Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







АНАРХИСТ, МЫСЛИТЕЛЬ, РЕВОЛЮЦИОНЕР


…В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

    М.Ю. Лермонтов.



Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921) происходил из древнего княжеского рода, чья родословная велась от самого легендарного Рюрика. В книге «Записки революционера» мыслитель, ярко повествуя о своем детстве, вспоминал: «Отец мой очень гордился своим родом и с необыкновенной торжественностью указывал на пергамент, висевший на стене в кабинете, покрытый горностаевой мантией, увенчанной шапкой Мономаха». И вот в такой родовитой семье сформировался непримиримый борец с царским самодержавием, противник государства, выдающийся ученый – энциклопедист, уникального дарования, обладавшего редкостным трудолюбием. Природа одарила Кропоткина чрезвычайно чутким и отзывчивым сердцем, которое отзывалось на несправедливость и зло по отношению к простым людям. Его пытливый исследовательский ум плодотворно работал во многих направлениях. Перечислим лишь некоторые из них: философия и социология, политика и история, география, этнография, этика, эстетика, литература, публицистика, сельское хозяйство и кооперация, проблемы образования и воспитания, история науки и политэкономии, переводил книги западных ученых на шести языках. Деятельность русского ученого, его многочисленные работы стали достоянием мировой науки, культуры человечества.

С самого раннего детства Кропоткин удивлял родных и окружающих его людей. Блестяще закончив престижный Пажеский корпус, ему прочат военную карьеру при императорском дворе, его лично знает Николай 1, но выпускник удивляет всех, он предпочел службу в рядовом казачьем полку в Сибири. Молодой офицер совершает ряд путешествий по Амурскому краю и Маньчжурии, занимается изучением Восточной Сибири и проверкой мест отбывания наказаний, составляет проекты изменения системы ссылки и тюрем, развития местного самоуправления. Он открыл группу молодых вулканов, несколько горных хребтов, исследовал Большой Хинган, впервые описал Манчжурию и составил карту Амура и Сунгари, описал животный и растительный мир этого края. Его научные исследования по физической географии Сибири и Дальнего Востока получили признание в научном мире, после их публикации в Петербурге, Кропоткин был награжден золотой медалью Русского географического общества. От предложения занять пост секретаря этого общества он отказывается, удивляя родных и знакомых.

Более того, тяга к серьезной научной деятельности подвигла Кропоткина выйти в отставку и он снова удивляет всех, поступив в Петербургский университет на физико – математический факультет, сочетая учебу с большой исследовательской работой в области географии. Окончив университет, молодой ученый в Финляндии провел исследовательскую работу по теории происхождения ледникового периода. Это открытие, отраженное в статьях ряде научных журналах Европы принесло ученому известность. Он писал: «Мне хотелось разработать теорию о ледниковом периоде, которая могла бы дать ключ для понимания современного распространения флоры и фауны и открыть новые горизонты для геологии и физической географии». Благодаря новым, величественным обобщениям ученому удалось передать в мельчайших подробностях неведомую картину мира человечеству, связанную с ледниковым периодом. Кропоткину предлагают принять должность секретаря Географического общества, и вновь он удивляет всех своим отказом. Он покидает Россию в 1872 году, в Европе знакомится с взглядами теоретика и практика анархического движения М.А.Бакунина и деятельностью 1 Интернационала.

Надо признать, что Кропоткина поразили идеи анархизма, но они отчасти были подготовлены, появившимися еще в Сибири интересом к социалистическим идеям и движениям. Мыслитель признавался, как он знакомился с литературой, находясь в Германии: «Я читал целые дни и ночи напролет, на нескольких языках, и вынесенные мною впечатление было так глубоко, что никогда ничем не изгладится». Вернувшись в Россию, Кропоткин устанавливает связи с революционным подпольем и ведет пропагандистскую работу. Он опубликовал свою программу реформирования России, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, но через два года (1876) совершает побег и только через сорок лет свидится с родиной. В Англии ученый знакомится с М.Бакуниным, незадолго до смерти великого революционера – анархиста, и под влиянием его идей становится теоретиком, главой международного анархического движения. За свою революционную деятельность ученый вторично арестовывается, на этот раз уже французскими властями, и заключается в тюрьму Клерво. Наш соотечественник приобрел такую известность как ученый и общественный деятель, что за него вступились выдающиеся представители европейской науки и культуры: Э.Ренан, В.Гюго, Г.Спенсер, Э.Реклю и др.

