Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ДИАГНОСТ, ВРАЧЕВАТЕЛЬ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ


«Праздность больше всех пороков

ослабляет интеллект и мужество».

    Монтескье.



Родословная Боткина Сергея Петровича (1832 – 1889) теряется в крестьянской среде; дед его был крепостным крестьянином Псковской губернии, переселившийся в Москву, успешно занявшийся торговлей. Отец будущего светилы медицинской науки выбился в зажиточного московского купца, оставив после себя огромный капитал, девять сыновей и пять дочерей, дав всем им прекрасное образование и воспитание. Многие их них занимались литературой и искусством, были большими поклонниками живописи и скульптуры. Особо необходимо отметить первого сына – Василия Петровича Боткина (1811 – 1869), выдающегося мыслителя, публициста, писателя, литературного критика, искусствоведа, философа. Его считали провозвестником экономического материализма, он одним из первых в России знакомил интеллигенцию с произведениями К.Маркса и Ф.Энгельса. Сергей Петрович был одиннадцатым ребенком в семье Петра Боткина. И старший брат Василий, осознав незаурядные интеллектуальные способности Сергея, опекал и направлял в нужное мировоззренческое русло большую любовь к учению младшего брата. Все Боткины были верующими людьми, что не мешало им серьезно заниматься наукой.

Сергей поступил в частный, один из лучших в Москве, пансион Эннеса, где проявил себя как лучший математик и отличался большой физической силой, за что пользовался особенным авторитетом среди товарищей. На развитие Сергея влияли известные деятели литературы и науки, дом Боткиных являлся культурным центром в Москве, в нем бывали: Н.Станкевич, И.Тургенев, Н.Гоголь, В.Белинский, Т.Грановский, А.Герцен, А.Фет и др. Сергей в отличие от братьев выбрал медицинский факультет Московского университета и со всей страстью своей даровитой натуры отдался занятиям и уже к третьему курсу стал лучшим студентом своего курса. Особо его дарования проявлялись в области диагностики. Студенты, даже профессора обращались к нему как к авторитету, когда возникали диагностические сомнения и споры. Пытливый ум Сергея требовал постоянно деятельности, он читал день и ночь специальную медицинскую литературу на нескольких языках. Часть времени он проводил в лабораториях, пытаясь разобраться в сложнейших патологических случаях, рассматривая и решая их, как математические задачи, путем логики и практических усовершенствований. Сергей Петрович с отличием окончил университет в 1855году. Крымская война (1853 – 55)продолжалась, и он тотчас же отправился в Симферополь, куда после падения Севастополя направлены были главные транспорты больных и раненых, где стал работать в госпитале под руководством выдающегося хирурга Н.И.Пирогова.

Во время военных действий Боткин приобрел большой опыт и окончательно решил посвятить себя изучению обширной науки о внутренних болезнях. После окончания войны молодой врач решает отправиться за границу, цель его усовершенствовать врачебные навыки, соединив их с научными исследованиями. Он писал об этом времени: «Уезжая в 1855 году за границу с целью учиться, я ни от кого не мог получить указаний и советов, где, как и у кого можно заниматься с пользой в Европе. Остановившись в первом университетском городе – Кенигсберге в терапевтической клинике профессора Гирша, а затем клинике профессора Вихрова, патологической анатомии в Вюрцбурге, Берлине с жадностью набросился на работу». Боткин провел два года в Берлине в институте патологии, занимаясь у Вихрова на его курсах, не пропуская ни одного производимого им вскрытия. Проводя микроскопические исследования нормальных тканей человеческого тела и патологических изменений в них, Боткин опубликовал ряд работ по гистологии, особенно в тех ее замаскированных и отраженных проявлениях, которые нередко служат камнем преткновения для самых опытных практических врачей. Ученый побывал в лучших клиниках Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Германии, посещая лекции известных профессоров того времени, он постоянно учился, но и сам удивлял, поражал знаменитых ученых своими точными диагнозами больных. Боткин, визуально всматриваясь в лицо пациента, давал безошибочный диагноз больного.

В 1860 году Боткин, защитив докторскую диссертацию в Петербурге при ожесточенном противостоянии профессоров – немцев и горячей поддержке студентов был избран ординарным профессором, а затем возглавил кафедру академической терапевтической клиники, которой руководил до конца своей жизни. Обладая великолепными организаторскими способностями, поразительным трудолюбием, обширными познаниями он превратил свою клинику одну из лучших в Европе, если не лучшую. В клинике он читал лекции студентам, иногда вводя в них умную импровизацию, генерируя новые идеи, оказывая воспитательное воздействие на слушателей, неизбежно привыкших даже во внешних приемах подражать своему любимому учителю. Боткин первым ввел в России, когда преподавание, практика были тесно связаны с научными исследованиями.

