Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







МИСТИК, ПРОВИДЕЦ, ГЕНИЙ


…высшая степень мастерства писателя в том,

чтобы выразить мысль в образе.

    О. Бальзак.



Прошла череда юбилеев, посвященных 200 – летию великих поэтов – мыслителей: Пушкина, Тютчева, Гоголя. Настала очередь юбилея одного из гениальнейших, загадочных, мистических поэтов России - Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов не встречался с Пушкиным, но знал, что тот высоко отозвался о его поэме «Хаджи Абрек», опубликованной в журнале «Библиотека для чтения» в 1833году. С Гоголем поэт лишь один раз встречался перед отбытием на Кавказ. Они не могли наговориться, диалог их продолжался несколько часов. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет из 26 отпущенному ему Всевышним. Лев Толстой заметил, что если бы Лермонтову довелось сполна прожить свой жизненный срок, то «ему и Достоевскому в литературе нечего было бы делать». Его творчество не предавалось забвению ни при жизни, ни после трагической смерти. Своими поэтическими и прозаическими произведениями Лермонтов вызывал такое состояние у читателей, какое испытывал сам во время во время их написания. Это высшее достижение литературы.

Дм. Мережковский, писал, что когда – нибудь исследователям удастся полностью раскрыть тайну жизни и смерти Лермонтова «поэта сверхчеловечества». Может после этого раскрытия мистические силы космоса оставят Россию в покое и тогда голосом поэта заговорит истина. Пророческие стихи поэта, их смысловая неразгаданность до сих пор не дают покоя исследователям – лермонтоведам. В стихотворении «Сон» поэт предсказал свою смерть:



_В_полдневный_жар_в_долине_Дагестана_
_С_свинцом_в_груди_лежал_недвижим_Я,_
_По_капле_кровь_сочилася_моя._
_…Кровавая_меня_могила_ждет,_
_Могила_без_молитв_и_без_креста._



В самой смерти поэта много загадочного, секундант Лермонтова Васильчиков свидетельствует: «Мы подбежали к упавшему. В правом боку его дымилась рана, в левом сочилась кровь». Получается, что поэт получил сразу два смертельных ранения. Эксперты утверждали, что пистолетный выстрел Мартынова не мог поразить сразу и сердце, и легкие. Есть версия, что под прикрытием поединка (дуэли) Лермонтов стал жертвой злодейского заговора, а разразившаяся гроза с оглушительными раскатами грома и проливным дождем замели следы преступников.

Многие исследователи творчества Лермонтова заметили мистическую загадку поэта, в его 100 – летнюю годовщину со дня рождения 1914года над Невой показался световой столб, превратившийся в крест, началась первая мировая война. Через 100 лет после кончины Михаила Юрьевича началась в 1941 году Великая Отечественная война, 125 лет со дня рожденья поэта началась вторая мировая война, 150 – летие, распад СССР, в это же время корабль, названный его именем, затонул в самой глубокой впадине Тихого океана. Боюсь даже прогнозировать, что может случиться в год 200 – летия Михаила Лермонтова, который уже перевалил на вторую половину. Мистические цифры 14 и 41 пугают, тревожат и не добавляют оптимизма в связи с происходящими событиями в мире.

Вся недолгая жизнь поэта окрашена мистическими явлениями, которые оборачивались источником противоречий, потерь близких ему людей, драм и трагедий.



_Я_сын_страданья._Мой_отец_
_Не_знал_покоя_под_конец._
_В_слезах_угасла_мать_моя:_
_От_них_остался_только_я,_
_Ненужный_член_в_миру_людском,_
_Младая_ветвь_на_пне_сухом…_



А все началось в далеком детстве. Бабушка, Елизавета Алексеева Арсеньева, женщина деспотического, непреклонного характера, любившая внука до самозабвения. Перевезла Мишу, которому не было и года, из Москвы в Тарханы, ныне село Лермонтово Белинского района Пензенской области. Там и прошло детство Лермонтова – 13 лет половина его жизни. Елизавета Алексеевна дала внуку прекрасное домашнее образование, пригласив для этого хороших учителей. Михаил в раннем возрасте свободно говорил по – французски и по – немецки, позже овладел английским и латынью. Его день был расписан по минутам, Миша хорошо играл на скрипке, рояле. Несколько лет назад я побывал в Тарханах и меня поразили живописные работы Михаила Юрьевича, это одно из самых больших впечатлений, которое я вынес из посещений музейного комплекса в Лермонтово. И еще удивительная природа. Все многочисленные постройки на территории комплекса утопают в зелени, рощи, пруды, круглый сад, фамильная часовня, домовая церковь Марии Египетской – были первыми впечатлениями будущего поэта.



