Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПОЭТИЧЕСКАЯ СВЕТОТЕНЬ ДВУХ ФИЛОСОФОВ


По признанию многих отечественных и зарубежных критиков русская литература философична. Одно лишь разъяснение должно быть сделано мной с самого начала.

Я не сомневаюсь в подобном тезисе и в подтвержденье решаюсь написать статью о своих молодых коллегах, кандидатах философских наук, уверен в будущем профессорах: Чернышове Денисе и Шлякове Алексее.

Занимаясь серьёзно наукой, они в тоже время подсели, можно так выразиться, на иглу поэзии и вряд ли соскочат с неё. И хотя философия доминирует в повседневной деятельности, но кто знает, что их ждёт впереди…

Д. Чернышов так выразил своё отношение к поэзии:

_Поэзия_–_умиротворение,_
_Хрустальный_свод_благодати._
_Обняла_руками_колени_
_Боюсь,_что_на_всех_не_хватит._

А. Шляков на вопрос о влиянии поэзии на него написал:

_Писать._Писать._
_Чтоб_выжать_до_остатка_
_Всё,_что_ещё_осталось_от_мрака,_
_От_грязи,_от_безумств,_
_От_знака_рака._
_И_от_сомнений_свойственных_так_мне._
_Сижу._Пишу._Дышу._

Авторами создана философская языковая среда: лексика, интонации, построение фраз и сюжетные ходы привязаны к формам многообразной жизни. Две линии жизни, две стези наличествуют у Шлякова и Чернышова – первоначальная стезя избранничества – философия, вторая линия жизни – поэзия, угнездившаяся в душах учёных.

У них свой нрав, характер, они несут в себе черты определённого человеческого типа и неповторимые черты сегодняшнего времени. Творческая лаборатория двух поэтов одного возраста различна, факт разительного несходства налицо. Если Д.Чернышов много пишет о природе и любви в своей книге «Где облака всегда легки» (философская лирика), то А.Шляков в своих стихах и песнях, он известный бард Сибири, пишет о восприятии мира, своём отношении к нему. Его воображение рисует одну за другой картины, проникнутые самыми различными настроениями, но с каждой картиной у читателя крепнет ощущение, что поэт остаётся неизменно верен одному, всё углубляющему чувству. Причём прелесть стихов А.Шлякова именно в том, что здесь не пустая игра образами, все они основаны на глубоком чувстве постижения мира и себя в этом мире.

_Не_пел,_хрипел,_как_будто_смерть._
_Уже_жила_в_убогом_теле._
_И_так_хотелось_мне_успеть_
_Сказать_кто_–_я,_на_самом_деле._
_Как_лошадь_загнан_в_пене,_в_мыле_
_И_надо_б_пристрелить_коня._
_Друзья_давно_бы_пристрелили,_
_Да_только_нет_их_у_меня._

В сетованиях и восторгах, вопросах и сомнениях относительно своего места в мире, любви, которыми наполнены стихи Д.Чернышова и А.Шлякова вырастает из непосредственного опыта эмоциональной жизни поэтов, отраженной особенностями духовной атмосферы нашего времени. Все поэты пишут о страданиях любви, но, в противоположность большинству, у Д.Чернышова они пока отсутствуют. В его стихах нет неразделённости или коварства, предательства, несчастной любви. Его возлюбленные трогают его сердце, чувствуется в его стихах сквозит определённость, основанная на опыте, отсюда неуловимое сочетание детскости и взрослости. В этом единстве выступает органическая целостность, связанная с восхищением земных человеческих радостей.

_Когда_на_земле_не_хватает_любимых,_
_Я_всех_призываю_друзей_невидимок,_
_Чтоб_эту_тоску_разогнать_и_поджечь,_
_Охапкой_забросив_в_небесную_печь!_
_И_тем_утолив_нескончаемый_голод,_
_Рассыпаться_звездами_лунных_иголок._

С помощью стихов философы создали свой собственный мир, полный экстатических видений, куда нелегко проникнуть непосвященному. В самых обычных вещах, они находят сущностную основу бытия, и нередко какая-нибудь банальная и незначительная деталь обретает истинный смысловой ряд. Иногда их стихотворения строятся на всё более изощрённой ломке синтаксических норм. Однако эта ломка, обусловленна стремлением к предельной ассоциативной сжатости и ритмической музыкальности.

