Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПРОСТОТА И ВОЗВЫШЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА


«Два ангела сидят у меня на плечах:

ангел смеха и ангел слез.

И их вечное пререкание - моя жизнь».

    Василий Розанов.



В этом году Василию Шукшину исполнилось бы 85лет. Сорок лет как нет его с нами и почитатели таланта писателя, режиссера, артиста часто задаются вопросом, что мог сделать Василий Макарович, проживи до этих лет. Но так устроен природный мир, что человеку ни дано знать, когда он родится, а когда покинет этот мир. Ни тело, ни душа человека не свободны; они связаны с законами природы и времени; можно не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них невозможно. И только духу человека, духовное бытие предстает проявить себя в различных сферах деятельности, раскрывающих личностные стороны творца, многообразные душевные переживания, запечатленные в их творениях.

То, что удалось сделать Шукшину в трех ипостасях за 16лет, как последовательность ступеней его духовного самоопределения в мире и в самом себе, и нашедшего себя в творчестве, не хватило бы иным и трех жизней. Написанные романы Шукшиным «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» дают нам представление о большой проделанной работе с документами разных эпох. Писателем объективно показаны участники тех далеких и судьбоносных исторических драм. Важным композиционным, смысловым содержанием этих романов и рассказов является мотив, который писатель – историк вносит в повествование драматический элемент, позволяющий Шукшину держать внимание читателя с неослабевающим напряжением. В сознании писателя общественное и онтологическое зло, иногда на бессознательном уровне, выступает в единстве. Степан Разин, его соратники и Любавин Емельян Спиридонович со своими сыновьями (из романа «Любавины») совершают злонамеренные поступки исходя из целесообразности, социальной неустроенности, незащищенности своего времени.

Читаешь эти романы, многие рассказы и приходишь к пониманию того, что жестокость, цинизм проистекают от страдания людей, Шукшин словно ищет исполнение завета Спасителя о том, что «…где двое или трое страдающих собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18;20). В одной из записных книжек он написал: «Культурный человек…Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант». Эти строки, можно отнести, прежде всего, к самому Шукшину. Мною написано несколько статей, посвященных разнообразной деятельности Василия Шукшина, а именно: кинематографической, драматургической, публицистической.

В этой статье речь пойдет о Шукшине – рассказчике, которого некоторые исследователи ставят в один ряд с Чеховым, Буниным, Г.Успенским. В интервью, газете («Правда» от 22 мая 1974года), Шукшин поведал читателям о своих замыслах: «Я решил твердо: из всех мук, в которые влюблен, избираю лишь одну литературу. Покину Москву и вернусь в свой родной край – в Сростки. Там, в Сростках, буду жить и работать. Самая потребность взяться за перо лежит, думается, в душе растревоженной. Трудно найти другую побудительную причину, чем ту, что заставляет человека, знающего что – то, поделиться своими наблюдениями, опытом, знаниям и с другими людьми».

К великому сожалению писатель не осуществил задуманное, через несколько месяцев его не стало. О Василии Макаровиче написано сотни статей и книг, ему посвящены огромное количество стихов, его знали миллионы зрителей и читателей, об одном читателе и зрителе хочу сказать особо. В 2009 году в Москве вышла книга, «Дорогая моя, бесценная…» посвященная 100 – летию матери писателя Марии Сергеевны Куксиной – Шукшиной, воспоминания многих авторов об этой славной женщине. Ренита Григорьева, режиссер и сценарист рассказывает, как однажды она с Марией Сергеевной находились на Новодевичьем кладбище у могилы Василия Макаровича, сидим на скамеечке «и к нам подходит Косыгин Алексей Николаевич с дочкой Людмилой, у него там недалеко жена похоронена. «Вы, наверное, матушка Василия Макаровича»? И обнял ее, и начал говорить теплые слова о Василии.

