Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВ


Среди многочисленных выдающихся русских религиозных философов выделяются два брата, родившиеся в многодетной старинной русской княжеской семье: Сергей Николаевич Трубецкой (1862 – 1905) и Евгений Николаевич Трубецкой (1863 – 1920). О последнем и пойдет у нас речь.

Почти все дети княжеских семей получали прекрасное начальное домашнее образование: музыка, изучение иностранных языков, чтение, раннее знакомство с отечественными и зарубежными писателями и мыслителями. Огромную роль в формировании будущих мыслителей, на их духовное развитие, оказала мать, С.А. Полухина – одна из образованнейших женщин России. Сергей и Евгений поступили в калужскую гимназию (отец был губернатором Калужской губернии). В гимназии братья знакомятся с философскими трактатами Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Гегеля, Толстого, Достоевского, Хомякова, Соловьева, позднее Вл. Соловьев станет самым ближайшим другом, и не без их влияния Сергей и Евгений переходят на позиции религиозного философствования, на которых и оставались до последних лет своей жизни. Оба брата закончили юридический факультет Московского университета. Почти в одно и то же время становятся магистрами, защищают докторские диссертации, профессорами, а Сергей даже избирается ректором Московского университета. Когда читаешь многочисленные книги и статьи Сергея и Евгения Трубецких поражаешься сделанному и тому, какой напряженной общественной, интеллектуальной деятельностью была окрашена их повседневная жизнь.

Большое число философских работ Евгения Трубецкого, а они составляют более 20книг и сотни брошюр и статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики, искусства, сознания, познания. Я лишь остановлюсь на последней книге мыслителя «Смысл жизни», (М., 1918), созданной в период крушения России, написанной с особой силой, как бы завершающее развитие русской религиозной мысли. В этот период он размышляет над разрушительными для России событиями революции, тревожится о судьбе духовной культуры, русской интеллигенции в новой исторической эпохе, которую не принял. В предисловие к книге философ писал: «Внешним поводом настоящего труда являются мучительные переживания мировой бессмыслицы, чем мучительнее ощущение царствующей бессмыслицы, тем ярче видение того безусловного смысла, который составляет разрешение мировой трагедии». Еще в 1907году статье «Два зверя» ученый предвидел катастрофу своего отечества: «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колосом на глиняных ногах. Класс восстанет против класса, племя против племени, окраины против центра». Философ дает советы, как можно предотвратить, избежать катастрофического исхода событий. Вот его слова – предупреждение. «Противостоять всеобщему разрушению и пожару может только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе. Над кладбищем стоит церковь – олицетворение вечно воскрешающей жизни. На нашей равнине это – та единственная возвышенность, которую смерть доселе не могла сравнить с землею. Горит только то, что тленно». Под понятием смысл жизни Трубецкой подразумевал общезначимую мысль о чем – либо, и в этом значении смыслом обладает все, что может выражено в мысли без различия ценного и неценного. «Все живые существа переживают бессмыслицу, все о ней страдают, томятся ее. Но одно единственное существо из всей твари – человек поднимается над нею мыслью, в поисках истины, смысла жизни, сознает и осуждает прошлое и настоящее».

Призыв к духовному единению людей, перед грозящими событиями, философ рассматривал в книге «Смысл жизни», метафизической концепции Всеединства о роли России в истории человечества, которая составляет мифологему Святой Софии (Премудрости Божией), рассматриваемой в двух аспектах: Абсолютном (Божественном) и национальном – русском. В какой - то мере Е. Трубецкой ставил эти вопросы в прекрасных своих работах: «Россия в ее иконе», «Умозрение в Красках», «Два мира в древнерусской иконописи». Он первый в отечественной литературе дал целостное эстетическое, философское, историческое и богословское истолкование древнерусской иконы. Изложенные идеи, касающиеся смысла жизни, рассматриваются ученым в двух ипостасях, две классические апории богословия: как может существовать мир, как может существовать зло в мире? Первая апория поднимает вопрос о соотношении Абсолютного и другого, Бога и мира, чтобы существование мира не противоречило абсолютности и всеединству Бога. Разрешением этой апории, по мнению философа, богочеловечество и его воплощение – Христос, в природе которого Божеское и человеческое присутствуют нераздельно и неслиянно.

В данном случае речь идет о нераздельности – неслиянности Бога и мира это означает, что мир в каждый момент и отличен от Бога, внебожественен, и в то же время причастен Богу, идет к соединению с Ним – обожению, т.е. мир в Боге. Синтез божественного и человеческого выступает как замысел Божий о мире и опознается как смысл истории, равно как и смысл жизни каждого человека, живущего на земле. Что касается проблемы происхождения зла, Трубецкой решает ее в традиции православного вероучения. Зло есть отпадения твари от Всеединства, отказ ее от своей причастности Богу. Появление зла в мире, мыслитель связывает со свободою твари. Наличием у последней самоопределения или же свободного выбора. Между добром и злом, осуществлением или отрицанием Божьего о себе замысла. Для того, чтобы устранить данное противоречие необходимо отпадение твари от Бога, обращающее ее в ничто, необходимо самоопределение человека к добру, избавиться от уз грехов. Во Христе – залог действительности свободы: того, что грех преодолим, самоопределение к добру достижимо, и человек есть не раб греха, а друг Бога. Человек, соединяясь с Богом, становится Богочеловеком, «не растворяется в Нем, а, наоборот, восстанавливает нарушенную страданием и смертью целость своего существа, достигая полноты и совершенства своей человеческой жизни». Полнота жизни каждого человека связана с гармонией, ладом, с совестью, ценности культуры, устремлением к какой – либо цели.

Все это представляет собою отклик сознания на запрос, истекающий из самой глубины жизненного стремления. Поиски смысла отдельного человека становится проблемой искания всемирного смысла. Философ напутствует людей, всеединый, всемирный смысл «должен открыться в самом страдании, в самой немощи твари, в неудачах ее искания, в ее высшей, предельной муке, белее того – в самой ее смерти». В процессе искания всемирного смысла человечество придет к мысли о Христе – Богочеловеке, грядущим в мир, поправшего смертью смерть. Самим своим существованием Он объемлет в себе вечное и временное и укажет путь, который не завершает всемирную историю. Люди принимают в свою душу божье творение, единение мира и Духа, как высшей цели смысла жизни, завещанного человеку Богом. Своей работой «Смысл жизни» Евгений Трубецкой как бы завершает определенный этап в развитии русской религиозной философии. Подлинный смысл творчества выдающегося русского мыслителя, как и его общественной и политической деятельности, и всей его жизненной позиции и устремлений есть пафос обретения устоев: обоснование христианства как смысла жизни.