Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ


В течение двух последних десятилетий в нашей системе педагогического образования утвердилось представление о том, что уроки труда как предмет необязательный. Трудно­сти понимания значения ручного труда в сугубо междисцип­линарной проблеме, каковой является анализ целесообраз­ного в самом широком смысле подхода к изучаемым дисциплинам в школе. Такое отношение стало доминирую­щим в системе профессионального образования, которое можно сказать с легкой руки либералов-демократов, руково­дивших страной в 90-е годы было уничтожено. Финансово­-экономический кризис в России, до предела обостривший социальные проблемы, поставил задачу развивать не сырье­вую экспортную модель развития экономики. Руководством страны объявлена стратегическая задача, связанная с модер­низацией страны. Общеобразовательный национальный проект обратил внимание на создание новых кадров, спо­собных реализовать национальную программу, поднять на ноги. тысячи угасающих предприятий, ввергнутых в период перестройки в социальную депрессию. Развал и хаос в стране сказался не только в экономике, но и в культуре, так как ис­кусство не может быть отделено от всей жизни народа, его духа. В литературе, соответственно и в театре, не появилось ни одного произведения на производственную тему, где простые труженики ищут смысл жизни, стремятся к, спра­ведливости, чистой любви.

Нам показывают через СМИ прожигателей жизни: про­хиндеев, проституток, гарцующих своими бедрам; крестья­нин, рабочий, честный человек труда выпал из обоймы со­временной цивилизации. Возникает известный русский вопрос, что делать? Не становясь в позу духовного отца­пастора, выскажу некоторые свои соображения по вопросу о трудовом воспитании. Потребности развития любого общества предполагают выдвижение таких ценностей, которые бы правильно ориентировали наставников, родителей в вос­питательной работе, при формировании морального созна­ния детей.

Из нравственных ценностей главная роль принадлежит труду. Многочисленный отряд людей, связанный с воспита­нием и образованием, считает, что душа ребенка - мягкий воск, ИЗ которого можно слепить что угодно, чистая доска, на которой' можно изобразить всё. Tabula rasa - это обман воображения. Многие тысячелетия существования человека, его переживания, закрепляемые путем наследственности в психической организации индивидуума, не мог ли возник­нуть в результате пустоты. Эмоции и чувства возникли в процессе трудовой. деятельности. Настоящее развитие - и не только рук, но и всего тела и ума - дается физическим тру­дом.

Человеческий мозг - сложнейшее устройство, имеющее поразительную архитектуру, связанных с деятельностью рук. В нем одновременно идет множество самых разных процес­сов. Распределение этих информационных процессов зави­сит от физического состояния человека. Но поскольку мозг не ограничивается генетическими программами, то возни­кает объективная потребность в физическом труде всего ор­ганизма человека. Л. Толстой интуитивно угадывал взаимо­связь, взаимозависимость умственного и физического труда. Вот его суждения: «физический труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только. улучшает ее достоинство, но и поощряет её, будит в человеке творче­ские силы».

Писатель - мыслитель, открывший яснополянскую школу для крестьянских детей, на практике убедился в соот­ношении физического и умственного труда. Он утверждает, что знакомство с ремеслом, работа руками, действует на весь склад мышления, придавая мысли больше точности, основа­тельности, положительности.

В процессе физического труда на межличностных взаи­модействиях, создается атмосфера оценочного смысла про­деланной работы, представлений школьника о себе. Немало­важную роль играет, на уроках труда фактор формирования не только самооценки, но и идентичности. Чтобы крепко стоять на ногах, школьник должен иметь возможность ре­шать назревшие проблемы самоопределения. Подросток, обучающийся в старших классах, должен думать о реальной перспективе приобщения к той или иной сфере деятельно­сти. Воспитание детей должно быть направлено не только на развитие умственных способностей, сколько на развитие ха­рактера, воли, выносливости, здоровья, а эти черты воспи­тываются в процессе физического труда. Если мы хотим создать истинную христианскую культуру, то мы должны соз­дать её внутри человека и вне его. Поэт Н. 3аболоцский пи­сал:



_Как_мир_меняется!_
_И_как_я_сам_меняюсь!_
_Лишь_именем_одним_я_называюсь._
_На_самом_деле_то,_что_именуют_мной,_
_­Не_я_один._Нас_много._Я_живой._



Личностное «Я» представляет собой внутренний меха­низм, который создается рефлексивной мыслью на основе взаимодействия подростка с себе подобными в процессе труда. Позитивное отношение к себе зависит от оценки дру­гих. Самооценка подростков самих себя связана с различны­ми жизненными ситуациями. Ощущение своих возможно­стей, влияния на обстоятельства, меняется в зависимости от социального контекста, соответственно к размыванию или формированию идентичности. Русский религиозный мысли­тель В.Зеньковский очень верно замечает: «Проблемы вос­питания, если их брать во всей сложности, во всей их глуби­не, стоят перед нами, как неисполнимые часто задания, которые не вмещаются в те учения о человеке, о его природе, какими мы обычно пользуемся»'. Все выдающиеся педагоги мира такие как: Песталоцци, Коменский, Дистервег, Мака­ренко, Ушинский, Сухомлинский считали, что всякое серь­езное образование и воспитание приобретается из жизни и связано с трудовой деятельностью.