Когда отошел, Мария Сергеевна спрашивает: Это кто был – то?. – Косыгин, - говорю, - Председатель Совета Министров СССР». И еще заметим именно Косыгин, один из самых выдающихся, уважаемых людей советского времени, дал указание похоронить Василия Макаровича на самом престижном кладбище России. Шукшин в своих рассказах расширил для литературы область возвышенного, честного и гуманного, показав те причудливые формы, в которые может вылиться добро и зло. Писатель с таким знанием, с таким мастерством раскрывает причудливые изгибы души героев с их вечными исканиями, что сравним в этом. пожалуй, только с Ф.М.Достоевским. У обоих писателей герои со встревоженными мыслями и идеями, с собственным мнением, и с нетерпением принимают такие странные решения, что читатель иногда остается в недоумении, не будучи в состоянии постигнуть всей глубины душевного состояния, взволнованности героя, его намерений и поступков. Эти поступки алогичны, они не продиктованы стяжательством, корыстью, несут неподдельную горечь правды, растраченных иллюзий, обманутых надежд, отражающие языковые, национальные, родовые свойства русского народа.

Шукшин умел найти психологический нерв народности, что помогало ему одинаково правдиво рисовать людей, как деревни, так и города. К этим людям у писателя много жалости и сострадания. В рассказе «Чудик», так звала жена своего мужа, который постоянно попадал в неприятные истории, но намерения у него были нравственные, он постоянно стремился делать добрые дела людям. Получив очередной отпуск, Чудик решил съездить к родному брату в город, которого не видел двенадцать лет. После бурной встречи и воспоминаний, которые не одобрила жена брата: «А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно? – и хлопнула дверью» На другой день, когда все ушли на работу, дети в ясли, школу, Чудик разрисовал детскую коляску, красоту навел и пошел в город, возвратившись с прогулки, он стал свидетелем такого диалога между братом и его женой. «Чтоб завтра же этого дурака не было здесь!- кричала Софья Ивановна. Завтра же пусть уезжает! Да ладно тебе! Сонь…Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается – выкину его чемодан к чертовой матери, и все».

Рассказ «Свояк Сергей Сергеевич» начинается с того, как городские гости приехали в деревню, к родне с подарками, выказывая свое высокомерие и хвастаясь своей зарплатой. Во время пребывания в гостях Сергей Сергеевич учудил, удивил тем, что купил дорогой лодочный мотор свояку Андрею: «Бери…Я их таких десяток могу купить. Помни Серегу Неверова! Пошли. Когда Андрей переступил порожек сарая, свояк вдруг запрыгнул ему на спину и закричал весело: Ну – ка – вмах!...До крыльца.» Почему – то вспомнился случай с Л.Н Толстым, который тоже чудил и удивлял своих гостей. Однажды одна из дочерей решила познакомить своего молодого человека с родителями, Толстой благожелательно отнесся к претенденту на руку и сердце дочери и, гуляя по аллеи в парке, вдруг неожиданно (наклонился поправить лапти) запрыгнул на спину собеседника, продолжая разговор. Герои Василия Макаровича – часто неустроенные в жизни, но честные, со своими идеальными представлениями, проявляющие беспокойство, когда пытаются сделать добрые дела.

В рассказах «Горе», «Штрихи к портрету», «Жена мужа в Париж провожала», «Алеша Бесконвойный», «Жил человек», «Дядя Ермолай», «Привет Сивому», герои не имеют предшественников в нашей литературе. Персонажи рассказов писателя, уязвленные смыслом, делать добрые дела, но часто их деятельность приводит к противоположному результату. Шукшин, как художник не может не любоваться своими чудаковатыми героями, спешащими делать добро, но попадающими в невероятные истории, как бы против своей воли, делающие осуждающиеся людьми поступки. Через внешнюю оболочку, через все поверхностные, порою случайные и вседневные, обыденные дела людей, писатель проникает к глубинным помыслам человека, его душевным устремлениям.

Странное ощущение испытываешь от рассказа «Микроскоп» и вновь переживаешь с Андреем Ериным – главным персонажем – его страсть к необыкновенному, непознанному. Об этом же речь идет в рассказе «Упорный» шофер Моня Квасов вознамерился построить вечный двигатель и поражает своим мышлением и изобретательностью людей, пытающихся вникнуть в его неосуществимое, по определению, изобретение. В рассказе «В профиль и анфас» старик увещевает молодого механизатора, способного хорошо трудиться и зарабатывать, но пьющего, что он, имея способности и золотые руки, мог бы безбедно жить. «А мне не надо столько денег, - словно подзадоривая старика, сказал Иван. – Ты можешь это понять? Мне чего - то другого надо». Вот это «другое» составляет суть многих рассказов писателя.

