Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ


«Мера жизни не в длительности,

а в том, как вы ее использовали».

    Монтень.



Имя Василия Осиповича Ключевского (1841 – 1911) – явление мирового уровня в истории русской науки, он по праву вошел в когорту самых великих историков мира. Родился будущий историк в деревне Воскресеновке Пензенского уезда в семье сельского священника. Василий начал читать книги в четырехлетнем возрасте, получил прекрасное домашнее образование. Интерес к истории проявился у мальчика, когда он обучался в духовном училище, а особенно в период учебы в духовной семинарии. Неожиданно для родственников и преподавателей одаренный отрок прервал учебу в духовной семинарии и поступил на историко – филологический факультет Московского университета. В университете он слушает лекции выдающихся ученых своего времени – С.М.Соловьева, Ф.И.Буслаева, С.В.Ешевского, П.Д.Юркевича. Магистерская диссертация Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» и докторская «Боярская дума в Древней Руси» были высоко оценены коллегами и общественностью, позднее вылившиеся в монографии и опубликованные за рубежом. Молодой ученый в разное время читает лекции в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в училище живописи, Александрийском военном училище, Московском университете. На лекции профессора, которые пользовались необычайной популярностью, несмотря на небольшое заикание лектора, собирались студенты и преподаватели разных факультетов, что приходилось пропускать в аудиторию тех студентов, кто должен бал слушать по расписанию. Ф.Шаляпин, посетивший курс лекций по русской истории профессора, в своих биографических записках называл Ключевского великим ученым, «великолепным учителем», который так живописал исторические события, что слушатели как будто видели их своими глазами. Именно историк помог Шаляпину создать на сцене уникальные образы Ивана Грозного и Бориса Годунова.

Ключевским изданы специальные курсы лекций в девяти томах, когда погружаешься в материалы по истории России, начиная с так называемого варяжского вопроса и кончая обзором историографии конца Х!Х столетия, то понимаешь какой грандиозный труд, основанный на исторических источниках, летописях, рукописных памятниках сотворил русский ученый. Ключевский писал: «Исторические источники – это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ. Они требуют предварительной очистки исторического источника от портящих его примесей с целью сделать его годным к научному употреблению». В отличие от историков предшественников, занимавшихся русской историей, Ключевский стремился не только к полному и систематическому изложению русской истории, сколько к выявлению закономерностей и тенденций исторического процесса, в основе которого наличествуют социокультурные и экономические условия развития общества. Историю развития России мыслитель рассматривает с появления людских союзов. История развития общества, по мнению ученого, знает два типа союзов. Это естественные (первичные), созданные инстинктом (семья, род, племя) и искусственные (вторичные), возникшие в результате сознательной, целенаправленной, целеполагающей деятельности (государство, церковь). Переход от первичных союзов к вторичным, составляет содержание исторических процессов, происходящих в социуме. Подобный взгляд на историю развития общества делает честь русскому мыслителю, т.к. его теорию можно экстраполировать на развитие многих государств мира.

В других своих работах по русской истории, Ключевский добавляет и уточняет раннюю классификацию он делит эти элементы на физиологические (пол, возраст, родство), экономические (труд, капитал, кредит), политико – юридические (власть, закон, право) духовные (религия, наука, искусство, нравственность). Методологический подход к отечественной истории, выработанный Ключевским, он развивает в ряде специальных исследований, посвященным различным периодам русской истории: «Происхождение крепостного права», «Сказания иностранцев о Московском государстве», «Подушняя подать и отмена холопства в России», «История сословий в России». В этих работах ученый акцентирует внимание на особость русской истории, отличительность ее элементов, позволяющих найти объективный критерий периодизации истории России. Изучение отечественной истории необходимо двумя методами считал он – «субъективным» и «объективным», цель методов объяснить происхождение современного состояния общества. Осмысливая историческую цепь событий, элементов, в процессе развития общества, историк способен понять их тесную взаимосвязь, движущие силы, явления прошлого в их непрерывном течении, где «нет ни прошедшего, ни настоящего».

Совокупность всех этих элементов и их сочетаний есть проявление деятельности «исторических сил» управляющих процессом социальной эволюции. Под историческими силами мыслитель разумеет природу страны, физическую природу человека, личность и общество. Взаимодействие этих элементов в историческом процессе меняется на различных его стадиях, рождая все многообразие конкретных форм исторической жизни общества. Мыслителя интересовали не только исторические события, а эволюционный социальный характер их развития, стихийные процессы истории русского государства, русского народа. Он дает такую характеристику: «Великорус – историк от природы. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства…». Интересны очерки, написанные Василием Осиповичем о выдающихся историках России: В.Н.Татищеве, Н.М.Карамзине, С.М.Соловьеве, М.П.Погодине, Т.Н.Грановском, И.Е.Забелине, Н.И.Костомарове. Сам он воспитал плеяду крупных отечественных историков и среди них: Милюков П.Н., Платонов С.Ф., Готье Ю.В., Рожков Н.А. и др. После его смерти московские и петербургские ученые подготовили и издали посвященный Василию Осиповичу Ключевскому сборник «Характеристики и воспоминания, в котором он был назван «великим историком, создателем научной истории России».