Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ


Сегодня на пороге XXI столетия, подводятся итоги века уходящего в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Предмет моих размышлений в данной статье – внедрение новых технологий в образовательный процесс вообще и вопросы компьютерного обеспечения образования в частности. В августе 1998 года в Бостоне (США) состоялся XX Всемирный философский конгресс, который был посвящен проблемам образования и воспитания человека в третьем тысячелетии. На этом съезде речь шла об информационной стратегии образования, о новых технологиях в соответствии с целями устойчивого развития мирового сообщества.

В различных оттенках этих идей отражается тот факт, что новые технологии, в целом техника, являются, по существу, средствами преобразования действительности и не всегда в позитивном плане. Человек начинает осознавать, что новые технологии, внедрённые в различные сферы, объединяют его духовную жизнь и приводят к деформации межличностных отношений. Гипертрофированное воздействие новых технологий в жизни общества, в понимании антигуманистической его направленности, можно ослабить только посредством изменения ценностных ориентации человека.

Не хочу останавливаться на анализе появившихся в последнее время статей о переходе на компьютерные системы нового поколения. Для этого потребуется более 600 миллиардов долларов. Если этого не произойдёт, может случиться катастрофа планетного масштаба. Возникает, извечны вопрос: что же делать? Переходить человечеству на «конную тягу» ограничить потребности?

Человечество никогда не откажется от электронных технических нововведении. А тем более, от постоянно растущих материальных потребностей – такова его родовая сущность. Мне представляется, что человечество сегодня, с его техническим оснащением – это быстро ускоряющийся моховик, который невозможно остановить, пока она окончательно не разрушит основы существования.

Актуальность выживания человечества инициирует проблему исследования образования и влияния компьютеризации на него. Когда в систему образования вводится тот или иной предмет, нужны два условия. Во-первых, следует выяснить полезность и необходимость данного предмета. Во-вторых, нужен анализ содержания и методов преподавания, проблемы мотивации, нравственного воспитания. Совокупность этих условий определяет программу вводимого предмета. Ещё добавим третье условие: какой тип личности окажется затребованным, если данный предмет будет внедрён в систему образования. Оно определяет высшее проявление человеческого существования.

Во всём мире сегодня вводится mass media для приобщения к различным массивам информации. Нельзя не учитывать того, что mass media широко используется в сфере образования. Это библиотеки, дистанционное образование, система internet, без которых не могут формироваться стратегия и изменения в образовательном процессе. Однако нельзя видеть и негативные факторы воздействия mass media.

Традиционная модель образования «учитель – ученик» заменяется на модель «человек – компьютер». Такая модель унифицирует знания, типизирует их, они становятся элементом системы, поддающимся тиражированию. А самое главное, в данной системе уменьшается момент личного воздействия преподавателя на ученика. В процессе компьютерного обучения учащийся не испытывает непосредственного влияния личности педагога, его обаяния, эрудиции, его эмоционального отношения к происходящему в аудитории. При компьютерном обучении происходит в основном воздействие на разум (ratio), но его для усвоения знаний явно недостаточно. Необходимо, чтобы в этот процесс было включено чувство (gensus).

Компьютерное обучение исключает атмосферу доверительного отношения с учащимися (тот же юмор, необходимый для эмоционального пробуждения разума). Мышление каждого ученика различно, оно может выступать и проявляться, обуславливая в частности, силу и направленность способностей его, интересов. В ходе обучения должна осуществляется взаимно связь между национальным богатством вооружённого знаниями, опытом педагога (как транслятора знаний) и эмоциональным миром учащегося. В системе «человек – компьютер» сам педагогический процесс обезличивается, так как человек занимает пассивную позицию.

Эмоциональное пробуждение разума необходимо, это основание развивающегося обучения. Несколько месяцев назад по телевидению в программе «сделай шаг» выступил слепоглухой А. Суворов, доктор педагогических наук. Это человек-легенда. Из зала студии ученому задавали вопросы, сидящая рядом жена переводила их посредствам прикосновениям пальцев (тактильный язык), и он отвечал. В данном случае можно было наблюдать органическое единство чувственного и рационального.

В 2006 году группа учёных различных профессий из разных стран мира по инициативе ЮНЕСКО провела исследование о влиянии «компьютерной революции» на интеллектуальный уровень людей. Если учесть, число компьютеров в мире перевалило за миллиард, то их влияние сказывается на всём человечестве. Исследователи пришли к выводу, что человечество от использования компьютера не стало умнее, нравственное, культурнее и образованнее. Интеллектуальный уровень людей, непосредственно работающих с компьютером, резко снижается, происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, угнетение эмоциональной сферы человека. Реальный, образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром.

