Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПОЭЗИЯ ЧУВСТВА


Поэт Владимир Романович Гундарев (1944-2012) – мой земляк. Мое знакомство с его поэтическим творчеством не ограничивается только знаменитой песней «Деревенька моя», хотя, не скрою, интерес к нему как к поэту и человеку пролег через эту песню. Она привела меня к более обстоятельному прочтению книг поэта и, соответ­ственно, к пониманию его творчества. Поэзию Гундарева можно сравнить с негромким многоголосием, которое не утратило све­жести с годами, а обрело ровное спокойствие, несмотря на рас­шатанное трагической встряской в последние несколько лет здо­ровье России. За назойливым, раскатистым грохотом дней, кои­ми живет Россия, он умеет увидеть оттенки современной жизни и оценить тех, у кого есть нужная тональность и слова по отноше­нию к своему Отечеству. Как русский человек (сам он живет в ближнем зарубежье – Казахстане), поэт болеет душой за все происходящее в России.



_Завидую_по-доброму_я_в_жизни_
_Тем,_кто_по_зову_кровного_родства,_
_Чтоб_высказать_свою_любовь_к_Отчизне,_
_Найти_умеет_главные_слова._

_...Я_не_писал_о_Родине,_боюсь,_
_Что,_как_влюбленный_в_первый_раз,_–_собьюсь._
_Особый_нужен_дар,_чтоб_воспевать_
_Достойно_и_Отечество,_и_Мать._



Не забывает поэт высказать свое особое отношение к деревне – малой родине, где прошло его детство, где его истоки. Он слышит тихие шорохи, едва внятную, приглушенную музыку природы, нравственных отношений между дорогими его сердцу людьми. Настоящий поэт всегда связан неразрывными узами со своей ма­лой родиной, он выражает ее суть, душу. Мне очень нравятся небольшие стихотворения В. Р. Гундарева, в которых он пишет о природе, деревне, о бесхитростных, простых тружениках.



_Плывут_от_солнца_рыжебокие_
_Стогов_хмельных_купола,_
_И_синева,_как_сон,_глубокая_
_Стекает_мягко_на_поля._
_Душа_из_оболочки_просится_–_
_И_в_эту_просинь,_в_эту_синь_
_Несут_колеса_околесицу_
_Вдоль_расступившихся_осин._



Читаю такие стихи и мысленно вижу перед собой милые кар­тины детства, связанные с речкой, лесом, полем. Стихи произво­дят на меня разное воздействие, некоторые вызывают ощущения, когда чувствуешь запахи трав, они возвращают в счастливую пору юности. Не могу согласиться с теми искусствоведами, которые утверждают, что живопись и скульптура воздействуют на чув­ства, а поэзия обращается к разуму человека. Но как определить, чего больше в таком стихотворении – чувства или мысли:



_По-бабьи_ласков_августовский_день._
_И_желтый_луг,_вчера_насквозь_промокший,_
_Сегодня_тыщей_солнышек_над_
_Пекшей_Сияет_в_полукружье_деревень._



Или самые любимые мои строчки:



_Берез_серебряные_волосы_
_Струятся_медленно_в_снега._
_Оставив_шалости_и_вольности,_
_Умчался_ветер_за_стога._
_Стога_в_тулупах_отороченных_
_Стоят_как_будто_сторожа_
_Дорога._Сани._Едем_молча_мы_
_Сквозь_ночь_и_звезды_не_спеша._



Для поэта ночь – это лаборатория творчества, где он, придавленный бременем собственного смятенного сознания, об­речен маяться, как вырывающийся заложник и ее лирический свидетель, это время, которое помогает поэту находить точные и простые слова, выражающие его состояние духа. Осмысливая сти­хи поэта, задумываешься о соотношении чувства и разума. Види­мо, в пропорциональном соотношении того и другого появляется гармония, действующая на человека. Искусство поэзии призвано посредством воображения, через образ и слово воссоздать описы­ваемые картины и вызвать у читателя поток чувств и мыслей. Назначение, призвание поэта – пробудить фантазию, затронуть душу, разум, если хотите, вызвать слезы умиления, отчаянья, радости. В стихотворении «Светлынь-река» поэт говорит об исто­ках реки и истоках своего творчества:



_...А_в_глубине_моей_Светлынь-реки_
_Любви_не_иссякают_родники._
_И_как_же_ты_сумела_пронести_
_Все_полноводье_чувства_по_безбрежью,_
_Не_расплескав_ни_капли_по_пути,_
_Впадаешь_в_жизнь_мою_светло_и_нежно._



Внутри текста этого стихотворения действуют законы симмет­рии, законы стихосложения. Читаешь эти строки и явственно представляешь реку и поэта, судьбы которых время от времени перекрещиваются друг с другом.

Поэзия В. Гундарева граничит с областью музыки, стихи его покоряют сердце, которому доступны аккорды нежной лиры. В его стихах живет всякая деталь, всякое движение чувства, вся­кое мгновенное ощущение, воплощенное в красоту природы, женщины, души человека. Стихи спорят с музыкой, а может это сама музыка?



