Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ЧАША БЫТИЯ


При жизни Владимира Алексеевича Солоухина его произве­дения не были обделены вниманием миллионов читателей. Раз­носторонность писателя поражала, и что бы он ни писал - расска­зы, романы, стихи, очерки, повести, статьи - все было интерес­но. Не помню точно, в каком году (80-е) «Литературная газета» провела социологический опрос среди интеллектуалов страны: « Кого из современных писателей вы читаете с удовольствием?».

Солоухин был самым читаемым в кругу людей разного уровня интеллекта. Любопытно, что при жизни писателя о его творчест­ве литературные критики почти не писали. Видимо, солоухинские произведения были настолько безупречны по отбору мате­риала, фактам, документам, что критикам ничего не оставалось, как солидаризироваться с мыслями и идеями писателя... Как много знающий, взыскательный художник слова, Владимир Алексеевич много размышлял над каждым произведением, кото­рое после долгих, трудных поисков оказывалось самым простым, хотя и писалось порою, о сложных проблемах человеческого бы­тия. Наверное, в этой простоте, незамутненности, прозрачности каждого произведения - успех писателя. Нельзя не согласиться со Станиславом Куняевым, предпославшим небольшой коммента­рий к «Чаше», в том, что Солоухин - «крестьянский аристократ, русский патриот, всемирно известный писатель». Очень краткая, точная характеристика писателя. О крестьянском аристократизме свидетельствуют люди, близко знавшие писателя. Об этом пишет в своем дневнике жена писателя Роза Солоухина (журнал «Юность», №7,8,10 за 1998год). Надо признать, что писателя «тянуло» не только к аристократам духа, но и вообще к аристо­кратам сословного происхождения - дворянам, князьям. Об этом он пишет в «Чаше». Но нужно также признать, что Солоухин во многих своих произведениях подчеркивал свое крестьянское происхождение, свои духовные истоки и корни, идущие из на­родных глубин. Читаю «Чашу» и думаю, к какому же жанру ли­тературы ее отнести? Сам писатель в разговоре с главным редак­тором журнала «Наш современник» Куняевым назвал ее «книгой размышлений» о встречах с русскими эмигрантами, чашей бы­тия». Но меня не покидает мысль о том, что «Чаша» в какой-то мере продолжение лирических миниатюр «Камешки на ладони», которые так полюбились миллионам читателей. Эти «Камешки» я перечитываю который раз и не перестаю восхищаться Солоухи­ным - литературоведом, эссеистом и мыслителем. Каждый его разбор исторического факта или высказывания ученого, анализ стихотворения - это пиршество мысли, знаний и оригинальности. Оригинальность есть там, где есть независимость суждений. Она всегда присутствовала у Солоухина, т.к. почти все произведения он писал от своего «Я». И вот последнее произведение писателя «Чаша» - ей предшествовало более трех десятков изумительных книг. Если, сформулировать кратко, изложить свое видение, то мне представляется, что это - книга о жизни и смерти, о смысле человеческого существования. Это диалог с эмигрантами «первой волны» и теми, кто оставил о себе память в истории развития русской цивилизации. Начало книги «Чаша» прямо ориентирует читателя на то, что она последняя. Речь идет о возрасте писателя и о дорогих могилах близких ему людей. Он пишет: «Ко мне с годами приходит мысль: почему природа, высший разум, Бог, в конце концов, не устраивают так, чтобы человек, умирая, демате­риализовался бы. Умер, возникла струйка пара там, где лежал человек, возникла и растворилась в атмосфере земли». Дематериа­лизация человека связана с признанием бессмертия души. И только в религии эта проблема решается как естественная, само собой разумеющаяся. Вера в Бога подразумевает бессмертие ду­ши. Для В. Солоухина вера в Бога являлась не только опорой мо­рали, но и подлинным самоопределением личности в отпущенное для него время. Писатель в своих произведениях говорит нам, что духовная природа человека, особенно русского, стремится к са­моосуществлению, которое для него самоценно. Можно с пол­ным основанием утверждать, что Солоухин ставит вопрос о влия­нии православия на жизнь русского человека при решении фун­даментальных проблем человеческого существования. Человек, не обузданный верой, являет собой ненасытную жадность, эго­изм, стремление жить за счет других людей, попирая всякую мо­раль общества.

Вспомним его роман «Приговор». Разные мысли приходят пи­сателю при посещении русского кладбища «Святой Женевьевы» близ Парижа. В этих размышлениях, после посещения могил Бу­нина, Шмелева (прах последнего недавно перевезен в Россию), он задается вопросом: насколько талант и нравственность писателя должны соответствовать друг другу. Да, в жизни эти понятия не всегда идут рядом. Мораль продиктована самой природой и вос­питанием, поведение человека, нарушающего моральные уста­новления в обществе, накладывает отпечаток на жизнь людей, прямо или косвенно имеющих отношение к нарушителю нравст­венных императивов. Хорошо известно многим, что свобода од­них часто делает несвободными других. Человек, стремящийся к полной свободе, устремляется к собственной погибели. Достоев­ский в «Братьях Карамазовых» вложил в уста старца Зосимы следующие слова: « Провозгласил миру свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «Имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей». Солоухин пытает­ся дать оценку линии поведения того или иного писателя в пери­од «свободы и демократии» и их произведений с точки зрения морали. Писатель, несмотря на свободу творчества в период де­мократии, вводит такой термин, как «террор среды»: внешне ни­кто вроде не принуждает как писать, но тем не менее, творец не всегда идет вровень со временем и должен реагировать на совре­менные веяния и моду. Он полагал, что в определенные периоды истории, «особенно на стыке веков, русское самопознание как бы раздваивалось». Создавалась такая атмосфера в стране, когда «стало неприлично говорить о России хорошо». Разве сегодня мы не ощущаем «террор среды» в течение десяти лет, когда гово­рить, писать добрые слова о любви к Родине демократами не по­ощряется. Вспомним, как в СМИ шельмовалось понятие патрио­тизма. Можно, конечно, порассуждать о причинах такого отно­шения у интеллигенции к России. Мне представляется, и развал сегодняшней в стране связан с этим. Разорение России - это воз­мездие интеллигенции за нравственное разложение страны. Со­лоухин цитирует стихотворение Бунина (не буду приводить его полностью, а только первые четыре строчки):