Надо признать, что в профессиональной (средней и высшей) школе, в связи с компьютеризацией, доминирует рациональный подход к обучению, особенно в технических вузах. Студент, работающий на компьютере осваивает определённые шаблоны, стереотипы, штампы, а это не способствует развитию духовной сущности человека. Известно, что дети, проводящие большую часть времени за компьютером, в реальной жизни не могут преодолеть «виртуальную» реальность, они закомплексованы, и вынуждены поступаться какими-то человеческими качествами, я уже не говорю о здоровье. Конечно, читающие эти строки могут, со мной не согласиться: «Разве можно сегодня обойтись без компьютера? И всякие моральные сентенции относительно девальвации мышления и вредности компьютеризации – чепуха».

Согласен во многом, сам набирал эту статью на компьютере. Более того, готовится учебное электронное пособие по моей книге «Проблема человека в русской философии». И тем не мене, если был бы альтернативный выбор из двух школ – традиционной и компьютерной – я бы отдал своих детей в традиционную школу, в которой преподают обычные учителя, любящие свой предмет, где есть широкий спектр гуманитарных дисциплин. В Японии уже началась перестройка в области образования. Во многих технических учебных заведениях гуманитарные дисциплины составляют от общего числа до 50%, так как их отсутствие может привести к деградации личности, к её абсолютной социальной неразвитости. В этой стране уже складывается такая система, при которой высшая школа, ориентированная традиционно на естественно-компьютерное образование, поворачивается в сторону гуманитарных дисциплин.

Реформаторы России говорят: «мы должны идти по пути западной цивилизации – это веление времени». Об этом нам твердили, когда началась перестройка в стране. Приходится констатировать сегодня, что реформы провалились, промышленность в упадке, страна превращена в криминогенное государство. Идёт растление молодёжи, упадок культуры, образования, здравоохранения, сокращается рождаемость – вот результаты пресловутых реформ. Компьютеризация в нашей стране то же веление времени. И я вижу, как руководители учебных заведений пытаются оснастить кабинеты компьютерами. Они живут данностью, и им недосуг думать о последствиях технической и техногенной цивилизации. Компьютеризация – это цивилизационный вирус, поражающий духовность, нравственность, культуру. В то же время, как я уже отмечал, без компьютера жить невозможно, он стал необходимостью, воздухом и для многих людей надеждой на будущее. Невольно возникают исторические параллели.

Выдающийся оригинальный мыслитель (писатель, философ, монах). К. Леонтьев (1831-1891) был страшным противником Запада и предостерегал от увлечения западными ценностями. Он считал: чтобы оградить Россию от разложившегося, тлетворного Запада, её нужно «подморозить» на одно - два столетия, так как люди отуманены «прогрессом», внешне манящими техническими усовершенствованиями и материальными благами.

Многие пророчества нашего соотечественника сбылись, некоторым еще, возможно, предстоит сбыться. «Подморозить» сегодняшнюю Россию невозможно, она распахнута для всех идей и «новаций». Один пример: 11 декабря 1998 года состоялась конференция «духовная безопасность России», участники её приняли обращение к «Президенту, правительству, Федеральному собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России», в котором указано, что на территории нашей страны уже действует свыше 2000 религиозных организаций деструктивного и оккультного характера.

Мы не можем повлиять на компьютеризацию России, но поскольку это уже не «виртуальная реальность», а действительность, то нужно думать о выживании России как альтернативной духовной цивилизации, завещанной нам православными предками. Применительно к системе образования это диктует следующую стратегию: компьютеризация должна идти в ногу с общественными науками, их оторванность друг от друга превращает компьютер в беса, дьявола. Мы должны помнить свои духовные и исторические корни. Уникальность самобытность России невозможна без единого фундамента и без той исторической судьбы, которую не под силу переписать самым изощрённым соросовским борзописцам. В будущем в системе образования должно возобладать соотношение социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, основанного на историко-патриотических идеалах, без которых невозможно существование России.

Кажется, швейцарский инженер Эйхельберг представил развитие человеческого общества в виде марафонской дистанции (42 км, 195 м.). по его мнению, вся история общества уже позади и нам осталось до финиша пять метров. На сколько столетий или тысячелетий растянутся эти пять метров, зависит от человечества. В его силах ускорить или замедлить процесс, связанный с развитием науки и техники. Мне лично хотелось бы видеть Россию на этом неотвратимом отрезке человеческой истории самобытным, духовным государством, не космополитичным, а той страной, какой она была на протяжении более чем тысячелетней истории.

Напомню известные слова Ф.М. Достоевского, произнесённые в знаменитой речи, посвященной А.С. Пушкину: «мы осознали всемирное значение наше… и роль нашу в человечестве и не могли не осознать, что назначение и роль эта не похожи на таковые же у других народов. Ибо там каждая народная личность живёт единственно для себя и в себе…». Мы и интересны своей уникальностью, самобытностью. И таковыми должны оставаться, выполняя свою историческую мессианскую роль на Земле.