Нужна такая педагогическая система, которая бы ори­ентировала каждого школьника, начиная с первых шагов его самостоятельной жизни, не на получение готовых благ, а на собственный труд, на свою энергию, на использование всех возможностей, чтобы сформировать чувство ответственно­сти к труду, к себе, к будущему страны. Сегодня много говорится о компьютерном образовании в стране. Компьютеризация имеет много негативных моментов. При компьютерном обучении происходит в основном воздействие на разум, ratio, но его для усвоения знаний явно недостаточно.

Необходимо, чтобы в этот процесс было включено sen­sus - чувство. Великая русская культура всегда характеризо­валась специфическим видом. эмоциональных отношений, что я имею в виду? Русская литература, музыка, живопись связаны с эмоциональным фоном, воображением; произве­дения искусства вызывают к жизни дремлющие чувства в человеке.

Люди иногда относятся к своей жизни как созданным вещам, оторванным от процесса их создания и от их создате­лей. Это своеобразное отторжение души от тела.

Тусклое стекло, затмевающее наше видение бессмертия души. Причина этого' заключается в соединении, как бы в смешении в этой жизни, нашей души и нашего тела.

Только собственное изготовление каких-либо нужных предметов раскрывает их значимость и превращает их в опыт. Эти практические, приобретенные знания несравнен­но выше и прочнее тех, которые получает ученик при визуальном восприятии.

Мне в советское время пришлось работать директором средней школы и должен сказать, что трудовому воспитанию уделялось огромное внимание. Почти в каждой школе были человек, не умеющий ничего делать, стано­вится обузой в семье, для всего общества.

Не с этим ли связано огромное количество разводов, в первые годы брачной жизни, когда девушки не умеют при­готовить обед, не умеют шить и вязать, а юноши не способ­ны что-либо сделать руками для удобства и комфорта совме­стного бытия. В сельской местности дети имеют большую возможность применить свои силы дома, Б поле, огороде. Исследования социологов показывают: дети, выросшие в де­ревне, селе более приспособлены к жизни и среди них меньше несчастных, разочарованных. Их выбор жизненного пути более адекватен их идеалам. Сомнения всегда терзают молодежь, вступающих на самостоятельную стезю жизни. И очень важно найти свою жизненную орбиту, свое место и, соответственно, счастье в жизни. Вспоминаются юношеские стихи Л.Толстого. 20 ноября 1854 года 26-летний будущий гений записывает в дневнике свои сомнения в стихах:



_Когда_же,_когда,_наконец,_перестану_
_Без_цели_и_страсти_-_свой_век_проводить,_
_И_в_сердце_глубокую_чувствовать_рану_
_И_средства_-_не_знать,_как_ее_заживить?..._
_Кто_сделал_ту_рану,_лишь_ведает_Бог,_
_Но_лучше_меня_от_рожденья,_
_Грядущий_ничтожности_горький_залог,_
_Томящая_грусть_и_сомнения!»:_



Огромная роль в трудовом воспитании принадлежит учителю. Рука ребенка будет всегда искать руку того, кого он чувствует более сильным, умным, в ком меньше сомнений. Люди, склонные к воспитанию и считающие это дело важ­нейшим в своей жизни, смотрят на свою деятельность как на духовное окормление, понимая, что они могут принести пользу в установлении царства Божьего на земле. Своей бли­зостью с детским миром, воспитатели и сами совершенству­ются, делаются лучше и нравственнее. Они не могут существовать вне деятельности ни личностно, ни социально. И еще одно замечание: нельзя превращать труд в игру. Физический труд должен стать естественным состоянием и привычкой каждого человека. Великий философ Германии И.Кант в трактате «О педагогике» писал: «Где же следует прививать склонность к работе, как не в школе? Школа есть принуди­тельная культура. Крайне вредно приучать ребенка смотреть на все, как на игру. Должно быть время для отдыха, но должно быть время и для работы».^14^ И очень важно сего­дняшней школе научить так своих воспитанников, чтобы они осознали простую истину: каждый человек, пришедший в этот мир нужен для какого-то дела и имеет свои обязанно­сти, что жизнь - это труд.