Станислав Ломакин
Костян





_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ ИВАНА ЛАПШИНА


Глубокие мысли – это гвозди, вогнутые в ум

так, что ничем не вырвать их…

    Дени Дидро.



Среди русских религиозных философов первой половины ХХ - столетия Иван Иванович Лапшин (1870 – 1952) занимает достойное место. Эта особость связана с удивительными дарованиями и беспредельными познаниями философа в различных областях наук. Лапшин окончил Петербургский университет, защитил докторскую диссертацию по философии: «Законы мышления и формы познания» минуя степень магистра, что являлось редким явлением для его времени. Эта работа превратилась в монографию, переведенную на европейские языки. Молодой ученый активный, динамичный, неутомимый для пополнения знаний работает в библиотеках Великобритании, Франции, Германии. Публикует по итогам командировки статьи по истории философии Англии, читает в Петербургском университете курсы по истории педагогических теорий, по критической теории познания, по истории скептицизма, истории философии ХIХ века, по психологии. Вел семинары по психологии художественного творчества и восприятия, истории эстетики, по философским учениям Г.Риккерта, Э.Кассрера, Э. Гуссерля, по «Федру» Платона и др. Его приглашают читать лекции по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских и на Военных курсах, в Педагогическом институте имени П.Ф. Лесгафта. Весь этот перечень дел ученого я фиксирую для того, чтобы показать какими познаниями обладал молодой профессор и если к этому добавить его ораторское искусство, то можно только позавидовать тем студентам, слушавшими философа.

Поразительная работоспособность, эрудиция ученого поражала современников Лапшина, кроме философских трактатов он написал много работ по психологии, логике, эстетике, истории литературы, по вопросам музыки. Так работа по психологии в двух томах «Философия изобретения и изобретение в философии» (2 – е издание, Прага,1924) мыслителя, посвящена психологии творчества и до сих пор является для многих психологов, философов, логиков важнейшим подспорьем в их деятельности. В основу этой работы Лапшина положены три мысли. Философия есть особая наука, не совпадающая, по своему содержанию, ни с одною из положительных наук. Ее прогресс теснейшим образом связан с эволюцией специальных областей научного знания. Изучение научного, технического и философского творчества может оказывать полезное влияние на самый процесс изобретения. Лапшин был последователем своего учителя А.И. Введенского, учения Канта, но в своем исследование вопросов гносеологии расходится с немецким философом, в «выяснении вопроса об отношении законов мысли к формам познания». Ученый ставил для себя задачу выяснить вопрос о праве применять законы мышления за пределами опыта, к «вещам к себе». Он всесторонне разбирает внешние и внутренние условия творчества. Познание зависит от степени применимости закона противоречия к познаваемым объектам. Лапшин не соглашался с кантианцами относительно пространства и время, утверждая, что они являются понятиями, а не формами чувственной интуиции. Он пытается доказать, что пространство и время как и категориальный синтез неотделимы от чувственных данных сознания, а законы мышления опираются на формы познания.

В процессе познания противоречивые свойства объекта проявляются не в существовании, а вне его, т.е. в различные отрезки времени. Существование - мыслитель отождествляет с настоящим. «Два выражения для того же содержания, одно – с временной, другое – с пространственной точек зрения». Философ доказывает, что познаваемы лишь те предметы, которые обладают чувственным содержанием, оформлены временем, пространством в опыте. Интересны суждения Лапшина относительно восхождения человека к более высоким и тонким потребностям, каковыми являются религия, философия, искусство, наука, формы изобретения. Лапшин считал, что поиски новой концепции новой мысли связаны со страданием, недовольством « привычной стороной ранее принятого мировоззрения, тяга к интеллектуальной гармонии, смутное прозрение в сферу нового миропонимания, более истинного».

Важнейшим фактором для философской изобретательности (творчества) по – Лапшину является «великая философская страсть удивления» человека перед фактом его бытия, перед загадками познания и деятельности, перед вопросом о сущности мира и цели бытия. Он соглашается с Кантом и цитирует его три вопроса, ответы на которые человечество будет искать на протяжении всего своего существования. Вот эти простые вопросы Канта: «Что я могу знать», «Что я должен делать», «На что я могу надеяться». В дополнение к работам по гносеологии, Лапшин написал два блестящих по форме и содержанию очерка «О мистическом познании и вселенском чувстве», «О трусости в мышлении». В них он доказывает, что интеллектуальная непоследовательность в мышлении связана с чувством страха, из боязни утратить духовные ценности, такие как, вера в Бога, вытекающие из опыта, в которых субъект осознает себя существом, слившимся с Богом, природой и с миром как целым.

В 1922году Иван Лапшин в числе 300 выдающихся философов, писателей, деятелей науки и культуры был насильственно выдворен за пределы России, наверное, с этого события начался мартиролог русско – советской интеллигенции. В течение тридцати лет Лапшин прожил в Чехословакии, был профессором Русского университета юридического факультета в Праге, принял активное участие в деятельности учебных заведений для эмигрантской молодежи. Ученый с докладами, лекциями, курсами по философии, истории русского искусства и культуры, этики и эстетики выезжал в Берлин, Лондон, Париж, Белград и другие центры русской эмиграции. На выступления Лапшина стекалось множество ученых, деятелей культуры, студентов и преподавателей, всех их поражала энциклопедическая образованность и ораторское мастерство мыслителя. Пражский период жизни ученого, как и предшествующие ему, был насыщен многосторонней деятельностью. Лапшин издает книги, написал большое количество статей по проблеме «чужого Я», о перевоплощаемости в художественном творчестве своего Я в чужое, его тревожат события, происходящие в Европе, мире, России. Написал статьи о метафизике Толстого и Достоевского, эстетике Пушкина и Достоевского, философских взглядах Радищева, Яна Коменского, об умирании искусства, о воле России, споре о свободе воли в современной философии, своеобразии русского искусства, о Римском – Корсакове, Мусоргском, Скрябине и их значении в истории русской музыки и многое другое. Эти работы переведены на многие языки, они пророческие и стали достоянием не только России, а всего цивилизованного мира. И сегодня голос Ивана Лапшина, выдающегося русского мыслителя звучит все громче и тревожней, заставляя прислушиваться к нему миллионы людей.