Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







«НАС НЕ ЗАБУДЕТ РУСЬ»


Человеку, собирающемуся написать юбилейную статью о С. Есенине, приходится просмотреть огромное количество статей и книг, посвященных поэту. И хотя все произведения Есенина и жизнь его, казалось бы, до тонкостей изучены и исследованы, каждый автор нового поколения по-своему прочитывает и вос­принимает поэта.

Мое поколение не знало творчества Есенина. В школе его не изучали. Конечно, мы слышали о нем, но книги его были запре­щены и не переиздавались, а отдельные стихотворения, доходив­шие до нас, не давали истинного представления о величии рус­ского гения. Знакомство мое с поэзией Есенина состоялось в 70-е годы во время учебы в Томском университете. Прекрасно помню тот день. Мы, историки и филологи 2-го курса, как обыч­но, по расписанию, пришли на очередную лекцию по советской литературе в большую многоярусную аудиторию № 120 главного корпуса университета. Молодой доцент (будущий профессор) Ни­колай Никитич Киселев назвал тему лекции: «Творчество С. Есе­нина». Это был блестящий монолог ученого, артиста, глубоко знающего, любящего творчество поэта. Лектор так вдохновенно читал стихи, что мы, слушатели, перестали записывать, отдав­шись целиком настроению ученого. По окончании лекции студен­ты устроили овацию.

Каждому поэту, в силу природных особенностей, отличаю­щих его от других, свойственно неповторимое восприятие мира.

Природные свойства складываются из задатков, темперамента, характера, наконец, из множества привычек, совершенств или несовершенств поэта. Самость большого поэта – не есть только талант, гениальность, она еще и господствующий характер.

С. Есенин – «дитя природы». Родители, люди рязанской зем­ли, были первыми наставниками поэта. Судьбе было угодно так искусно «подобрать» среду поэта с первых лет жизни, что по­ступки окружающих рождали отзвук в душе будущего стихотвор­ца. Даже в самые мрачные годы своей жизни, исколесив полми­ра и узнав подлость, предательство друзей, поэт не озлобился и оставался до конца дней доброжелательным к простым людям человеком. Однако бывали мрачные дни, когда поэт чувствовал свое одиночество. В письме Г. А. Панфилову, другу по Спас-Клепинской второклассной учительской школе, С. Есенин писал: «...Что-то грустно, Гриша, тяжело. Один я, кругом один, один и некому мне открыть свою душу, а люди так мелки и дики. Ты от меня далеко, а в письме всего не выразишь, ох, как хотелось бы мне с тобой повидаться». Так писал о своем душевном состоянии в январе 1914 года из Москвы 18-летний деревенский юноша. Враждебный город, одиночество заставили поэта о многом поду­мать, многое переосмыслить, переоценить систему ценностных ориентации, о чем свидетельствуют его письма, написанные раз­ным людям.

Перечитывая стихи, прозу, письма С. Есенина, чувствуешь его естественность. Естественность – это признак талантливос­ти. Деятельность поэта совершается на уровне рефлексии, т. е. на уровне сознательного и бессознательного, происходит без вся­кого многотрудного размышления, а результат – бередящие душу стихи:



_Мелколесье._Степь_и_дали._
_Свет_луны_во_все_концы._
_Вот_опять_вдруг_зарыдали_
_Разливные_бубенцы._

_Неприглядная_дорога,_
_Да_любимая_навек,_
_По_которой_ездил_много_
_Всякий_русский_человек._



Известно высказывание М. Горького о природной сущности дарования Есенина, оно действительно отражает сознательно-бес­сознательное отношение поэта к миру: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком».

Глубоко убежден в том, что никакая начитанность, эрудиция не дают человеку способности образно мыслить, этому нельзя на­учиться. И только человек, живущий среди лесов и полей, посто­янно соприкасающийся с природой, мог так написать о родине, что душу щемит и вызывает яркие ассоциации, связанные с де­ревней, родной речкой, лесом, полем.



_О_Русь,_–_малиновое_поле,_
_И_синь,_упавшая_в_реку,_
_Люблю_до_радости_и_боли_
_Твою_озерную_тоску..._



Мне представляется, что образы «малиновое поле» и «озерная тоска» удивительно поэтичны. Конечно, читатель может привести десятки других, среди которых есть и такие: «Златая Русь», «Го­лубую оставил Русь», «Ой, ты, Русь, моя милая родина», «Слад­кий отдых в шелку купырей», «...Хорошо ивняком по дороге», «Сторожить задремавшую Русь». «...Ой, ты, Русь, моя родина кроткая».

Прекрасные образы, связанные с Русью, создают восхити­тельные картины сельской жизни, природы, сменяющие друг друга. В России, пожалуй, не было поэта, который бы мог сравниться в образном мышлении с С. Есениным. Осознаю всю важность дан­ного утверждения, и потому мне остается только сожалеть, что я не могу себе позволить в рамках небольшой статьи развернуто обосновать этот тезис. Ограничусь еще, да простит меня чита­тель, несколькими дивными эпитетами и сравнениями:



_Русь_моя,_деревянная_Русь!_
_Я_один_твой_певец_и_глашатай._

_Тучи,_как_озера,_
_Месяц_–_рыжий_гусь._
_Пляшет_перед_взором_
_Буйственная_Русь._



Решаюсь затронуть в статье вопросы, касающиеся отношения С. Есенина к религии и Западу. Окружение поэта в советское время было сплошь антирелигиозное, естественно, это не могло не сказаться на его отношении к православию и, конечно, на творчестве. В предисловии к двухтомнику 1924 года С. Есенин пишет об этапе в своем творчестве, связанном с его религиознос­тью, отразившейся в ранних произведениях. «Отрицать я в себе этого этапа вычеркиванием не могу... как и все человечество не может смыть периода двух тысяч лет христианской культуры».