В рассказах Шукшина проявляется русская черта характера, душа требует понимания, происходящих процессов в мире и осмысления для чего живет человек. В рассказе, «Верую». Максим Яриков говорит непонимающей его жене, что болит душа. «Вот она, здесь, - болит! – Максим показывал на грудь, - Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую - болит». Максим спрашивает у приехавшего к соседям родственника священника, болит ли у духовных лиц душа? Они под водочку, ведут неспешную беседу и в своем комизме, с плясками и бессвязными нравоучениями Максим убеждается, что священники такие же простые люди, а значит и у них болит душа. Рассказ «Штрихи к портрету» поражает устремлением Князева Николая Николаевича, мастера по ремонту телевизоров, сформулировать, на современном этапе развития человечества, справедливое, целесообразное государство. Свои идеи, над которыми работал несколько лет, он увековечил в нескольких тетрадях и предлагал их разным людям, для ознакомления с его системой государственного переустройства. Князев, интуитивно понимая, что общество является сложным противоречивым, взаимосвязанным, целостным организмом, пытается устранить посредством государства негативные, противоречивые тенденции, например: решить проблему с коррупцией, узаконить справедливость во всех социальных слоях общества.

Процитирую небольшой фрагмент из его сочинения: «Государство – это многоэтажное здание, все этажи которого прозваниваются и сообщаются лестницей. Причем этажи постепенно сужаются, пока не останется наверху одна комната, где и помещается пульт управления». Этим пультом управляют высококвалифицированные специалисты государственники. В рассказе «Непротивленец Макар Жеребцов», так звали почтальона, который на уровне своего интеллекта вмешивается в житейские дела односельчан. Макар, увидев идущего навстречу знакомого (сократовский метод), начинал интересоваться делами семьи, при этом вопросы его были въедливыми, а сила нравоучений становилась оскорбительной, когда он давал советы. В душе у слушателей прорастал протест против морализатора, и он иногда был бит. А сам Макар после очередного диалога сокрушался: «Я сам не знаю, как мне их: жалеть или надсмехаться над ними. Хожу, гляжу – охота помочь советом каким – нибудь. Потом раздумаешься: да пошли вы все…Как жили так и живите кроты». Шукшинские персонажи, борясь со злом, чувствуют его переизбыток, не оттесненного добром. Зло рассеяно в мире, оно – каждодневная реальность и выражается в предательстве, алчности, стяжательстве, лжи, лицемерии. Это показано в рассказах: «Привет Сивому», «Крепкий мужик», «Раскас», «Беспалый», «Степкина любовь», «Осень», «Обида»,

В этих характерах Шукшин выделяет одну ведущую черту (любознательность) и обыгрывает ее в комедийно – сатирическом ключе. В цепи восприятий данных персонажей внимание дробится между другими второстепенными персонажами, поэтому они не выделяются так, как выделялись, будь они одни. Тема по сути своей в данных рассказах, несмотря на юмор, христианская, созвучная Достоевскому. За всеми этими странностями и несуразностями героев просматривается здравое усилие реализовать одну сверхзадачу – понять людей, их поступки, а через них и самого себя. Человеку даны от Бога определенный способ телесного существования, особая форма душевной жизни, духовного бытия. Все многочисленные рассказы писателя незамысловаты в сюжетной линии, они просты и складываются из повседневных буден, забот о хлебе, одежде, из привычных дел, на которые уходит отпущенный человеку срок, и в то же время они дают надежду, в них нет пошлости, есть удивление, возвышенность.

Простота и возвышенность - главнейшие черты и отличительный признак творчества Шукшина. Простота – это почти всегда красота, так как естественна, будь то в искусстве, в слоге, в манерах, одежде. Неподдельность, живость, удивление, описание чувств. страстей, то сильнейшее действие, которое персонажи произведений писателя производят на читателя. Как действие музыки принадлежит, прежде всего, звуку, так слово Шукшина влияет на чувства и разум читателя, Его слово, объективно отражает внешний и внутренний облик человека, не искажает природную сущность, не приводит к омертвлению духовного мира человека, а наоборот возвышает, открывает читателю, что есть подлинно главное и ценнейшее в жизни. Слово Василия Шукшина дает нам читателям нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести наказание и жертвы. Закончить свою статью о Василии Макаровиче, хочу простыми строчками читателя и почитателя Шукшина Леонида Чикина:



_«Как_ценил_он_людей,_Как_любил._
_Жаль_–_как_любят_его_–_Не_увидит»._