Д.Чернышов:

_Туча,_как_чьё-то_большое_тело,_
_Над_беспросветной_тоской_висела;_
_Сквозь_фиолетовые_туманы_
_Мерцали_её_золотые_раны._



А.Шляков:

_В_кулаке_счастье._
_В_ладони_–_несчастье._
_В_кулаке_победа._
_В_ладони_хлеб_для_лошади._
_В_щепотке_соль._
_В_щепотке_крестное_знамение._

Не нужно, однако полагать, что указанные ассоциативные стихи являются самодовлеющими в их творчестве.

Они намеренно сдвигают органические отношения содержания и формы, как иллюстрацию к созвучию, скрепляя внутреннюю мелодику стиха, оттеняя важность темы.

Одно из важнейших средств достижения этого эффекта – краткость стихотворений, лаконизм их художественных средств, дающая возможность читателю сразу охватить и освоить текст в целом, погрузиться в смысловую атмосферу стиха. Такой эффект погружения достигается высоким умением тонко и разносторонне подойти к теме, увлечь читателя, который идёт за поэтом. Проиллюстрируем следующими строчками поэтов: А.Шляков в минуты смятения и сомнения написал:

_А_меня_забудут_послезавтра._
_Завтра_я_напомню_о_себе._
_И_ещё_один_не_нужный_автор._
_Крест_поставит_на_своей_судьбе._
_За_столом_не_слышно_моих_песен._
_Под_столом_не_слышен_лёгкий_стон._
_Скоро_стану_я_безынтересен._
_Мир_со_мною_был_вам_слишком_тесен,_
_Без_меня_просторней_станет_он._

А вот строчки Д.Чернышова и тоже отражают эсхатологическую тональность:

_Закат_утирал_мои_горькие_слёзы,_
_Из_сердца_вытаскивал_беды-занозы_
_Сомнений,_предательств,_напрасных_обид,_
_Им_всем_придавая_чарующий_вид._
_Чтоб_жизнь_изживая_от_края_до_края,_
_Я_после_встречал_их_на_улице_рая._

В этих небольших стихотворениях явственно соотносится личное трагическое мироощущение с событиями, происходящими в России, т.к. они накладывают особый отпечаток на жизнедеятельность каждого человека. Их монологи живо напоминают сетования людей недовольных сегодняшней жизнью. В их стихах через собственную судьбу и судьбу своих близких чувствуется переосмысление ценностей, что вносит тревожные и глубоко пессимистические ноты.

Они остро чувствуют не только финансово-экономический кризис, а прежде всего духовный кризис в России.

Голоса их звучат иногда по разному, но общее у них одно – чувство Родины, которая у них в сердце и душе навсегда.

Это чувство проявляется через восприятие родной природы. Своими стихами А.Шляков и Д.Чернышов демонстрируют верность животворной стихии русского языка, русской природе, русской поэзии, философии, верность России.

Д.Чернышов:

_На_розовой_иве_печали_
_Три_ангела_мирно_молчали,_
_И_та_тишина_и_покой_
_Лилась_над_вселенской_рекой,_
_Прощая_чарующим_видом_
_Туманы_её_и_обиды._



А.Шляков:

_За_звездою_с_хвостом_лиловым,_
_Суетливо_тени_кружат._
_Блинчики_с_росой_сосновой,_
_Подавались_нам_на_ужин._
_И_сухарики_из_кедра,_
_И_березовый_напиток._
_Хорошо_прохладой_ветра_
_Утереться_пред_молитвой._

В этих небольших стихотворениях философы – поэты рассматривают природную красоту, как отражение Бога, и находят её сущность в пропорциональности и соразмерности формы предметов. В своих чувственно-рациональных, душевных, романтических стихах они гипнотизируют оригинальностью, тонкостью и глубиной мысли читателя, обновляя их чувства и разум. Жанровая композиционная природа поэзии Д.Чернышова и А.Шлякова достаточна ёмкая и разнообразная, как и само её содержание, а поскольку они занимаются наукой, то их некоторые стихи идут от ума, спорадически явственно обнаруживая философское отношение к миру.

Алексей Шляков и Денис Чернышов ещё не достигли предельной для себя высоты творчества и глубины мысли в поэзии и философии, и будем надеяться, что они порадуют, нас читателей, своими книгами, в которых отразят определённую систему ценностей современной русской цивилизации.