Многие свои лекции Боткин сопровождал демонстрациями на больных, используя самые современные для того времени технические усовершенствования. Ученый, обладая ясным аналитическим умом, был самым талантливым клиницистом своего времени. Студенты понимали во время его лекций, что болезнь утрачивала свое шаблонно – книжное определение, и возникала мысль, что нужно лечить больного, а не болезнь. Он ставил диагностику не только болезни, но «диагностику больного» , постоянно напоминая студентам, что лечить больного нужно в целом. Ученый также первым ввел в медицинскую практику обязательное вскрытие умерших. В клинике Боткин организовал клинико – экспериментальную лабораторию, где многие начинающие ученые проводили свои опыты по разным направлениям. В частности изучалось влияние центральной нервной системы на деятельность различных органов, была разработана учениками Сергея Петровича методика искусственного кровообращения, изучали целебные травы, появились гомеопаты, народная медицина не мешала научным исследованиям, а помогала. Кстати наш первый лауреат Нобелевской премии 1904года великий физиолог Павлов И.П. проводил свои исследования в стенах боткинской лаборатории, проработав в ней в качестве заместителя Боткина десять лет. В 1881 году Боткин начал издавать «Еженедельную клиническую газету», в которой помещались сообщения о достижениях, связанных с научными исследованиями его учеников, публиковались лекции ученого, записанные ассистентами и впоследствии изданные отдельной книгой.

Боткин, занимаясь исследованиями различных болезней, был первым ученым, пришедшим к пониманию того, что инфекционные заболевания печени вызываются даже еще более мелкими микроорганизмами, чем бактериями. Инфекционное вирусное заболевание, характеризующиеся поражением печени с развитием желтухи, а также нервной системы, почек, пищеварительного тракта и других органов. Гипотеза ученого полностью подтвердилась, исследователи установили вирусную природу гепатита, который был назван болезнью Боткина. Самый верный, ближайший друг Боткина, автор великого труда «Рефлексы головного мозга» Сеченов И.М. высоко оценил открытие коллеги. Боткин первым высказал мысль о специфическом строении белка в различных органах. Разработал диагностику и клинику опущенной и «блуждающей» почки.

Когда погружаешься в трехтомный «Архив клиники внутренних болезней профессора Боткина», поражаешься всему содеянному ученым и его учениками и приходит осознание того, что он во многих начинаниях был первым. Ученый – практик открыл бесплатную лабораторию, первую в истории клинического лечения больных. В ней Боткин лечил и наблюдал людей независимо от социального происхождения и религиозной принадлежности. По его инициативе было открыто ряд бесплатных больниц, в 1872году были открыты впервые женские врачебные курсы – первая в мире высшая медицинская школа для женщин. Ввел институт санитарных врачей, положил начало бесплатной помощи на дому, создал общество школьно – санитарных врачей, совет главных врачей петербургских больниц, организовал приют для престарелых одиноких врачей и многое другое. Необыкновенная человечность врача Боткина, искреннее сочувствие больному, стремление помочь страждущему вызывали к нему доверие всех, кто обращался к нему.

День ученого – практика был расписан по минутам: лекции, консультации, посещение больных на дому, совещания, разные комиссии, возглавляемые им, написание научных статей, редактирование книг и статей друзей и учеников, лечил царственных особ. Несколько десятилетий Боткин находился в апогее своей деятельности, когда умственная и нравственная его энергия поражали всех, кто прямо или косвенно общался с ним. Больные осаждали его, выстраивались огромные очереди, и эта лавина с каждым годом росла. Такой ритм жизни редко кто мог выдержать и Сергей Петрович от этих приемов утомлялся. Лучшим отдыхом после работы была игра на виолончели, ей он посвящал ночные часы, она являлась действенным средством для восстановления умственной энергии и чтение любимых русских авторов: Лермонтова, Достоевского, Салтыкова – Щедрина и др. В 1877году Боткин в свите императора Александра!! принял участие в русско – турецкой войне, и провел безвыездно около семи месяцев, помогая раненым и больным в экстремальных условиях.

Чтобы понять масштаб личности Боткина я приведу лишь один пример. В 1882году общественность России задумали устроить празднование 25 – летия его деятельности (против воли юбиляра), лестные оценки заслуг и трудов, поздравления, похвалы врача от разных общественных организаций, университетов, ученых обществ зачитывались в течение всего дня. Как академик, профессор Боткин состоял членом 33учреждений и ученых обществ, в том числе 10 иностранных. Как и отец, Сергей Петрович был многодетным папашей, у него было двенадцать детей от двух браков. Дети его боготворили, старались наследовать его профессию. Сын Евгений Сергеевич Боткин(1865 – 1918), как и отец, был лейб – медиком, лечащим врачом семьи императора Николая!! и не покинувшим семью, хотя имел такую возможность, в ее минуты роковые… Сергей Петрович несмотря на ухудшение здоровья (стенокардия, закупорки легочных сосудов из – за ослабления сердечной деятельности) медленно угасал, в минуты улучшения продолжал читать лекции, его любимое занятие. В письме от 6апреля 1889года, за несколько месяцев до кончины, он писал: «Мой учебный сезон я провел хорошо и, окончив его, даже не чувствовал усталости; бывало, поедешь в клинику, прочтешь лекцию и освежишься на целый день». Болезни, предшествующие финалу жизни никого не минуют, даже великого врачевателя, посвятившего свою деятельность, все свое дарование борьбе с болезнями человечества.