_Они_глумятся_над_тобою,_
_Они_о_Родина,_корят_
_Тебя_твоею_простотою,_
_Убогим_видом_
_черных_хат..._



Россия еще долго будет платить дорогою цену за подражание Западу. Сегодня уже нужно думать о формировании националь­ной ителлигенции, и мне кажется, это может сделать Русская православная церковь, являющаяся нравственной опорой обще­ства. Думая о будущей интеллигенции, мы должны помнить о ее высоком призвании и достоинстве, о способности разделить с Россией все невзгоды и без оглядки защищать интересы родины на всех поворотах развития ее истории. Солоухин в своих произ­ведениях и в общественной жизни не менял своих убеждений, и в советское время он ходил молиться в православные храмы, инте­ресовался иконами (вспомним его «Черные доски»). Он был по своим убеждениям монархистом и таковым остался до конца своих дней, он всегда жил настоящим, сегодняшним, оно приоб­ретало в его глазах подлинную ценность. Солоухин обладал по­разительной способностью не просто воспринимать творчество своих собратьев по перу, но и давать им блестящее толкование. В «Чаше» он выступает как литературовед-исследователь, его прозрение - переоценка творчества писателей и поэтов, таких как: А.Ахматова, И. Бродский, Ев. Евтушенко, А. Куприн, К. Баль­монт, М. Цветаева, А. Вознесенский, И. Шмелев, И. Бунин, А. Вертинский, И. Сургучев и др., удивительно. Он резко выступает против писателей с двойной моралью. Этих людей, по его мне­нию, нельзя оправдать, нужно объективно дать их творчеству различные толкования в зависимости от причины, их породив­шей. Он исследуют двойную мораль писателей, их космополи­тизм от мироощущения к мировоззрению, а затем и к системе взглядов - таков путь отдельных деятелей искусства. Измерение шкалы нравственных ценностей писателей, их завышенную са­мооценку, небрежение к родине он связывает с воздействием за­падной идеологии и отсутствием веры. Ну а те из писателей, ко­торые были верны России, по мнению Вл. Солоухина, были часто не в чести у людей прозападного толка, а некоторые не имели права на существование. Он писал: «С. Есенин был глубоко на­циональным поэтом, носителем русской национальной идеи. По­этому он подлежал уничтожению тем или иным способом...».

Интересно последнее устное выступление Вл. Солоухина 19 декабря 1996г., о нем нам поведал писатель В. Морозов. Восполь­зуюсь вольным пересказом. Вл. Солоухина пригласили на пре­зентацию книги «Вымысел исключен» Ю.И. Дроздова, генерала, в прошлом – разведчика. Вл. Солоухин, как и многие приглашен­ные, просмотрел фильм о советских разведчиках « Равных им не было», а когда началось обсуждение фильма и книги, попросил слова. Писатель рассказал случай из истории России X века. Во время крещения Руси, когда один из древних русичей, вождь язычников, завел своих воинов в реку, он выхватил из ножен меч и, высоко подняв над головой, трижды окунулся в воду. Монах-миссионер упрекнул его: «Что же ты сам окунулся, а меч свой не окунул?». И вождь ему ответил: «... Я прошел обряд крещения. Я буду соблюдать Христовы заповеди и даже прощать своих вра­гов. Но меч мой никогда не будет добрым к моим врагам. Меч в моей руке для того, чтобы защищать меня и мое племя, и ему нельзя быть добрым, как мне». Последние слова, произнесенные писателем, потрясли сидящих в зале. По щекам Вл. Солоухина текли слезы. «Я прошу вас, - обратился он к разведчикам, - за­клинаю: держите свой меч сухим всегда!... Вы видите, как наша Россия окружена со всех сторон алчущими «собратьями», кото­рые готовы рвать ее на части, стремясь ухватить кусок пожирнее. Вы видите, как потворствует им потерявшая совесть и страх «пя­тая колонна». Так.. .не дайте же! Не дайте погибнуть Родине».

Через четыре месяца Владимира Солоухина не стало его от­певал сам патриарх Алексий II в храме Христа Спасителя. Похо­ронен писатель (по его просьбе) у себя на малой родине - в селе Алепино Владимирской области.

В России время от времени рождаются выдающиеся люди, талант, достоинство и добродетель которых подобны снопу лу­чей, нам до поры, до времени неведомых, как и судьба их духов­ного наследия. Убежден, великого писателя, патриота и мыслите­ля земли русской Владимира Алексеевича Солоухина будет чи­тать и почитать не одно поколение людей. Он останется для по­томков как один из высших моральных и литературных авторите­тов России.