_...Волшебная_тихая_флейта_
_Чистая_и_прозрачная_березовая_слеза._
_Волшебная_флейта_–_это_
_То,_что_всем_вместе_сразу_
_Услышать_никак_нельзя._
_Она_возникает_таинственно_
_В_твоей_глубине,_в_тиши._
_Волшебная_флейта_–_истинное_
_Состояние_души._



Поэт понимает красоту и в своих музыкальных, психологи­чески тонких стихотворениях улавливает самое чистое, человечес­кое в реальном чувстве, облекая в изящное слово то, что всеми едва осознается, но ощущается.

Он созерцатель и мечтатель. В его стихах мысль, чувство, образ, содержание и форма слиты в единое целое.



_Обычна_вагонная_проза:_
_Мелькают_поля_и_леса..._
_Вдруг_вижу_я:_
_Станция_«Роза»_–_
_И_в_это_не_верят_глаза._..._
_Спасибо,_товарищ,_спасибо,_
_От_сердца_тебе_исполать,_
_Что_станцию_в_далях_Транссиба_
_«Розой»_рискнули_назвать._



Нельзя не плениться прелестью этих простых слов, прелестью этого стихотворения. Название станции «Роза» могут заметить тысячи людей, проезжающих мимо, но только поэту оно не будет давать покоя, пока он не выговорится на эту тему.

В книге В. Гундарева «Ветка молнии» (1994 г.) много стихо­творений посвящено природе, переживаниям поэта, связанным с нею, его отношению к ней. Неопровержимая истина: природа накладывает особый отпечаток на психологию человека, на его поведение, стиль жизни. Можно узнать человека по его отноше­нию к природе, а поскольку человек является продуктом приро­ды, как говорится, ее венцом, то отношение человека к человеку идет от природы.



_Гениальный_художник_–_природа!_
_Сотворила!_она_и_творит_
_Для_себя,_для_веков,_для_народа_
_Этих_чудных_картин_колорит._



В. Гундарев скорбит о том, что современный город все более наступает на природу. Это наступление заставляет людей отдаляться от природы, ожесточает их. Люди становятся менее эмоциональными.

В стихотворении «Потрясающие события» автор как бы сталкивает два события, разные по времени, два поколения детей. В первом случае – это автобиографическая картина 50-х годов – деревенские дети впервые увидели полуторку – машину. Какой вызвала она восторг у ребятишек! Во втором случае – наше вре­мя – городские дети впервые видят идущую по городу лошадь.



_Мальчишки,_привыкшие_к_технике,_
_К_космосу_с_детского_сада,_
_Не_поразить_которых_близостью_высоты,_–_
_Мечтали_притронуться_к_лошади,_шею_ее_погладить._
_Но_это_теперь_для_многих_–_несбыточные_мечты..._



Описанная в стихах Гундарева картина детства мысленно перенесет некоторых читателей его поколения в то далекое уже от нас послевоенное время, которое было привлекательно и мучи­тельно в своих радостях и страданиях. В. Гундарев обладает особенной восприимчивостью, особенной чуткостью к происходящим в мире событиям. Он заставляет впечатления действительности подчиниться его намерениям. Слова его всегда просто и ясно передают мысль; сравнения и метафоры органичны, легко воспринимаются; эпитеты отличаются точностью и меткостью. Все это говорит о глубоком знании родной речи.

Душой поэтического мастерства служит простая и никогда не увядающая истина – вечное сомнение и борьба поэта с самим собой и действительностью. Выход поэта за пределы данной действительности, наличного бытия есть последняя правда его и нашего удела на земле. В одном из стихотворений он подводит итоги сделанного и высказывает свои пожелания как человек, знающий, что финал у каждого свой в жизни. Но поэт до конца остается поэтом и лучше его не скажешь:



_...Еще_бы_хотел_я,_чтоб_мала_моя_
_Из_жизни_ушла_бы_не_раньше,_чем_я,_
_Лицо_мне_закрыла_бы_кистью_рябины,_
_Да_лебеди_чтобы_в_тот_миг_протрубили._



Поэзия В. Гундарева – не уход в себя, в свой духовный внутренний мир; его поэзия – это выход в мир, к людям. Читая ого книги, представляешь собеседника, отмеченного умом, добро­той, талантом, культурой. Достоинства его поэзии, на мой взгляд, в том, что «в разговорах» с ним чувствуешь себя легко и просто. Поэзия его не утомляет, не грешит многословием, не давит стрем­лением всех поучать, не удручает самоуверенностью и апломбом. Поэт умеет слушать людей, а это одно из замечательных качеств человека.



_Мы_счастливы_–_
_Когда_идем_мы_к_людям,_
_Мы_счастливы_–_
_Когда_среди_людей._



Владимиру Гундареву исполнилось 68 лет. Древние греки ввели понятие акме (высшее проявление человеческих воз­можностей, способностей; взлет в интеллектуальном, духовном развитии; пора, когда творец ощущает в себе огромные силы и творческое вдохновение). В таком состоянии находился мой зем­ляк – известный поэт и прозаик, главный редактор журнала «Нива» в Казахстане, который постоянно стремился в творче­стве приблизиться к адекватности, т. е. реальности жизни, к художественному факту, основанному на объективности и сове­стливости. Это позволило поэту высказать правду, выразить глу­бину мыслей и чувств, а нам, читателям, по достоинству оце­пить его стихи.