбом_во_все_стороны_торчат_–_хоть_промасливай_их,_хоть_режь_под_корень._Улыбчивый,_ласковый,_полетный,_златоуст_–_каких_на_тысячу_и_один_не_сыщется._Как_учнет_разговоры_гово­рить,_кроме_его_в_тот_час_никого_и_на_свете_нет._Похож_на_залетную_птицу._Поэтому,_видать,_и_нарекли_его_Синицей,_а_не_Грачом_или_Репой_или_как-нибудь»._Общение В. Тыркова с такими людьми, как Синица, подпитывало ум и душу тобольского государственного мужа. Человеку, наделенному властью над людь­ми, насущно необходимо воздействие на него добрым словом за его деяния, а также воздействие природной среды. Для души при­рода целительна: она возвращает Тыркову утраченный настрой, она умиротворяет его самой своей прелестью. Он часто вспоминает предков, провидцев, предсказывающих с широтой ассоциаций, на какую сам не был способен, судьбу России. Описание в романе Заплавного усиливает впечатления от всего значительного и пре­красного, что происходит с его героями, и позволяет читателям получать эстетическое удовольствие. По этой причине описание рек, озер, неба, постоянно меняющего пейзажа позволяет духу получать двойное удовольствие. Прочитаны последние странички первой части исторического романа Сергея Заплавного «Клятва Тояна», и невольно начинаешь находить исторические параллели между Смутным временем начала XVII века и концом XX столе­тия в России. Есть такое понятие – изоморфное отображение, когда элементы одного множества полностью совпадают с элемен­тами другого множества. Конечно, нельзя механически экстрапо­лировать события Смутного времени Бориса Годунова на события, происходящие в сегодняшней России. Но какие-то элементы, не все (гомоморфное отображение), совпадают. Грязное, бесстыдное, кровавое первоначальное накопление капитала отдельными людь­ми за счет государственной собственности, которую создавало (ма­териальные и духовные ценности) не одно поколение людей, сде­лало Россию криминальным государством: бандитизм, грабеж, рас­путство стали более привлекательными и этически приемлемыми, чем труд крестьянина, рабочего, врача, учителя. Мне представля­ется, что православная церковь – это единственная объективная сила, которая дает сегодня жизненно необходимые нравственные ориентиры людям. Она оформляет национальные идеалы России, как и в период XVII века. Жизнь в стране должна измениться к лучшему, она не нарушится из-за отдельных людей, составляющих пятую колонну, не все подражают им. Справедливость, благочес­тие, добродетель, национальный идеал в определенные периоды жизни России начинают доминировать над бесовскими, разруши­тельными силами, когда божественное откровение соединяется с нравственным долгом перед родиной. С нетерпением жду продол­жение (вторую часть) романа «Клятва Тояна» С. Заплавного, и дай Бог ему здоровья и благополучия в наше многострадальное время.