В краткой биографии 1925 года, написанной незадолго до смерти, он вновь возвращается к этому периоду в своем творчестве. «От многих моих религиозных стихов и поэм я с удоволь­ствием бы отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции». И в стихах это противоречие наличествует. Это – дихотомия мыслей и чувствований сомневающегося чело­века. С. Есенин ее выражает так:



..._Стыдно_мне,_что_я_в_Бога_верил,_
_Горько_мне,_что_не_верю_теперь._



И тем не менее С. Есенин, как русский человек, как человек крещеный, хотел бы умереть под русскими образами, о чем он поведал в одном из стихотворений:



_...Я_хочу_при_последней_минуте_
_Попросить_тех,_кто_будет_со_мной,_
_Чтоб_за_все_за_грехи_мои_тяжкие,_
_За_неверие_и_благодать,_
_Положили_меня_в_русской_рубашке_
_Под_иконами_умирать._



Приходят на память некоторые параллели: религиозные русские философы П. Чаадаев и Вл. Соловьев, боготворившие католичество,в конце жизни примирились с православием, признав ошибочность своих воззрений, а на смертном одре исповедались у православных священников. Смею утверждать, на основании высказываний поэта, что Есенин говорит о своем равнодушии к религии в угоду (сиюминутности) атеистической советской влас­ти. Он ищет оправдательный мотив, чтобы не отказаться от свое­го наследия религиозной направленности. Свое религиозное чув­ство он прячет ото всех, но оно обнаруживается у поэта, когда тот говорит об Америке. В 1917 году, еще не побывав за грани­цей, Есенин, анализируя события, происходящие в Европе и Аме­рике, критикует западную цивилизацию за материализм, атеизм и бездуховность. Америка с ее развитой индустрией является для него источником зла.



_И_тебе_говорю,_Америка,_
_Отколотая_половина_земли,_
_Страшись_по_морям_безверия_
_Железные_пускать_корабли._



В поэме «Инония» С. Есенин не только пророчествует, говоря об угрозе наступления техники, материализма, безверия, но, как и выдающиеся русские религиозные мыслители (К. Леонтьев, Н. Бердяев, Ив. Ильин), сам, может быть, не осознавая, видит Русь мессианским государством. Он искренне считал, что Русь способна своей духовностью и нравственностью спасти человече­ство от материализма и атеизма западной цивилизации. Страна «Инония» – это Россия, и отношение к ней у поэта святое, биб­лейское, как к матери.

_Вижу_нивы_твои_и_хаты,_
_На_крылечке_старушку_мать;_
_Пальцами_луч_заката_
_Старается_она_поймать._



Взгляд Есенина на западную цивилизацию не изменился пос­ле посещения с Айседорой Дункан Германии, Америки, Фран­ции. В письме от 1 июля 1922 года из Дюссельдорфа А. М. Саха­рову он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем цар­стве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, зато есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину».

Каких только бранных слов не удостаиваются демократичес­кая Европа и Америка со стороны поэта. Эта поездка дала Есени­ну возможность противопоставить две цивилизации и укрепила в мысли, что лучше его Отечества на земле нет ничего. Он подчер­кивал не однажды: «Россия – основа моего творчества. Стихи мои национальны, этим чувством живу и дышу». И хотя новиз­на, экзотика других стран завораживают, но лишь на какое-то время, а затем ностальгическое чувство властно вторгается в жизнь поэта и заставляет искать причины возвращения в Россию.



_Ах,_и_я_эти_страны_знаю,_
_Сам_немалый_прошел_там_путь._
_Только_ближе_к_родному_краю_
_Мне_б_хотелось_теперь_повернуть._



Поэзия С. Есенина синкретична, т. е. он через понятие «ро­дина» осмысливает события. Это понятие объединяет все его уст­ремления. Россия является для поэта главным измерением чело­веческого существования. Личная, общественная жизнь, творче­ство выступают в единстве, слитности и соотносятся с Отечеством. Наверное, будущие поэты-патриоты скажут свое слово о родине, но подняться до есенинского уровня совершенства, до его всепог­лощающего чувства любви к России трудно, ибо это по силам только гению.

Поэт восхищался даже названием своего Отечества. «Россия! Россия! Какое хорошее слово... И «роса», и «сила», и «синее» что-то...» В коротком стихотворении, посвященном памяти В. Брюсова (1924 г.), С. Есенин провидчески напишет:



_Мы_умираем,_
_Сходим_в_тишь_и_грусть,_
_Но_знаю_я_–
_Нас_не_забудет_Русь._



Убежден, Русь не забудет своего любимого сына, гениального русского поэта Сергея Александровича Есенина и никогда, ни при каких поворотах истории не предаст его забвению.