Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ ПРОСТИТ»


Общеизвестно, с возрастом у людей притупляется восприятие современной жизни. Человек пытается постичь ее, но не всегда адекватен ей, так как он живет как бы в двух измерениях: в про­шлом и настоящем. Время для каждого человека – непостижимый фактор бытия. Люди в стремительном и незримом потоке времени, в калейдоскопе событий пытаются найти свой вектор, чтобы в ду­ше царила гармония воспоминаний, деяний и мечты. Но не всегда это удается. Замечено, что поэты, писатели, ученые с возрастом стараются посредством жизнеописания зафиксировать свою био­графию в документальных повестях и рассказах. -Почему? Да толь­ко потому, что детские и юношеские годы наиболее яркие, эмоци­ональные, сохраняющиеся в памяти до конца жизни. Например, Лев Толстой помнил себя еще в младенческом возрасте. По суще­ству, мы сталкиваемся с тремя ликами времени, тремя фундамен­тальными измерениями нашей жизни: прошлым, настоящем и бу­дущим. Эти мысли навеяла прочитанная мною книга Николая Де­нисова «На закате солончаки багряные», изданная в городе Екате­ринбурге. Поэт в своих прозаических и поэтических произведени­ях не однажды обращался к своему личностному началу жизни. Начало его сохранило яркую, эмоциональную память о минувшем. Вот как он описывает малиновые полосы заката: «Огненные эти закаты и сегодня царапают душу ощущениями неповторимости той поры. В холодных ночах, со льдинками звездного неба, свер­кающими колюче и ярко, над селом вдруг вылущивался серпик месяца». Описание природы вызывает у меня божественный образ в душе, охватить, исчерпать его сущность я не могу. Природа за­предельна, надличностна, и она действует на разных людей по-разному. Меня трогает все, написанное Н. Денисовым, еще и по­тому, что мы – почти ровесники – сибиряки, и мое голодное по­слевоенное детство полностью совпадает с одной лишь оговоркой – в моей семье, как и у многих детей того времени, не было отца, не было коровы – кормилицы. Это говорит о многом... Вся книга состоит из событий, которые отложились в памяти писателя, они «нанизываются» и связаны друг с другом, причем каждый очерк достаточно самостоятелен, внутренне завершен, образует отдель­ную главу. И это относительная автономия очерков наводит на мысль об их новеллистическом происхождении. В небольших но­веллах он заставляет читателя видеть мир таким, как он предстал в воображении ребенка подростка. Автор книги описал предметы быта необходимыми прекрасными, как творения рук человеческих, к чему прикасались родные: мать, отец, братья, дающие представ­ление о сельском опыте того времени. Н. Денисов описал то, что испытали подростки послевоенной поры в очерке «За хлебом в магазин» когда с рассветом, а иногда и с вечера, нужно было за­нимать очередь чтобы получить свою долю. «И можно было бы вполне удовлетвориться скромным их описанием, если бы получа­сом ранее под крышей нашего дома не кипели страсти, не взды­мался угрожающе в руке отца солдатский ремень, не шарил в тес­ноте палатей ухват или сковородник, стремясь добыть меня из-за баррикады пимов сбоек, сухих карасей, чтобы поднять и снарядить в поход за хлебом. Вставать, подниматься было тем тяжелей и невыносимей, что я лишь два часа назад заснул, отложив книжку, которую читал до той поры, пока не кончился в лампе керосин». Мир детства Н. Денисова – это свет и тень его души. Привлека­тельные стороны его детского мира связанные с радостью, обидой юмором, подобны ключам, отмыкающим мысли читателей, даю­щим им возможность узнать не только мысли поэта, но и соб­ственные мы с радостью окунаемся в водоворот людских судеб, описанных автором, и занимаем в этом людском потоке свое место чтобы радоваться и страдать, любить, смеяться и восхищаться Из­нурительный труд, бедствие, нищета, отчаяние, постоянная нужда – все это наставники поэта. Причудливый этот процесс накоп­ления знаний, почерпнутые у жизни, превращается в опыт, а он в свою очередь, оказывается преображением в мысль. Действия и события, относящиеся ко времени детства и юности поэта по­добны явившимся перед читателями в воздухе пленительными картинами. «Подкатывает вечер, предзакатная пора. Схлынет жара от нагретых озер, потянет банным паром, запищат в камышах га­гары, кто-то брякнет в вечерней тишине веслом, поплыв на лодке-плоскодонке за камыши ставить сеть, чтобы снять его с уловом на утреней зорьке...». Эти картины словно пульсирует в нас – чита­телях и не остывают со временем после чтения книги. В ней дет­ство представляется как череда поступков и замыслов, и какие бы побуждения не лежали в их основе (например, замыслили с дру­гом Шуркой Кукушкиным побег из родного села), какие бы дей­ствия ни предшествовали им и ни следовали за поступками и намерениями, они становились отныне опытом в жизни. Поступки в детстве обретали крылья и становились ангелами мудрости и прекрасными порывами. Опыт, приобретенный в детстве, во взрослой жизни, особенно в пограничной ситуации, сослужит огромную пользу. Как заблудивший путник бросает уздечку и доверяет инстинкту лошади, которая отыскивает правильную до­рогу, так и писатель доверяет опыту, который помогает ему в те­чение всей жизни. Н. Денисов пишет: «Стерлись и прощены па­мятью нашей детские обиды и разочарования. Но навсегда оста­лось в душе чистое и сказочное чувство к миру, которое запало в сердце в юную пору, которое жалко и страшно растерять теперь до срока». Прекрасную книгу о своем детстве написал Николай Васильевич Денисов. Люди, по преимуществу, живут настоящим, но прошлое – часть нашего опыта, и мы в повседневной обыден­ной жизни обращаемся к нему, пытаясь найти укрепу в сегодняш­ней жизни. Мы переживаем прошлое со всей силой своих чувств, ибо с ними связаны наши интересы, страсти и даже устремления в будущее. А будущее у автора книги «На закате солончаки багря­ные» сложилось по-разному, но можно сказать, что удачно. Он прошел большой жизненный путь, и это он описал в книге, от ме­ханизатора, моряка, журналиста до известного поэта в России. Н. Денисов в своем разнообразном творчестве обречен на вечное отталкивание от детства и юности, на напряженное ожидание преображение своей малой родины, а значит, и всей России. Об этом его последняя книга.

Закончить свое впечатление от книги поэта хочу строчками давнего стихотворения Н. Денисова:



_...И_душа_выбирает_пространство._
_Нет_пристанища_ей_на_земле._
_Может_быть,_и_не_худшее_дело_–_
_Вознеслась,_упорхнула_в_зенит_–_
_Поразмыслить_над_тем,_что_было,_
_И_над_тем,_что_ещё_кровенит..._