Кропоткин в годы эмиграции, подчинив себя революционной деятельности, не прекращает интенсивно заниматься наукой, он сотрудничает с крупнейшими европейскими научными изданиями, ведет научное обозрение в журналах, пишет статьи для «Британской энциклопедии», избирается членом нескольких научных академий мира. В это время мыслитель создает свои фундаментальные сочинения: «Современная наука и анархия», «Речи бунтовщика», «Хлеб и воля», «Поля, фабрики и мастерские», «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Великая французская революция», «Этика». Им опубликовано в различных изданиях около двух тысяч статей и брошюр. Этот показатель говорит о фантастической работоспособности ученого. И еще, когда читаешь научные работы Кропоткина, поражаешься указателем имен, т.е. использованными, прочитанными, осмысленными источниками, они составляют тысячи на разных языках. В своих научных трудах «Хлеб и воля», Кропоткин сформулировал социальный идеал – безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после победы социальной революции и гражданской войны, «если правящие классы своим слепым упрямством сделают ее неизбежной».

При этом мыслитель считал непременным условием построения нового общества, достижения подлинной свободы и равенства является экспроприация – изъятие в общее пользование из частных рук средств производства, всего того, что «дает возможность кому бы то ни было… присваивать себе чужой труд», введение справедливых принципов распределения. Кропоткин погружается в историю развития общества, доказывая, что коммунизм без государства рождается из практики народной жизни, что подтверждает история: первобытный род, сельская община, средневековые цехи и вольные города были созданы и управлялись народом с помощью обычного права, без государства и принятого им законодательства. Государство, концентрируя в себе общий интерес «помещика, судьи, фабриканта, солдата», лишь препятствовало человеку в желании создать себе обеспеченную и свободную жизнь. Ученый, вернувшись в Россию в период Февральской революции, сразу включился в революционный водоворот, встречался с руководителями различных политических партий (встречался с Лениным, обменивался с ним письмами, признал Октябрьскую революцию), пытался примерить враждующие социальные движения. Во многом идеи Ленина и Кропоткина о складывающемся новом социуме совпадали, но анархист был противником диктатуры пролетариата, с ее жесткой государственностью.

Кропоткин пророчески предупреждал о неизбежности тотальной бюрократизации всех сторон жизни общества, неэффективности ставки только на крупное машинное производство, необходимости развития кооперации и гибких способов регулирования экономической жизни страны. Ленин воспользовался некоторыми советами ученого в оформлении плана строительства социализма с опорой на кооперацию. До конца своих дней мыслитель утверждал, что коммунизм, анархизм и научный метод («индуктивно – дедуктивный метод естествознания») оказываются силами, способными поддержать и взаимоопределять друг друга. Основной пафос анархизма – борьба с государственной властью, поддержка личности в ее противостоянии государству, господствующему над ней «в силу исторических условий». В своем последнем выдающимся научном трактате «Этика» Кропоткин, с точки зрения анархизма, ставил задачу построить всю совокупность наук, касающихся человека, пересмотреть представления о праве, справедливости на основании последних данных, уже полученных этнологическими исследованиями, «распространяя их далее». Приверженец «синтетической систематической философии», способной дать ответы на главные вопросы человеческой истории обосновал неприятие правового государства, представительной демократии и рыночного хозяйства, убедительно доказал, что любые преобразования общества только тогда имеют смысл, когда они ведут к освобождению личности, а не к замене одной социально – экономической системы угнетения и унижения другой.

Этика Кропоткина базируется на таких понятиях как справедливость, нравственность, великодушие, взаимопомощь, безусловной верой в торжество грядущей социальной справедливости, олицетворенной в общинно – коммунистическом строе будущего. Подчеркну для читателя, анархического общинного коммунизма, в отличие от «коммунизма авторитарного».

Русский мыслитель вошел в когорту самых выдающихся ученых планеты. Великий революционер, во всех проявлениях жизни, многое сделал, чтобы «заставить человека почувствовать себя заодно с бьющимся сердцем всего человечества, с зачинавшимся бунтом против вековой несправедливости и с попытками выработки новых форм жизни». Кропоткин был человеком огромной умственной энергии, высокой нравственности, незаурядного литературного дарования, блестящий оратор и публицист, пропагандист русской науки и литературы пользовался неизменной популярностью среди ученых и литераторов во всем мире. Последние годы великий русский гуманист жил в подмосковном городе Дмитров. Вначале 1921года он заболел, по инициативе В.Ленина к нему была направлена группа врачей во главе с министром здравоохранения Н. Семашко, но было уже поздно. Похоронен князь Петр Алексеевич Кропоткин на Новодевичьем кладбище в Москве.