Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ


Стихи Анатолия Федоровича Суздальцева знают немногие ценители современной поэзии. Он редко печатается и, как го­ворят в таких случаях, еще не вошел в обойму известных по­этов России. Но то, что опубликовано в журналах «Наш совре­менник», «Молодая гвардия», «Сибирские огни», являет собой ощущение нежности, радости, тонкой лиричности. Его стихи откровенны, прозрачны, сдержанно-эмоциональны, в них чув­ствуется простота, которая дается огромным житейским опы­том и талантом. Наверное, и я обошел бы своим вниманием стихи Анатолия Суздальцева, если бы не знал его лично. На­писал эти строки и задумался: а знал ли? Нет, пожалуй. Учи­лись на одном факультете Томского университета, он – тремя курсами старше. Здоровались, как принято среди студентов, и все. Университет он закончил более 30 лет назад. Сейчас Анато­лий Федорович живет в Магаданской области, работает в рай­онной газете, о чем сам поведал в стихотворении «Зима на Колыме».



_Коченеют_в_сумрачных_
_снегах_
_Куржаком_обросшие_
_березы._
_Ничего_не_видно_в_ста_
_шагах_
_Сквозь_туман_игольчато-_
_морозный._
_Даже_слышно:_воздух_
_шелестит,_
_Как_фольга,_от_твоего_
_дыханья._

При всем разнообразии душевных переживаний, затрагива­емых тем – поэзия А. Суздальцева объединена общим чувством – чувством любви к родине, природе, женщине.

Это чувство исполнено большой внутренней силы, духовной красоты. Поэтические пейзажи родины присутствуют во многих стихотворениях, хотя он и не произносит это святое для каждого русского человека слово.

Поэт, много повидавший на своем веку, часто возвращается к своим истокам, к малой родине, где он родился и куда, судя по стихам, иногда приезжает. Поэтическое изображение родных мест сочетается у него с непредвзятостью, которая позволяет раскрыть его душевные порывы и думы, соотнести детские впечатления с сегодняшними.



_Напрасно_с_улыбкой_дурацкой_
_Спешил_я_в_то_утро_сюда._
_Затянута_тиной_и_ряской_
_Безвольная_эта_вода._

_..._А_где_же_заветная_заводь?_
_И_вновь_содрогнется_душа:_
_В_местах,_где_учился_я_плавать,_–_
_Сплошная_стена_камыша._



Настроение поэта – в звучащих личностных оттенках на восприятие дорогих ему детских воспоминаний, связанных с реч­кой; он венчает стихотворение такими строчками:



_Стою,_и_смотреть_тяжело,_
_И_болью_в_груди_отдается_–_
_Как_много_воды_утекло,_
_Как_мало_ее_остается._



Впечатление такое, что сегодня на все происходящее в Рос­сии «смотреть тяжело», «все затянуто тиной и ряской».

А. Суздальцев по-разному описывает любимое время года – осень. Уходящая осень с ее цветовым непостоянством меняет ми­роощущение поэта и состояние чувств.

Тонкое наблюдение и непосредственность восприятия, чувство соразмерности, ясности осенних дней заставляют нас, читателей, переживать и даже совершать поступки, т. е. вырываться на природу, чтобы застать чудесные осенние дни, о которых так прекрасно написал поэт:



..._Их_так_немного,_этих_ясных_дней,_
_Прозрачных,_но_уже_холодноватых,_
_А_ночи_все_длиннее_и_темней,_
_И_тише_шум_реки_на_перекатах._

_...И_легче_вроде_бы_забот_житейских_груз,_
_И_не_пугают_мрачные_пророчества._
_Такая_красота,_такая_грусть,_
_Что_плакать_хочется._



Какой же поэт минует тему любви к женщине, но у А. Суздальцева эта любовь, связана с природой, с его отношением к ней. Благоприятная или неблагоприятная перемена в судьбе

влюбленных особенно пристально заставляет всматриваться по­эта в природные явления, словно от них зависит счастье.



_То,_что_мы_называем_судьбой,_
_У_деревьев,_наверно,_иначе._
_Листья_падают_сами_собой,_
_И_береза,_как_женщина,_плачет._..._

_К_потемневшей_шершавой_коре_
_По-сыновьи_прижавшись_щекою,_
_В_бесприютном_сыром_октябре_
_Чем,_родная,_тебя_успокою?_



В жизни людей получается так, что они ищут расположения тех, кому хотят помочь, а не тех, от кого желали бы помощи. В данном стихотворении слышится потерянность, духовная неуст­роенность двух людей:



_Мы_стоим,_цепенея_в_тоске,_
_В_непонятном_постылом_смиренье._
_Чуть_приметно_звенит_вдалеке_
_Паутина_синичьего_пенья._



Грусть, тоска, страдание – вечные спутники талантливых поэтов. В такие минуты рождаются стихи, которые поражают не только читателей, но и самих авторов. А. Суздальцев обладает не только поэтическим даром, но особой зоркостью. Поэт подмечает туманную дымку морозного воздуха, окутывающую дали Севера, и светло-молочное небо с резкими прорывами облаков, и лежа­щие повсюду голубоватые тени на фоне обнаженных ветвей и стволов деревьев. Стихотворение «Лебеди» поражает нас просто­той и безыскусностью, трогает своим чистосердечием и каким-то благоговейным отношением к природе.



_Пролетая_осенью_
_Над_излучъем_рек,_
_Лебеди_на_озере_
_Выпали,_как_снег._

_Улетали,_таяли,_
_Вот_уж_их_и_нет,_
_Только_и_оставили_
_Легкий,_легкий_след._



После этих строк уже не думаешь о тяжести повседневных забот, а испытываешь чувство радости от того, что есть другой мир, который не может быть в разладе с собой и действительностью. Поэт продолжает:



_Скажут:_в_этом_лепете_
_Капли_правды_нет._
_Ты,_деревня_Лебеди,_
_Отзовись_в_ответ._

_Но,_когда_взгрустнется_мне_
_О_краю_родном,_
_Деревенька_Лебеди_
_Машет_мне_крылом._



Видимо, у каждого человека есть своя деревня Лебеди, она – как запасной аэродром, как последняя надежда – малая родина, которая исцеляет от болезней, возвышает душу и дух.

Анатолий Суздальцев – мудрый, спокойный, тонкий худож­ник слова, чья пейзажная лирика дарит радость, побуждает к раздумьям, облагораживает.