_…Любил_сначала_жизни_я_
_Угрюмое_уединение,_
_Где_укрывался_весь_в_себя,_
_Боялся,_грусть_не_утая,_
_Будить_людское_сожаление…_
_Я_вопрошал_природу,_и_она_
_Меня_в_свои_объятья_приняла…_



Стихи и поэмы Миша начал писать с семи лет, а в четырнадцать он уже публиковался в известных журналах России. Обучаясь в Московском университете и в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Лермонтов одновременно пробует себя в прозе и поэзии, а его публикации в журналах привлекают внимание критиков и коллег по перу. Михаил Юрьевич дружил с идеологами славянофильства: Ю. Самариным, А. Хомяковым, П. Киреевским, но он расходился с ними относительно значения западной цивилизации. Он говорил издателю А.А.Краевскому: «Это стремление шагать в ногу с Европой задержало наше развитие Бог весть на сколько лет… Сколько можно тянуться за Европой? Я многому научился у азиатов, и мне хотелось бы проникнуть в тайны азиатского миросозерцания…Там, на Востоке тайник богатых откровений…»

Кстати, Ф. Достоевский в конце своей жизни призывал общество обратить свои взоры на Восток: «Россия не в одной только Европе, но и в Азии; потому что русский не только европеец, но и азиат». Два гения в разные периоды времени размышляли одинаково, о будущем развитии России. Лермонтов владел даром космических панорам. В мировой поэзии не было случая (до космонавтов), чтобы человек посмотрел на Землю из Космоса. Правда, Пушкин посмотрел на Кавказ с высоты самого Кавказа: «Кавказ подо мною, Один в вышине, Стою я у края стремнины…».

А вот как у Лермонтова:



_И_над_вершинами_Кавказа_
_Изгнанник_рая_пролетал;_
_Под_ним_Казбек,_как_грань_алмаза,_
_Снегами_вечными_сиял,_
_И,_глубоко_внизу_чернея,_

_Как_трещина,_жилище_змея,_
_Вился_излучистый_Дарьял…_



Внимательный читатель, берущий книги поэта обращает внимание на образное мышление, на совершенство художественного самовыражения, на национальное, патриотическое, самобытное жизненное искание, самоопределение себя.



_…_В_уме_я_создал_мир_иной_
_И_образов_иных_существование._



Находясь на территории заповедника, восхищаясь его природой меня не покидала мысль, что слияние способного ребенка с такой красотой, развили в нем возвышенные чувства, духовные устремления, воздействовали на формирование образного мышления, выразившееся в прекрасных стихах и не менее прекрасных полотнах живописи. Вспомнил строчки юного поэта:



_Когда_садится_алый_день_
_За_синий_край_земли,_
_Когда_туман_встает,_и_тень_
_Скрывает_все_вдали,_
_Тогда_я_мыслю_в_тишине_
_Про_вечность_и_любовь,_
_И_чей_–_то_голос_шепчет_мне:_
_Не_будешь_счастлив_вновь._



Размышляя о сегодняшней литературе, погружаясь в ее содержание, у меня складывается впечатление, что она рационализируется, исчезает образное мышление, скудеют чувства. Возможно, это связано с тем, что скукоживается природная данность, урбанизация охватила все континенты земного шара, а с ней растет агрессивность, угасание нравственности.

В русской литературе, в ее лучших проявлениях, на мой взгляд, всегда наличествовало два важнейших фактора – вера и чувство. Они выражали сущность русского народа. Наш первый митрополит Древней Руси Иларион Троицкий 11век в своем произведении «Слово о Законе и Благодати» отразил чувства, сгусток мощной национальной духовной энергии наших предков. Самим названием книги он указал, что есть государства и народы, живущие по законам, а русские (впервые вводит понятие русский народ) живут по благодати, т. е. по нравственным, христианским установлениям. Религиозное искусство определяется чувствами, они меняют весь духовный облик человека, сообщает ему силу и глубину любви к родине. Чувства отражают глубокое понимание жизни, торжество русской самобытности мысли, бездонной глубины и скорби человека. Митрополит Иларион в своем «Слове» почувствовал красоту предвечного творческого замысла Духа, основанного на вере и чувствах.

Русские мыслители и писатели М.Ломоносов, Ф.Достоевский, Л.Толстой, Ф. Тютчев, Н.Лесков, продолжили традиции, заложенные Иларионом. Образ мирообъемлющего целостного мира воссиял в их произведениях, основа которых составляли – вера и чувства. Русские писатели и философы в основу своего творчества ставили философию сердца и веру. М.Ломоносов, Вл. Соловьев, И.Ильин, И.Сеченов считали, что рационализм (разум) не может достигнуть тех высот, которые доступны сердечному разуму (чувству), вере. А. Пушкин писал:



_…На_них_основано_от_века,_
_По_воле_Бога_самого,_
_Самостоянье_человека_
_Залог_величия_его._
_Животворящая_святыня._
_Земля_была_б_без_них_мертва…_
_Как_полудикая_пустыня,_
_И_как_алтарь_без_божества_



Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, обязано своим успехом - вере и чувству, в их истоки его образного мышления и гениальности. Проиллюстрирую свое суждение одним стихотворением «Молитва», которое по праву можно отнести, как и все его произведения, к великим шедеврам русской и мировой литературы, и отвечает на вопросы, поставленные в данной статье автором.



_В_минуту_жизни_трудную_
_Теснится_в_сердце_грусть:_
_Одну_молитву_чудную_
_Твержу_я_наизусть._
_Есть_сила_благодатная_
_В_созвучье_слов_живых,_
_И_дышит_непонятная,_
_Святая_прелесть_в_них._
_С_души,_как_бремя,_скатится,_
_Сомненье_далеко_-_
_И_верится,_и_плачется._
_И_так_легко,_легко._



Сменяющиеся друг друга поколения людей оценили великие творения Михаила Лермонтова, по праву отнеся их к гениальным шедеврам русской и мировой литературы. Благодаря его творчеству мы, читатели, постигаем новый смысл бытия, обнаруживаем другой духовный мир, неведомый нам, и заставляющий нас размышлять, радоваться, страдать, восхищаться.